Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:35, контрольная работа
Право: понятие, функции, место в системе социальных норм и соотношение с государством.
Соотношение и взаимосвязь государства и права
4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
Выделяют модели
взаимоотношений права и
1) тоталитарная;
2) либеральная;
3) прагматическая.
ЗАДАНИЕ 2
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Понятие «конституционный строй Российской Федерации означает систему сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений, определяющих природу и характер деятельности государственных и общественных институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы граждан. «Основы» конституционного строя указывают на важнейшие принципы и положения, определяющие 434 данный строй, на его ядро, фундамент, основные конституционно-правовые постулаты, закрепляющие существующий строй.
Название «Основы
Основы конституционного строя в том виде, как они закреплены в главе 1 Конституции РФ, составляют исходную нормативно-правовую базу для всего конституционного и текущего законодательства страны. Это означает, во-первых, что все нормы, содержащиеся в остальных главах Конституции РФ, не только детализируют, но и развивают положения и принципы, содержащиеся в её 1-й главе; во-вторых, что они, как и нормы, составляющие содержание всех других конституционных и обычных нормативно-правовых актов, не должны противоречить нормам, принципам и положениям, содержащимся в 1-й главе.
Данное принципиально важное для поддержания целостности и непротиворечивости правовой системы России положение особо закрепляется в первой, основополагающей главе Конституции. Статья 16 этой главы, констатируя, что «положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией», вместе с тем определяет, что «никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».
В научной литературе многообразие и разнообразие принципов и положений, составляющих «Основы конституционного строя РФ» классифицируют на основе разных критериев. Одним из критериев является сфера распространения конституционных принципов и положений и, соответственно, применения их к функционирующим в её пределах институтам. В зависимости от данного критерия Основы конституционного строя РФ подразделяются на основы политической системы общества, основы социальной системы (социальных отношений в обществе), основы экономической системы и основы духовной жизни общества.
Рис. Государственный герб Российской Федерации
Центральное место среди принципов и положений, составляющих структуру и содержание Основ конституционного строя РФ, занимают принципы и положения, касающиеся политической системы современного российского общества и, в особенности, его важнейшего структурного элемента– государства.
В действующей Конституции РФ постсоветское российское государство характеризуется как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1, п. 1). Единственным источником власти в стране и носителем суверенитета признаётся только «её многонациональный народ», который осуществляет «свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3, п. 2). Высшим непосредственным выражением власти народа считаются «референдум и свободные выборы».
В Конституции особо
На федеральном уровне
государственная власть осуществляется
Президентом РФ, Федеральным собранием
(Советом Федерации и
Разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов
РФ осуществляется на основе самой
Конституции РФ, а также Федеративного
и иных договоров о разграничении
предметов ведения и
Обладая суверенитетом, распространяющимся
на всю территорию страны, современное
российское государство призвано «обеспечить
целостность и
В соответствии с Конституцией, официально признающей человека, его права и свободы высшей ценностью, государство обязуется также не только безоговорочно признавать, но и тщательно соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, объявив себя социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7), постсоветское российское государство восприняло от прежнего российского государства обязательства и функции по охране труда и здоровья людей, по обеспечению государственной поддержки семьи, материнства и детства, по пенсионному обслуживанию, а также по другим видам социальной защиты.
Помимо государства как структурного элемента политической системы российского общества в Основах конституционного строя РФ определённое внимание уделяется также и другим её составным частям, таким, в частности, как политические партии и общественные объединения.
Предоставляя гражданам России право на объединение, «включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», Конституция вместе с тем декларирует, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» и что все «общественные объединения равны перед законом» (ст. 13, п. 3, 4).
Запрету подлежат, однако, те политические партии и общественные организации, именуемые в целом как общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, а также на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Закрепляя право граждан на объединение и провозглашая в стране «политическое многообразие», действующая Конституция РФ вместе с тем официально признаёт и провозглашает «идеологическое многообразие». Никакая идеология, согласно Конституции, «не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» (ст. 13, п. 2).
Наряду с этим конституционно закрепляется также положение о том, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Современное российское государство объявляется светским государством, а все религиозные объединения– отделёнными от государства и равными перед законом.
ЗАДАНИЕ 3
Основные принципы трудового права России.
равенство
прав и возможностей работников;
обеспечение права
каждого работника на
выплату справедливой заработной платы
не ниже установленного законом минимального
размера оплаты труда;
обеспечение
права работников и работодателей
на объединение для защиты своих прав
и интересов;
обеспечение права
работников на участие
в управлении организацией;
•
социальное партнерство',
обязательность возмещения
вреда, причиненного работнику в связи
с исполнением им трудовых обязанностей;
обеспечение права
каждого на защиту государством
его трудовых прав и свобод, в том числе
в судебном порядке;
обеспечение права на
разрешение индивидуальных и коллективных
трудовых споров, а
также права на забастовку;
обязанность сторон
трудового договора соблюдать
условия заключенного договора;
обеспечение права
представителей профессиональных союзов
осуществлять профсоюзный
контроль за соблюдением трудового
законодательства;
• обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Принципы не возникают
просто так. Они являются отражением
объективно существующих отношений
между людьми, продуктом человеческого
сознания. Вместе с тем правовые
принципы следует отличать от правосознания,
которое выражает оценочное суждение
людей об общеобязательных правилах
поведения. Правовые принципы содержат
идеи, либо уже закрепленные в законодательстве,
либо в виде отдельных общих положений
(норм-принципов). Они закрепляются
в Конституции, декларациях, законах
или в скрытом виде отражены в
содержании многих конкретных норм. В
правовых принципах конкретно
Исходя из этого, под правовым
принципом принято понимать выраженные
в законодательстве исходные начала,
руководящие идеи, характеризующие
основное содержание и внутреннее единство
правового регулирования
Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм.
В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильном применении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов.
По сфере действия правовые принципы классифицируются на четыре вида:
1. общеправовые, свойственные
всем отраслям российского
2. межотраслевые принципы,
основополагающие начала и
3. отраслевые, отражающие
специфику норм данной отрасли
права, их направленность. Принципы
трудового права, являясь
4. внутриотраслевые, отражающие
суть группы норм
Информация о работе Контрольная работа по "Государству и праву"