Конституция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение Конституции РФ, как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
1.Дать определение понятию Конституции и раскрыть ее сущность.
2.Раскрыть функции Конституции РФ.
3.Выявить структуру Конституции РФ.
4.Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
5.Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1.Понятие и сущность, классификация Конституции Российской Федерации…………………………………………………….....5
1.1Понятие и сущность Конституции Российской Федерации……………………….5
1.2.Классификация Конституции Российской Федерации……………………………7
2.Функции Конституции РФ…………………………………………………9
3.Структура Конституции Российской федерации…………….13
4.Юридические свойства Конституции РФ………………………...17
5.Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации………………………………………………………………………….19
5.1.Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (ст. 135)…………………………………………………………………….20
5.2.Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)……………………………………………………………………………..25
5.3.Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (ст.137)…………………………………………………………………………………..28 Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и  включает в себя 11 статей, которые  закрепляют: статус Федерального Собрания - парламента как представительного  и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие  судебной власти в РФ. В главе  определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и  закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

 Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные  и переходные положения Конституции  предусматривают порядок изменения  и пересмотра ее положений, а также  содержат нормы, указывающие на некоторые  временные изъятия из действий отдельных  положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей). В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др. 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

  4 Юридические свойства Конституции РФ.    

  Конституция РФ как особый закон, определяющий основы правовой действительности России, обладает следующими признаками (свойствами):

1) высшая  юридическая сила. Все нормативные  правовые акты на территории  России не должны противоречить  Конституции РФ. При этом действие  Конституции РФ распространяется  на всю территорию Федерации,  безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" нее на территории того или иного ее субъекта;

2) особый  порядок принятия и изменения.  Конституция РФ принимается либо  посредством референдума, либо  Конституционным Собранием, специально  образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ. При этом в гл. 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для внесения изменений в гл. 3-8 необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь после подписания Президентом РФ, а затем - одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ - жесткая, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено;

3) нормотворческая  база текущего законодательства. С принятием конституции все  действующие акты должны быть  приведены в соответствие с  ней (либо отменены те, которые  полностью ей противоречат). В то же время конституция требует издания большого числа новых нормативных правовых актов;

4) прямое  действие норм. Многие нормы конституции  не нуждаются в опосредовании  актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то до  издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

По своей  форме и сущности Конституция  РФ - это писаная конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая  охрана конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Согласно  ст. 71 Конституции РФ контроль за ее соблюдением относится к ведению  РФ, а обеспечение соответствия конституций  республик Федеральной конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Особое  место в защите Конституции РФ и конституционного строя принадлежит  Президенту РФ, который как глава  государства является гарантом конституции; обязанность соблюдать и защищать конституцию входит в содержание его присяги.

В целях  защиты Конституции РФ формируется  Конституционный Суд РФ. Его судьи  назначаются Советом Федерации  по представлению Президента РФ, Конституционный  Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает вопрос о соответствии Конституции РФ законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции РФ.

Акты  или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, не соответствующие  Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

В решении  задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ.

5 Поправки и пересмотр  Конституции Российской  федерации.

Предложения о поправках и пересмотре положений  Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.2

Конституция содержит исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные  поправки и пересмотр Конституции. В целях обеспечения стабильности Основного закона государства круг этих субъектов сужен по сравнению с субъектами законодательной инициативы.'

Инициирование пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок перечисленными в данной статье субъектами оформляется  в виде соответствующего акта, принятого  с соблюдением установленных процедур, например, постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ.

Если  инициатива исходит от групп членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы, она оформляется  в виде документа, под которым должно быть установленное Конституцией число подписей. Порядок оформления такой инициативы предусмотрен регламентами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

 Согласно статье 134 Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:

- Президент  Российской Федерации;

- Совет  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации;

- Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  Федерации;

- Правительство  Российской Федерации;

- законодательные  (представительные) органы субъектов  Российской Федерации;

- группа  численностью не менее одной  пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень  этих органов государственной власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации' обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации. 

5.1 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской                                            Федерации.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Конституция содержит запрет пересмотра гл. 1, 2 и 9 Федеральным  Собранием РФ, так как она принята  путем всенародного голосования и народ учредил именно такие основы конституционного строя, которые закреплены в главе 1. Нормы этой главы определяют содержание всех других положений Конституции, которые не могут им противоречить. Народ также выразил свою волю относительно тех основ правового статуса личности, которые закреплены в гл. 2 Конституции. Поэтому нормы этих глав не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием РФ. Нормы главы 9 не могут пересматриваться в упрощенном порядке, поскольку путем внесения изменений в эту главу можно было бы установить менее сложную процедуру пересмотра любой главы Конституции.

Общественные  отношения должны быть стабильными, но не статичными. В ходе их развития может возникнуть необходимость  пересмотра содержания Конституции, в  том числе глав 1, 2 и 9. Конституция предусматривает очень сложный порядок такого пересмотра. Необходимость поддержки предложения о пересмотре этих глав 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы имеет цель предотвратить необоснованный созыв Конституционного Собрания - особого конституционного органа, созываемого в установленном федеральным конституционным законом порядке, имеющего право решать вопрос о дальнейшей судьбе действующей Конституции.

Конституционное Собрание наделяется широкими полномочиями в решении вопроса о том, оставить ли действующую Конституцию неизменной, разработать проект новой Конституции РФ и принять его 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или вынести проект на всенародное голосование. Только этому органу принадлежит инициатива проведения конституционного референдума.

Поскольку Конституция не устанавливает иное, проведение всенародного голосования  по вопросу принятия новой Конституции  РФ осуществляется на основе Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».'

Главы 1, 2 и 9 - это те главы Конституции, которые регулируют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения  самой Конституции, то есть, защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает большинством в три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание - особый орган, наделенный правом решить, нужны эти изменения или нет. Если Конституционное Собрание решит, что изменения нужны, то оно разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Вопросы изменения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть решены законами РФ о поправках к Конституции, поскольку положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституция предусматривает внесение предложений о пересмотре положений Конституции. Причем ряд важных вопросов внесения таких предложений сегодня не урегулирован.

Информация о работе Конституция Российской Федерации