Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа
Актуальность данной историко-правовой темы связана с решением проблемы становления на отдельных этапах развития американского общества социально-экономических прав граждан,а именно в XXв. В связи с политическими,социально-экономическими изменениями в США менялось и отношение к этим правам как к конституционным,в то время как они были внесены в тексты ряда европейских конституций и в основные документы международного права. При этом к основным социально-экономическим правам (ко второму поколению прав)стали относить и право собственности.К этому поколению обычно относят,несмотря на изменение перечня прав,четыре основных вида. Во-первых,право на труд в справедливых и благоприятных условиях, в том числе право на такие средства защиты труда,как создание рабочих организаций,коллективные средства борьбы за интересы работников
С началом Второй мировой
войны ситуация несколько изменилась
Милитаризация,научно-
Официальное«закрытие»политики
«нового курса» было провозглашено
Рузвельтом в одной из речей в_марте1939_г.
Но диалектика жизни такова,что всякое достоинство со временем превращается в недостаток.В восьмидесятых годах многое из того, что явилось продолжением рузвельтовских реформ, подверглось существенному пересмотру.Налоги стали тормозить экономическую активность,уменьшились сбережения,а социальная благотворительность обернулась нежеланием многих слоев населения трудиться или искать работу.Стало очевидно,что многие виды работ, которые брало на себя правительство,дешевле и эффективнее осуществляются частными предприятиями.Началось движение в пользу сокращения государственного вмешательства в экономику,уменьшения его социальных обязательств.В последнее десятилетие правительство США проводит настойчивую политику ограничения дальнейшего опережающего роста государственных расходов и сокращения бюджетных дефицитов.
И,тем не менее,это не умаляет значения проведенных в свое время Рузвельтом и его продолжателями реформ. В смешанной экономике была найдена та золотая середина,на которой надо было остановиться.Ведь именно этим и была сильна политика Ф. Д. Рузвельта.Употребляя понятие “золотой середины”, я вовсе не хочу сказать, что есть какая-то строго определенная модель сочетания рыночного и государственного регулирования.Моделей много,как много стран и народов с разными историческими судьбами и характерами.Но главное, что присуще всем моделям, состоит в том, что эти различия — не результат идеологического пристрастия к той или иной системе “смешанности”(хотя и она играет некоторую роль), а итог поисков оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования при минимизации издержек того и другого. Но ясно одно, что на данном этапе развития социальной системы США государство— и в силу традиций(все же смешанная система вырастает из недр социализированной экономики), и в силу отсталости,и по причине особых трудностей переходного периода — играет в этой модели рыночной экономики важную роль.Но к этому времени уже можно сказать,что В США заложены основы государственного патернализма,обращенного на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.
4Развитие «государства всеобщего благоденствия»в послевоенный период
После окончания Второй мировой
войны в американском обществе сложился
либерально-консервативный консенсус
по вопросам целей и методов
Социальное вспомоществование.
денежная,в том числе временно нуждающимся семьям с детьми,как дополнительный гарантированный доход, нуждающимся ветеранам и их иждивенцам,как компенсация родителям ветеранов,индейцам;
медицинская,в том числе ветеранам,матери и ребенку,индейцам;
продовольственная,в том числе дополнительно матерям, имеющим маленьких детей, в виде талонов, школьных завтраков, на питание детей в летнее время и престарелым,временной чрезвычайной продовольственной помощи, программа продовольственной помощи индейским резервациям;в оплате жилья; в получении образования и переквалификации,в том числе дошкольной подготовки,во время каникул,работающим студентам колледжей,дополнительной специализации,студентам из малоимущих семей, молодежи в поиске работы в период летних каникул. Действуют также программы стимулирования поиска работы,обучения и переквалификации для лиц 60 лет и старше и помощи вполучении работы малоимущим пожилым и др.
Около25% расходов на программы
вспомоществования приходится на денежную
помощь; а 75% – на медицинскую,продовольственную,
Особенностью социальной политики США является преобладание“натуральных”видов помощи нуждающимся над денежными.Это могут быть,например, талоны на питание,которые включают покупку только пищевых продуктов(за исключением корма для животных,алкоголя, табака и импортных продуктов).Страхование является строго персонифицированным.
Отношение в американском обществе к этим двум сферам социального обеспечения неодинаковое.Можно выделить два основных подхода. Смысл первого в том,что оправданы только программы социального страхования,поскольку они формируются за счет всех американцев,в том числе потенциальных получателей пенсий и пособий.А вот программы социального вспомоществования,дескать, поддерживают паразитирующие слои общества и лишь усугубляют нездоровые социально-экономические тенденции.Сторонники второго подхода защищают обе сферы социального обеспечения,апеллируя,главным образом,к гуманистическим мотивам.
Второй подход получил наибольшее влияние в 60-е гг. (при президентах-демократах Дж. Кеннеди и Л. Джонсоне).Вообще данный период развития социальной системы США можно обозначить как этап социальных услуг. И связано это с выполнением государством принципиально новых социальных функций (обеспечение занятости,социальной патронаж,формирование жизненной среды для инвалидов,программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отделения категории людей и регионов).Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством,является то,что они не просто компенсируют человеку "разрыв"между его материальными возможностями и определенным стандартом жизни, но активно формируют условия достижения последних. При этом государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп. Суть этапа социальных услуг состоит в переходе государства от пассивной к активной социальной политике.
При подведении итогов послевоенного развития (до середины 80-х годов) социального регулирования в США отмечается несомненный прорыв (за сравнительно короткий срок)американского общества в направлении к созданию"государства благосостояния".Параметры этого прорыва многообразны,но наиболее часто отмечается,что число лиц с доходами ниже официально установленного"порога" бедности(poverty line) удалось сократить с39,9 млн. в I960 г. до 23,0млн. в 1973 г., или с22,2 до 1 1,1% населения,что социальные расходы в федеральном бюджете увеличились с 28,1 % в 1960 г. до 54,3% в1980 г., а в % к валовому национальному продукту совокупные государственные расходы возросли с 8,8% в 1950 г. до 19,0% в 1975г., затем их доля падала и восстановилась только к концу80х годов (19,2% в 1990 г.,20,5"/о ВНП в 1991 г.).Механизм и масштаб сокращения бедности можно продемонстрировать по данным за1980 г.: процент населения с доходом ниже границы бедности в этом году составлял29,3%, в результате выплаты денежных государственных пособий по линии вспомоществования он уменьшился до 13,0%, а с учетом неденежных пособий до8,1%'. Несмотря на понижательную динамику 1975-1985годов "общество благосостояния"в США стало образом жизни десятков миллионов американцев6.Без этого"социального амортизатора"в настоящее время стало невозможно функционирование механизма общественного воспроизводства.Показатели развития государственных социальных программ в США приблизились к западноевропейскому уровню: по имеющимся данным, в середине80х годов при средней величине государственных социальных расходов в 25%от ВНП для 18развитых стран,в США эта доля составляла21% (в Японии коло18%).
В зарубежной литературе возникновение
кризисной полосы 1975-1985 годов в
развитии государственного регулирования
социальной сферы объясняется тем
фактом, что в условиях замедления
экономического роста и необходимости
технологической перестройки
В конечном счете,государственный механизм был сориентирован на уменьшение доли социальных расходов в ВНП,неоконсервативная стратегия общественного развития сменила неолиберальную модель. С приходом республиканцев лозунг о строительстве"государства всеобщего благосостояния"был снят. Было санкционировано использование страховых фондов как источника стимулирования социальных расходов предпринимателей.В государственной политике центр тяжести "борьбы за экономию"приходился на социальные программы для неимущих. Была введена система"тестирования на нуждаемость"с тем, чтобы ограничить получателей государственных пособий только"истинно нуждающимися",целый ряд социальных программ был упразднен.Однако, первоначальный"замах" правительства Р. Рейгана на социальные программы для среднего класса(в частности,по поводу приватизации пенсионного обеспечения)не был реализован полностью,хотя, например,пострадали программы государственного стимулирования жилищного строительства,гарантирования ссуд студентам для оплаты высшего образования,некоторые медицинские программы,субсидии фермерам.
Государственная"Программа экономического выздоровления"1981 года преследовала четыре главные задачи: борьба с инфляцией,снижение налогов,ограничение государственных расходов, свертывание регламентирования бизнеса (налогообложение,окружающая среда, фирменные социальные программы). Р.Рейган занял позицию идеологического отрицания принципов"государства всеобщего благосостояния",опираясь на идею о том, что экономический рост сделает ненужным перераспределение национального дохода. За 8 лет его правительству удалось добиться многого, провести налоговую реформу, заблокировать инфляцию, "навести порядок" на рынке труда(резкое сокращение роста заработной платы), заморозить и снизить рост государственных расходов. Были созданы возможности для структурно-технологической перестройки.За это пришлось платить свою"цену": наблюдался быстрый рост дефицита федерального бюджета, государственного долга, страна балансировала на грани финансового кризиса. Однако,опираясь на новую техническую базу, американская экономика с конца 80х годов начала вновь быстрое движение вверх.
Итак,анализ конкретно-исторической
ситуации, сложившейся в США в конце1970-х
годов, показывает,что либеральный(кейнсианский)
Рузвельтовский вариант
государственного регулирования,успешно
применявшийся после мирового экономического
кризиса 1929-1933 гг.и в годы второй
мировой войны,обеспечив
Заключение
В последние годы в Соединенных Штатах Америки стали усиливаться требования о необходимости замены «государства всеобщего благосостояния»так называемым обществом всеобщего благосостояния,которое предусматривает значительное расширение сети добровольных общественных и коммунальных институтов,призванных заниматься реализацией социальных услуг; поощрение деятельности частных фондов,церковных и иных благотворительных организаций.
Информация о работе Конституция США и социально-экономические права граждан