Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:19, контрольная работа
Описание работы
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов — участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Содержание работы
Понятие, особенности и виды информационно-правовых норм. Критерии классификации норм......................................................................3
Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации……………………………………………………………….....11
Задача ...……………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………...…….....18
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Контрольная работа
по дисциплине «Информационное
право»
Вариант № 2
Выполнил:
студентка гр. ИЗЮФ-41
Калмыкова И.В.
Проверил:
ст. преп. Синицина С.В.
г. Астрахань 2015 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Понятие, особенности и виды
информационно-правовых норм.
Критерии классификации норм......................................................................3
Особенности информационных
правоотношений, возникающих при производстве,
распространении и потреблении массовой
информации……………………………………………………………….....11
Задача ...……………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………...…….....18
Понятие, особенности
и виды информационно-правовых
норм (с примерами). Критерии классификации
норм.
Информационно-правовым нормам
присущи все основные, характерные черты
норм, составляющих правовую систему.
Как и нормы других отраслей права, они
содержат описания правил поведения (или
алгоритмов поведения), которые устанавливаются
государством в определенном порядке,
форме и вводятся в действие в установленный
законодателем срок. Информационно-правовые
нормы задают содержание прав и обязанностей
субъектов — участников правоотношений,
исполнение которых обеспечивается принудительной
силой государства.
Особенность
информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют
обособленные группы общественных отношений
применительно к особенностям информационной
сферы.
Отличие информационно-правовых
норм от норм других отраслей права в том,
что они регулируют отношения, возникающие
в информационной сфере в связи с реализацией
информационных прав и свобод и осуществлением
информационных процессов при обращении
информации.
Совокупность норм информационного
права формируется на основе конституционных
информационно-правовых норм, которые
регулируют отношения, связанные с реализацией
информационных прав и свобод. Это, в первую
очередь, право каждого на производство,
передачу, распространение, получение,
поиск и потребление информации законным
способом, право на свободное творчество,
преподавание, другую интеллектуальную
защищаемую законом деятельность.
В зависимости от их содержания
информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-правовые
нормы устанавливают структуру элементов
и частей информационной сферы. Они определяют
содержание государственной политики
в информационной сфере, закрепляют комплекс
обязанностей, прав, а также ответственность
участников информационных процессов,
в том числе материальное содержание юридических
прав и обязанностей участников информационных
правоотношений. Эти нормы устанавливают
правовой статус субъектов в информационной
сфере в части их обязанностей и ответственности
за организацию и обеспечение процессов
обращения информации, в том числе формирование
информационных ресурсов и предоставление
пользования ими в соответствии с действующим
законодательством.
Процессуальные информационно-правовые
нормы по своему назначению регламентируют
процедуру (порядок, правила) реализации
обязанностей и прав, установленных материальными
информационными нормами в рамках регулируемых
информационных отношений. Так, этими
нормами устанавливается порядок лицензирования
и сертификации в информационной сфере,
формирования информационных ресурсов,
поиска и получения информации из этих
ресурсов, другие процедуры правового
регулирования общественных отношений
в информационной сфере.
Как и нормы других отраслей
права, информационно-правовая
норма состоит из гипотезы,
диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства,
при которых могут возникать информационные
правоотношения, и указывает на круг субъектов
— участников этих правоотношений. Например,
при установлении порядка получения информации
от государственных структур определяются
условия обращения потребителя к этому
органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой
нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание
о том, как должны поступать субъекты правоотношений,
устанавливаются их права и обязанности.
Так, в соответствии с Федеральным законом
«О библиотечном деле» устанавливаются
права и обязанности читателя и библиотекаря
по предоставлению информационных услуг,
по пользованию такими услугами.
Защита прав и обеспечение исполнения
установленных правил производятся с
помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм
весьма разнообразны. В зависимости от
вида информации, характера нанесенного
ущерба, условий возникновения правонарушения
это могут быть гражданско-правовая, административная
или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного
правового акта могут не присутствовать
все три составляющих информационно-правовой
нормы. Однако они могут содержаться либо
в других статьях данного акта, либо в
других актах.
Информационно-правовые нормы могут классифицироваться
в зависимости от способов их воздействия
на субъектов правоотношений, от вида и формы представления
информации, субъектов, действующих в
информационной сфере, особенностей их
поведения. Здесь действуют две группы
норм — императивные и диспозитивные.
Диспозитивные информационно-правовые
нормы применяются при регулировании
отношений в области защиты нематериальных
благ, имущественных прав, личных неимущественных
прав в информационной сфере. Это — достоинство
личности, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной
жизни, личная и семейная тайна, право
на имя, право авторства, иные личные неимущественные
права и другие нематериальные блага,
связанные с производством, преобразованием
и потреблением информации. Диспозитивные
информационно-правовые нормы имеют свою
специфику, определяемую особенностями
и юридическими свойствами информации
и информационных объектов, что отличает
их от других норм диспозитивного характера.
Примеры диспозитивных
норм.
Гражданский кодекс РФ. «Статья 128. Виды объектов
гражданских прав
К объектам гражданских прав
относятся вещи, включая деньги и ценные
бумаги, иное имущество, в том числе имущественные
права; работы и услуги; информация; результаты
интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них (интеллектуальная
собственность); нематериальные блага».
Закон РФ «Об авторском праве
и смежных правах» «Статья 16. Имущественные права
1. Автору в отношении его произведения
принадлежат исключительные права на
использование произведения в любой форме
и любым способом».
Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации» «Статья 6. Информационные ресурсы
как элемент состава имущества и объект
права собственности 1. Информационные
ресурсы могут быть государственными
и негосударственными и как элемент состава
имущества находятся в собственности
граждан, органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций
и общественных объединений. Отношения
по поводу права собственности на информационные
ресурсы регулируются гражданским законодательством
Российской Федерации. 3. Российская Федерация
и субъекты Российской Федерации являются
собственниками информационных ресурсов.
создаваемых. приобретаемых, накапливаемых
за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации,
а также полученных путем иных установленных
Законом способов.
Государство имеет право выкупа
документированной информации у физических
и юридических лиц в случае отнесения
этой информации к государственной тайне.
Собственник информационных
ресурсов, содержащих сведения, отнесенные
к государственной тайне, вправе распоряжаться
этой собственностью только с разрешения
соответствующих органов государственной
власти».
Федеральный закон «Об участии
в международном информационном обмене» «Статья 6. Право собственности
на информационные продукты и средства
международного информационного обмена.
Документированная информация,
информационные ресурсы, информационные
продукты, средства международного информационного
обмена относятся к объектам имущественных
прав собственников и включаются в состав
их имущества.
Отношения, связанные с правом
собственности на российские информационные
продукты и средства международного информационного
обмена, регулируются гражданским законодательством
Российской Федерации.
Отношения, связанные с правом
собственности, возникающие в результате
оказания или получения информационной
услуги, определяются договором между
собственником или владельцем информационных
продуктов и пользователем. Оказание информационной
услуги не создает для пользователя право
авторства на полученную документированную
информацию.
Информационные продукты являются
товаром, если это не противоречит международным
договорам Российской Федерации и законодательству
Российской Федерации».
Императивные информационно-правовые
нормы устанавливают, в первую очередь,
обязанности органов государственной
власти и местного самоуправления по производству
и распространению информации, создаваемой
этими структурами в порядке обеспечения
конституционных гарантий информационных
прав граждан на информацию и исполнения
этими органами своей компетенции в этой
части. Устанавливают функции и компетенцию
органов государственной власти в области
информационной безопасности, по формированию
государственных (муниципальных) информационных
ресурсов, по созданию государственных
информационно-телекоммуникационных
систем и других подобных информационных
систем органов местного самоуправления.
Обеспечивают регулирование отношений
по поводу ответственности за правонарушения
в информационной сфере. В эту группу входят
также нормы, обеспечивающие защиту прав
субъектов персональных данных, установление
государственной политики в информационной
сфере, защиту прав потребителей информации
в информационной сфере и другие аналогичные
нормы.
Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в
пределах тематических статей, так и путем
нормативного закрепления понятий.
Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации»
«Статья 2. Термины, используемые
в настоящем Федеральном законе, их определения
информация — сведения о лицах, предметах,
фактах, событиях, явлениях и процессах
независимо от формы их представления;
информатизация — организационный социально-экономический
и научно- технический процесс создания
оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации
прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений
на основе формирования и использования
информационных ресурсов...».
Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее
значение основных начал организации
и деятельности субъектов права (законность,
независимость, коллегиальность, гласность
и т.п.).