Контрольная работа по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Право: понятие, функции, место в системе социальных норм и соотношение с государством.
Соотношение и взаимосвязь государства и права

Файлы: 1 файл

Введение в правовые основы строительного дела.docx

— 55.53 Кб (Скачать файл)

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Понятие «конституционный строй  Российской Федерации означает систему  сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений, определяющих природу и характер деятельности государственных и  общественных институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы граждан. «Основы» конституционного строя указывают  на важнейшие принципы и положения, определяющие 434 данный строй, на его ядро, фундамент, основные конституционно-правовые постулаты, закрепляющие существующий строй.

Название «Основы конституционного строя» носит глава 1 Конституции РФ. Сходными терминами обозначаются и соответствующие главы Основных законов ряда субъектов РФ– республик, краёв, областей и др. Так, например, в конституции Республики Саха (Якутия) 1992 говорится об «Основах конституционного строя Республики Саха (Якутия)», в Уставе Иркутской области 1995– об «Основах государственно-правового устройства области», в Уставе Липецкой области 1995 об «Основах правового статуса области» и т.д.

Основы конституционного строя в том виде, как они  закреплены в главе 1 Конституции  РФ, составляют исходную нормативно-правовую базу для всего конституционного и текущего законодательства страны. Это означает, во-первых, что все нормы, содержащиеся в остальных главах Конституции РФ, не только детализируют, но и развивают положения и принципы, содержащиеся в её 1-й главе; во-вторых, что они, как и нормы, составляющие содержание всех других конституционных и обычных нормативно-правовых актов, не должны противоречить нормам, принципам и положениям, содержащимся в 1-й главе.

Данное принципиально  важное для поддержания целостности  и непротиворечивости правовой системы  России положение особо закрепляется в первой, основополагающей главе  Конституции. Статья 16 этой главы, констатируя, что «положения настоящей главы  Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и  не могут быть изменены иначе, как  в порядке, установленном настоящей  Конституцией», вместе с тем определяет, что «никакие другие положения настоящей  Конституции не могут противоречить  основам конституционного строя  Российской Федерации».

В научной литературе многообразие и разнообразие принципов и положений, составляющих «Основы конституционного строя РФ» классифицируют на основе разных критериев. Одним из критериев является сфера распространения конституционных принципов и положений и, соответственно, применения их к функционирующим в её пределах институтам. В зависимости от данного критерия Основы конституционного строя РФ подразделяются на основы политической системы общества, основы социальной системы (социальных отношений в обществе), основы экономической системы и основы духовной жизни общества.

Рис. Государственный герб Российской Федерации

Центральное место среди  принципов и положений, составляющих структуру и содержание Основ  конституционного строя РФ, занимают принципы и положения, касающиеся политической системы современного российского  общества и, в особенности, его важнейшего структурного элемента– государства.

В действующей Конституции  РФ постсоветское российское государство характеризуется как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1, п. 1). Единственным источником власти в стране и носителем суверенитета признаётся только «её многонациональный народ», который осуществляет «свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3, п. 2). Высшим непосредственным выражением власти народа считаются «референдум и свободные выборы».

В Конституции особо подчеркивается, что «никто не может присваивать  власть в Российской Федерации» и  что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ст. 3, п. 34). Государственная власть в РФ согласно Конституции осуществляется на основе принципа разделения властей. Она подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти в лице органов её реализации конституционно признаётся самостоятельной.

На федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным собранием (Советом Федерации и Государственной  думой), Правительством РФ и системой судебных органов РФ.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ осуществляется на основе самой  Конституции РФ, а также Федеративного  и иных договоров о разграничении  предметов ведения и полномочий.

Обладая суверенитетом, распространяющимся на всю территорию страны, современное  российское государство призвано «обеспечить  целостность и неприкосновенность своей территории» (ст. 4, п. З).

В соответствии с Конституцией, официально признающей человека, его  права и свободы высшей ценностью, государство обязуется также  не только безоговорочно признавать, но и тщательно соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, объявив себя социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7), постсоветское российское государство восприняло от прежнего российского государства обязательства и функции по охране труда и здоровья людей, по обеспечению государственной поддержки семьи, материнства и детства, по пенсионному обслуживанию, а также по другим видам социальной защиты.

Помимо государства как  структурного элемента политической системы  российского общества в Основах  конституционного строя РФ определённое внимание уделяется также и другим её составным частям, таким, в частности, как политические партии и общественные объединения.

Предоставляя гражданам  России право на объединение, «включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», Конституция вместе с тем декларирует, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» и что все «общественные объединения равны перед законом» (ст. 13, п. 3, 4).

Запрету подлежат, однако, те политические партии и общественные организации, именуемые в целом  как общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, а также на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Закрепляя право граждан на объединение и провозглашая в стране «политическое многообразие», действующая Конституция РФ вместе с тем официально признаёт и провозглашает «идеологическое многообразие». Никакая идеология, согласно Конституции, «не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» (ст. 13, п. 2).

Наряду с этим конституционно закрепляется также положение о  том, что «никакая религия не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной». Современное  российское государство объявляется  светским государством, а все религиозные объединения– отделёнными от государства и равными перед законом.

 

ЗАДАНИЕ 3

Основные принципы трудового права России.

 

    1. Понятие принципов трудового права  
      Основные принципы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений  
      1. Принципы трудового права - это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. 
      2. К основным принципам правового регулирования трудовых отношений относятся, в частности: 
      • свобода труда, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; 
      • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 
      защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; 
      обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, права на отдых;

равенство прав и возможностей работников; 
обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов; 
обеспечение права работников на участие в управлении организацией;

• социальное партнерство',  
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; 
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;  
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора; 
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;

• обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

 

    1.  Известно, что право выступает в виде  конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.), регламентируя  отдельные стороны поведения  людей. Чтобы выяснить содержание  и назначение предписаний, необходимо  проанализировать конкретные нормы  права, в которых они закрепляются, установить существенные связи  норм права с другими факторами  общественного развития и определить  их основную направленность. Эти  задачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристику  системы права или ее отдельных  частей.

Принципы не возникают  просто так. Они являются отражением объективно существующих отношений  между людьми, продуктом человеческого  сознания. Вместе с тем правовые принципы следует отличать от правосознания, которое выражает оценочное суждение людей об общеобязательных правилах поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов). Они закрепляются в Конституции, декларациях, законах  или в скрытом виде отражены в  содержании многих конкретных норм. В  правовых принципах конкретно проявляются  объективные закономерности общественной жизни, которые определяют общую  направленность и характер правового  регулирования, позволяя избегать субъективизма  в правовой политике.

Исходя из этого, под правовым принципом принято понимать выраженные в законодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие  основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений2.

Правовые принципы следует  отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило  поведения на основе руководящей  идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его  помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и  организацией. Однако правовой принцип  дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти  отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих  правовых норм.

В необходимых случаях  они восполняют пробелы в законодательном  регулировании отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных  правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении  вопросов, еще не урегулированных  конкретными нормами права, а  также в правильном применении юридических  норм. Этим определяется значение основных принципов.

По сфере действия правовые принципы классифицируются на четыре вида:

1. общеправовые, свойственные  всем отраслям российского права,  в том числе и трудовому (принцип законности, демократизма, защиты прав человека, равноправия, гуманности и др.);

2. межотраслевые принципы, основополагающие начала и положения  о существенном в нескольких  отраслях права (например, принцип  свободы труда присущ не только  трудовому, но и административному,  и гражданскому праву в той  части, где они связаны с  трудом);

3. отраслевые, отражающие  специфику норм данной отрасли  права, их направленность. Принципы  трудового права, являясь выражением  существенного в данной отрасли  права, связаны со всеми или  с большинством составляющих  ее правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы  труда дополняется отраслевым  принципом свободы трудового  договора, который выступает правовой  формой свободы труда, предоставляющей  наибольшую степень самоопределения  сторонам трудового договора (работнику  и работодателю);

4. внутриотраслевые, отражающие  суть группы норм определенного  института данной отрасли права  (например, принцип обеспечения занятости,  принцип порядка рассмотрения  трудовых споров либо социального  партнерства и др.). Таким образом,  природу норм трудового права  выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням  правовой иерархии. Между названными  группами принципов существуют  неразрывная связь и взаимозависимость,  обусловленные единством экономической,  политической и социальной основы  российского общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Государству и праву"