Конституция США и социально-экономические права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной историко-правовой темы связана с решением проблемы становления на отдельных этапах развития американского общества социально-экономических прав граждан,а именно в XXв. В связи с политическими,социально-экономическими изменениями в США менялось и отношение к этим правам как к конституционным,в то время как они были внесены в тексты ряда европейских конституций и в основные документы международного права. При этом к основным социально-экономическим правам (ко второму поколению прав)стали относить и право собственности.К этому поколению обычно относят,несмотря на изменение перечня прав,четыре основных вида. Во-первых,право на труд в справедливых и благоприятных условиях, в том числе право на такие средства защиты труда,как создание рабочих организаций,коллективные средства борьбы за интересы работников

Файлы: 1 файл

Конституция США и социально.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

Конституция США  и социально-экономические права  граждан

Введение

 

Права и свободы человека и гражданина являются гуманитарным измерением состояния соционормативной культуры общества.Институт прав человека, к которому относятся и социально-экономические права граждан,обогащает правовую систему,поднимает ее на новый уровень развития.

Актуальность данной историко-правовой темы связана с решением проблемы становления на отдельных этапах развития американского общества социально-экономических  прав граждан,а именно в XXв. В связи с политическими,социально-экономическими изменениями в США менялось и отношение к этим правам как к конституционным,в то время как они были внесены в тексты ряда европейских конституций и в основные документы международного права. При этом к основным социально-экономическим правам (ко второму поколению прав)стали относить и право собственности.К этому поколению обычно относят,несмотря на изменение перечня прав,четыре основных вида. Во-первых,право на труд в справедливых и благоприятных условиях, в том числе право на такие средства защиты труда,как создание рабочих организаций,коллективные средства борьбы за интересы работников.Во-вторых, право на социальное обеспечение(социальную защиту), формулируемое и как право на минимум условий существования,и как право на участие в системах социального страхования,и как право на физическое и нравственное здоровье. В-третьих,право на образование и пользование достижениями культуры.

 

1Связь социально-экономических  прав с Конституцией США

 

Социальные и экономические  права по своей природе тесно  связаны между собой. Понятие  социально-экономических прав применимо  к этой широкой группе прав,включающих не только социальные(социально-обеспечительные  права), экономическая составляющая которых не вызывает сомнений,но и  группу трудовых прав,имеющих ясно выраженное и социальное,и экономическое  содержание.Такое же содержание у одного из ключевых прав– права на социальное страхование,фонды которого в США формируются путем страховых взносов трудящихся.

Дискуссионность отнесения  права частной собственности  к социально-экономическим правам не сводится к выбору между допустимостью  ограничения этого права позитивно-правовыми  средствами или к определению  его естественного(конституционно-неприкосновенного)характера1.Трудность определяется социальной ролью права собственности,которое не только соответствует,но может и противоречить общественным интересам.

В большинстве современных  конституций вопрос решается в основном в пользу признания социальной роли права частной собственности  и закрепления его конституционных гарантий. Но это не исключает,а как свидетельствуют большинство конституций,предполагает полномочия государства по ограничению осуществления этого права путем вмешательства в договорные отношения,распределительной политики,антимонопольных мер. Регулирование отношений собственности с точки зрения защиты общественных интересов стало непосредственно осуществляться Верховным судом США с конца ХIХ века.

Роль государства стала  важнейшим фактором правовой эволюции в направлении признания и  восприятия американской правовой системой социально-экономических прав граждан.Второе поколение прав формировалось,не без влияния социализма,на основе политики неолиберализма.Идеология неолиберализма в значительной мере сводилась к новому «позитивному»пониманию свободы как обязанности государства проводить социальную политику в целях смягчения обострившихся к началу ХХ века классовых противоречий.Государство в западных странах, вплоть до настоящего времени, при усилившихся попытках возвращения к т. н. «свободному рынку», остается наиболее мощным инструментом влияния на социально-экономическое развитие1. И к концу ХХ столетия до половины государственных расходов составляли социальные расходы. Как отмечает Г.В.Мальцев, рынок,«лишенный поддержки нерыночных социальных факторов, прежде всего политической опоры на государство...стагнирует...«выращивает»в себе кризисы,инфляции и прочие беды»2.

Наметившаяся тенденция  к изменению приоритетов социального  законодательства не свидетельствует  о кардинальном изменении сложившихся  в ХХ веке функций государства  и принципов конституционализма.В работе хотелось бы рассмотрение развитие главным образом американского федерального социального законодательства.Слабость федеральной власти в период так называемого«дуалистического федерализма»,до второй половины1930-х гг., препятствовала выполнению государством США конституционной обязанности обеспечения общего благосостояния.Верховный суд трактовал Х Поправку как оставляющую полномочия в сфере труда и социального обеспечения штатам, у которых отсутствовали необходимые для социальных программ средства.В период «нового курса» Ф. Рузвельта централизация американской формы государственного устройства сопровождалась принятием федеральных законов, легитимность которых обосновывалась выполнением конституционных обязанностей государством.Усилению федеральной власти способствовало наделение Верховным судом США правительства в Вашингтоне полномочиями по регулированию социально-экономических отношений (при новом толковании конституционного положения о«межштатной торговле» и Х Поправки).

Американский опыт развития социально-экономических прав граждан  приобретает особую актуальность в  связи со специфическим подходом к этим правам, ибо в Конституции  США они не нашли прямого закрепления,а их реализация связана с рядом особенностей:

Во-первых,социально-экономические права получили оформление и развитие главным образом в нормах отраслевого законодательства,но не в самом тексте Конституции.

Во-вторых,в системе защиты социально-экономических прав важнейшую роль играет судебная власть во главе с Верховным судом США.

В-третьих,особенностью развития конституционной концепции социально-экономических прав США является значительная роль законодательной и исполнительной федеральной власти в процессе нормотворчества и правоприменения.

Актуальность данной теме придает и дискуссионность вопроса  о социально-экономических правах в американской науке и практике.В течение многих десятилетий обсуждается вопрос об оценке этих прав и как разновидности конституционных прав граждан,и как «позитивных»прав, вытекающих из отраслевого законодательства3.С начала 1980-х годов процесс конституционной легитимации(конституционного признания) этих прав замедлился.Но статус социально-экономических прав, установленный Верховным судом США по результатам периода т.н.«судебного активизма»1930-х - 1970-х годов,вопреки консервативному наступлению1980-2000-х гг. существенно не изменился.Отсутствие этих прав в Конституции США отнюдь не свидетельствует о том, что в американских условиях нет необходимости этого включения.Такое положение сохраняет угрозу резких колебаний политики государства в социально-экономической сфере.

Система защиты этих прав на основе клаузул XIV Поправки о «равной  защите законов» и«надлежащей правовой процедуре»,противоречиво используется Верховным судом США. Ранее эти клаузулы применялись против социально-экономических прав, как ограничивающих свободу собственности,а позднее как защищающие эти права, как неразрывно связанные с основными правами. Процесс признания не был прямолинейным,сопровождался отступлениями и зигзагами в связи с противодействием консервативных сил, главным аргументом которых был конституционный принцип неприкосновенности частной собственности.

Такая система нуждается  в постоянной корреляции в соответствии с меняющейся в историческом времени  позицией судебной власти.Действия Верховного суда США по пути признания социально-экономических прав еще не были объектом специального исследования в российском правоведении,что придает дополнительную актуальность теме работы.

Специфика американского  пути в сочетании усилившейся  в этой стране роли статутного законодательства и особого значения судебных гарантий и судебного правотворчества.Как подчеркивает М.Н. Марченко,в США роль судебной власти выходит за рамки правоприменительной деятельности,а судебное правотворчество продолжает оставаться основным фактором развития правовой системы4.Решения Верховного суда США основывались на том, что нарушение социально-экономических прав приводит к нарушению признаваемых им традиционно основных конституционных прав граждан.Признание судебной властью статутного законодательства социально-экономической направленности как соответствующего Конституции,и признание связанности и внутреннего единства между основными правами и социально-экономическими правами (косвенное обеспечение социально-экономических прав судебной защитой на основе положений Конституции об основных правах) определили специфику процесса признания социально-экономических прав американских граждан. Исходя из такой связанности,из универсализма концепции прав человека, защита права американских граждан на получение социальных пособий и иных льгот, прав на использование средств коллективной защиты работниками своих интересов была признана обязательной в соответствии с конституционным принципом«надлежащей правовой процедуры».

Об актуальности такого «косвенного»признания  свидетельствует продолжительное(с  начала 1960-х гг.до настоящего времени) обсуждение так называемых«позитивных»(«аффирмативных»)мер  федерального правительства.В 1960-х гг. в период реформ «Великого общества» в законы о гражданских правах были включены нормы,закрепляющие социально-экономические права. Законодатели не ограничились запретом дискриминации при назначении пособий, при приеме на работу и учебу, что было бы можно трактовать в русле обычного американского подхода о приоритете основных прав личности. Они внесли в тексты законов положения о создании специальных условий, с целью равноправия,обеспечения«равных возможности»для представителей социально незащищенных,«уязвимых»групп населения.Это меры по предоставлению льгот или«преференций»представителям социальных групп, находящимся в неравных условиях по сравнению с другими. Верховный суд США, основываясь на концепции единства всех видов прав,признал, что нарушение социально-экономических прав граждан ведет к нарушению признаваемых им традиционно основных конституционных прав (свободы и собственности).Суд подтвердил конституционность«аффирмативных»мер в ряде решений.

 

2Конституционный  статус социально-экономических  прав

 

Большое значение «косвенной»конституционной судебной защиты связано с применением в американском теоретическом правоведении и в судебной практике двух подходов к природе и к конституционному статусу социально-экономических прав. Так называемая«конструктивная»трактовка социально-экономических прав в юридической науке означает сочетание этих подходов (под«неконструктивной позицией»имеется в виду отрицание юридического характера социально-экономических прав, отношение к ним как к программно-декларативной фикции) предполагает использование двух подходов,позволяющих обеспечить эти права судебной защитой.

Первый подход вытекает из «позитивной»концепции прав человека. Появление этих прав стало результатом позитивной деятельности государства,взявшего на себя задачу исправления социальной несправедливости,присущей рыночной экономике. Для первого подхода характерно применение«распределительной справедливости»,осуществляемой государством с целью защиты социально-экономических прав и с целью защиты других прав граждан.Стоит уточнить,что некоторые элементы такого подхода в западных и в бывших социалистических странах

совпадали.Однако в социалистических государствах с целью социальной справедливости были ликвидированы гарантии права собственности и экономической свободы. Это стало причиной критики «позитивного»подхода, позитивной концепции прав человека, теории социального государства.

В соответствии со вторым подходом конституционный статус социально-экономических  прав обосновывается не обязанностью государства осуществлять позитивные действия, а запретом государству  лишать человека его основных прав – права собственности,права на судебную защиту, права на существование(права на жизнь).При таком подходе лишение гражданина конкретного права в результате действия одного из субъектов конституционного права (госслужащего,административного органа, органа законодательной власти и местного самоуправления при принятии нового нормативного акта) оценивается судом как лишение основного права.

Например,лишение инвалида пособия ведет к потере им основного источника дохода и должно быть оспорено в суде не только на основании нормы закона,но и на основании конституционных норм, запрещающих нарушение права собственности(собственностью в данном случае признается пособие как единственный источник дохода получателя).Судьи полагают,что в данном случае гражданин должен быть обеспечен конституционной судебной защитой против действий государственных органов, поскольку нарушение конкретного права означает нарушение основного конституционного права. Легитимация социально-экономических прав при втором подходе имеет преимущественно естественно-правовое обоснование.Эти права признаются неотъемлемой частью всего комплекса прав человека и гражданина,результатом общественного договора, согласия на взаимное сотрудничество и уважение прав других.

Существующий в США  в результате использования двух обозначенных подходов дуалистический характер признания свидетельствует  об актуальности изучения американского  опыта в Российской Федерации. Не только европейские,но и российская Конституция,провозглашая некоторые виды гарантий,ограничиваются декларацией,прямо не уточняют статус социально-экономических прав, «уходят»от вопроса об обязанности органов власти и не уточняют содержание гарантий. В этой связи возникает вопрос о том,может ли законодатель,исходя из экономических ресурсов и политических целей, пойти на существенное сокращение социальных программ, игнорируя при этом конституционные принципы,закрепляющие социальную ответственность государства(либо официально истолкованные в этом духе,что имело место в США). На основе первого подхода решающее значение имеет закрепление в Конституции соответствующей обязанности государства.На основе второго подхода граждане имеют право на конституционную защиту от произвольных действий государства по ограничению их социально-экономических прав. Обязано ли государство защищать социально-экономические права как основные конституционные права, или они защищаются в суде только на основе закона,но не на основе Конституции?Конституционный суд РФ продолжает формулировать правовую позицию по этим вопросам,что и определяет актуальность исследования зарубежного опыта судебного правотворчества.

Информация о работе Конституция США и социально-экономические права граждан