Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:47, реферат
Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июля 1999 г. и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.
Введение
Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июля 1999 г. и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.
Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может быть депутатом законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
Наиболее подробно об основных положениях статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации будет говориться в отдельных главах.
Глава 1. Общие положения
1.1 Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации". Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации"1.
По объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты и заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно. К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы относятся: ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты; ежегодный оплачиваемый отпуск; зачисление времени осуществления полномочий в стаж государственной гражданской службы; медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей; пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы; обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий; жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве и иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
В свою очередь должностные
лица федеральных органов
1.2 Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Досрочное прекращение полномочий
Срок полномочий члена Совета Федерации определяется в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок подтверждения начала, а равно прекращения полномочий члена Совета Федерации определяется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 3, 5 ст. 4 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации".
Досрочное прекращение полномочий
члена Совета Федерации, депутата Государственной
Думы возникает в следующих случаях:
письменного заявления о
Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены по представлению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избравшим его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание членом Совета Федерации.
Орган государственной власти
субъекта Российской Федерации вправе
не рассматривать поступившее
1.3 Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий
Член Совета Федерации, депутат
Государственной Думы осуществляют
свои полномочия на постоянной основе.
Член Совета Федерации, депутат Государственной
Думы не вправе: быть депутатом законодательного
органа государственной власти субъекта
РФ или органа местного самоуправления,
выборным должностным лицом иного
органа государственной власти или
органа местного самоуправления, замещать
иную государственную должность
Российской Федерации, государственную
должность субъекта РФ, государственную
должность государственной
Член Совета Федерации, депутат
Государственной Думы, являющиеся на
день начала срока соответствующих
полномочий военнослужащими, лицами рядового
и начальствующего состава
Законодательный орган государственной
власти субъекта РФ и высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ обязаны предоставлять члену
Совета Федерации и депутату Государственной
Думы, для осуществления ими своих
полномочий на территории соответствующего
субъекта РФ транспортные средства, отдельное
охраняемое помещение, оборудованное
мебелью, средствами связи, в том
числе правительственной, и необходимой
оргтехникой, включая персональные
компьютеры, подключенные к общей
сети соответствующих органов
1.4 Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются:
участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации;
в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации; участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации;
в работе согласительных и
специальных комиссий, создаваемых
Советом Федерации и
участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
участие в парламентских слушаниях; внесение законопроектов в Государственную Думу;
внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);
обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
обращение к соответствующим
должностным лицам с
Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются: работа с избирателями; участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.
Деятельность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации" и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Глава 2. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
2.1 Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Участие в заседании соответствующей палаты Федерального собрания РФ
Член Совета Федерации, депутат
Государственной Думы имеют право
законодательной инициативы, которое
осуществляется в форме внесения
в Государственную Думу законопроектов
и поправок к ним. Группа численностью
не менее одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов
Член Совета Федерации, депутат
Государственной Думы пользуются правом
решающего голоса по всем вопросам,
рассматриваемым
Член Совета Федерации, депутат
Государственной Думы реализуют
на заседаниях соответствующей палаты
Федерального Собрания Российской Федерации,
комитета, комиссии данной палаты, согласительной
и специальной комиссии, предоставленные
им права. Член Совета Федерации, депутат
Государственной Думы принимают
личное участие в заседании