Федеральный закон от 2 января
2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном
кадастре»2 «Статья 5. Принципы осуществления
деятельности по ведению государственного
земельного кадастра Деятельность по
ведению государственного земельного
кадастра осуществляется в соответствии
со следующими принципами:
единство системы и технологии
ведения государственного земельного
кадастра на всей территории Российской
Федерации;
непрерывность внесения в государственный
земельный кадастр изменяющихся характеристик
земельных участков;
открытость сведений государственного
земельного кадастра;
сопоставимость и совместимость
сведений государственного земельного
кадастра со сведениями, содержащимися
в других государственных и иных кадастрах,
реестрах, информационных ресурсах».
Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи
в качестве обязательной нормативной
ориентации видов деятельности.
Федеральный
закон «Об информации, информатизации
и защите информации» «Стать я 20. Цели защиты
Целями защиты являются: предотвращение
утечки, хищения, утраты, искажения, подделки
информации; предотвращение угроз безопасности
личности, общества, государства; ...».
Федеральный
закон «Об участии в международном информационном
обмене» «Статья I. Цели и сфера действия
настоящего Федерального закона
Цели настоящего Федерального
закона — создание условий для эффективного
участия России в международном информационном
обмене и рамках единого мирового информационного
пространства, защита интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований при международном
информационном обмене, защита интересов,
прав и свобод физических и юридических
лиц при международном информационном
обмене». Нормы-запреты, признающие общественно
вредными и недопустимыми с правовой точки
зрения определенных действий.
Федеральный
закон «Об информации, информатизации
и защите информации» «Статья 10. Информационные
ресурсы по категориям доступа
Запрещено относить к информации
с ограниченным доступом: законодательные
и другие нормативные акты, устанавливающие
правовой статус органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений,
а также права, свободы и обязанности граждан,
порядок .их реализации; документы, содержащие
информацию о чрезвычайных ситуациях,
экологическую, метеорологическую, демографическую,
санитарно-эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения
безопасного функционирования населенных
пунктов, производственных объектов, безопасности
граждан и населения в целом;
документы, содержащие информацию
о деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных средств и
других государственных и местных ресурсов,
о состоянии экономики и потребностях
населения, за исключением сведений, отнесенных
к государственной тайне;
документы, накапливаемые в
открытых фондах библиотек и архивов,
информационных системах органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, организаций,
представляющие общественный интерес
или необходимые для реализации прав,
свобод и обязанностей граждан».
Компетенционные нормы, очерчивающие
легальные пределы деятельности субъектов
права.
Федеральный
закон «Об информации, информатизации
и защите информации» «Статья 13. Гарантии предоставления
информации
1. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
создают доступные для каждого
информационные ресурсы по вопросам
деятельности этих органов и
подведомственных им организаций,
а также в пределах своей компетенции
осуществляют массовое информационное
обеспечение пользователей по вопросам
прав, свобод и обязанностей граждан, их
безопасности и другим вопросам, представляющим
общественный интерес». Нормы-санкции,
являющиеся либо частью состава правонарушений,
либо самостоятельной нормой.
Уголовный кодекс РФ «Статья 272. Неправомерный доступ
к компьютерной информации 1. Неправомерный
доступ к охраняемой законом компьютерной
информации, то есть информации на машинном
носителе, в электронно-вычислительной
машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если
это деяние повлекло уничтожение, блокирование,
модификацию либо копирование информации,
нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или
их сети, - наказывается штрафом в размере
от двухсот до пятисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период от двух до пяти месяцев, либо исправительными
работами на срок от шести месяцев до одного
года, либо лишением свободы на срок до
двух лет...».
Императивные нормы, содержащие однозначные
предписания и закрепляющие обязанности
государственных органов, учреждений,
предприятий и граждан.
Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации»
«Статья 7. Государственные
информационные ресурсы 2. Формирование
государственных информационных ресурсов...
осуществляется гражданами, органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, организациями и общественными
объединениями. Федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации формируют
государственные информационные ресурсы,
находящиеся в их ведении, и обеспечивают
их использование в соответствии с установленной
компетенцией».
Примером одновременного применения методов императивного
и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.
Закон РФ «О государственной
тайне» «Статья 10. Ограничение прав
собственности предприятий, учреждений,
организаций и граждан Российской Федерации
на информацию в связи с ее засекречиванием.
Должностные лица, наделенные в порядке,
предусмотренном статьей 9 настоящего
Закона, полномочиями по отнесению сведений
к государственной тайне, вправе принимать
решения о засекречивании информации,
находящейся в собственности предприятий,
учреждений, организаций и граждан (далее
— собственник информации), если эта информация
включает сведения, перечисленные в Перечне
сведений, отнесенных к государственной
тайне. Засекречивание указанной информации
осуществляется по представлению собственников
информации или соответствующих органов
государственной власти. Материальный
ущерб, наносимый собственнику информации
в связи с ее засекречиванием, возмещается
государством в размерах, определяемых
в договоре между органом государственной
власти, в распоряжение которого переходит
эта информация, и ее собственником. В
договоре также предусматриваются обязательства
собственника информации по ее нераспространению.
При отказе собственника информации от
подписанного договора он предупреждается
об ответственности за несанкционированное
распространение сведений, составляющих
государственную тайну, в соответствии
с действующим законодательством.
Собственник информации вправе
обжаловать в суд действия должностных
лиц, ущемляющие, по мнению собственника
информации, его права. В случае признания
судом действий должностных лиц незаконными
порядок возмещения ущерба, нанесенного
собственнику информации, определяется
решением суда в соответствии с действующим
законодательством».
Информационно-правовые нормы можно
классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):
нормы федерального уровня
и действия;
нормы субъектов Российской
Федерации;
нормы органов местного самоуправления.
По объему регулирования информационно-правовые нормы
подразделяются на нормы:
общего действия, распространяющие
действие на все сферы и отрасли правового
регулирования, регламентирующие важнейшие
стороны информационной деятельности.
Это, в первую очередь, статутные нормы,
устанавливающие обязанности органов
государственной власти и местного самоуправления
по исполнению ими конституционных обязанностей
по предоставлению информации потребителям;
межотраслевые, регулирующие
информационные отношения, возникающие
между группами государственных органов,
по обеспечению информационных процессов;
отраслевые, действующие в пределах
сферы ведения конкретного органа государственной
власти;
на уровне органа местного самоуправления,
действующие в пределах территорий.
- Особенности информационных
правоотношений, возникающих при производстве,
распространении и потреблении массовой
информации.
Массовая информация (информация, содержащая сообщения
информационного характера, подготавливаемая
и распространяемая СМИ и Интернет с целью
информирования населения, в том числе
реклама деятельности физических и юридических
лиц, производимых продуктов и предоставляемых
услугах, предлагаемых потребителям).
Как отмечает в своей монографии
М.А. Федотов, «до 12 июня 1990 г. в нашей стране
не существовало ни отрасли СМИ. ни правового
акта, который регулировал бы общественные
отношения, связанные с организацией и
деятельностью СМИ. Отсутствие правового
регулирования компенсировалось партийными
нормами. В этот период законодательство
о СМИ развивалось в России как «цензурное
право» 12 июня 1990 г. был принят Закон СССР
«О печати и других средствах массовой
информации», а 27 декабря 1991 г. — Закон
РФ «О средствах массовой информации».
Закон СССР декларировал свобод» печати,
российский закон провозглашает свободу
СМИ как естественное состояние прессы.
Согласно Закону РФ «Об авторском
праве и смежных правах», сообщения о событиях
и фактах, имеющие информационный характер,
не являются предметом авторского права.
Основной объем такой информации распространяется
через СМИ, деятельность которых регулируется
федеральными законами, к числу которых
можно отнести законы РФ «О средствах
массовой информации», «О порядке освещения
деятельности органов государственной
власти в государственных органах массовой
информации». Готовятся также проекты
федеральных законов «О телевидении и
радиовещании», «О кабельном телевидении»,
«Об общественно-правовом вещании», «О
спутниковом вещании» и др.
Закон «О средствах массовой
информации» регулирует отношения, связанные
с поиском, получением, производством
и распространением массовой информации.
Массовой информацией признаются предназначенные
для неограниченного круга лиц печатные,
аудиовизуальные, аудио- и иные сообщения
и материалы, а под средством массовой
информации понимается периодическое
печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма,
кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой
информации.
Одновременно с недопустимостью
цензуры закон устанавливает недопустимость
использования средств массовой информации
в целях совершения уголовно наказуемых
деяний, для разглашения сведений, составляющих
государственную или иную специально
охраняемую законом тайну, для призыва
к захвату власти, для пропаганды войны,
а также для распространения передач,
пропагандирующих порнографию, культ
насилия и жестокости.
Законом РФ «О средствах массовой
информации» вводятся следующие понятия
и их определения.
Под массовой информацией
понимаются предназначенные для неограниченного
круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные
и иные сообщения и материалы.
Под средством массовой
информации понимается периодическое печатное издание,
радио-, теле-, видеопрофамма, кинохроникальная
программа, иная форма периодического
распространения массовой информации.
Под периодическим
печатным изданием понимаются газета, журнал альманах, бюллетень,
иное издание, имеющее постоянное название
текущий номер и выходящее в свет не реже
одного раза в год. Под радио-, теле- видео-,
кинохроникальной программой понимается
совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных
сообщений и материалов (передач), имеющая
постоянное название и выходящая в свет
(эфир) не реже одного раза в год.
Под продукцией средства
массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного
номера периодического печатного издания,
отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной
программы тираж или часть тиража аудио-
или видеозаписи программы.
Под распространением
продукции средства массовой информации
понимается продажа (подписка, доставка,
раздача) периодических печатных изданий,
аудио- или видеозаписей программ, трансляция
радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация
кинохроникальных программ.
При производстве и распространении
массовой информации действуют следующие
основные субъекты:
редакция средства массовой
информации — организация, учреждение,
предприятие либо гражданин, объединение
граждан, осуществляющие производство
и выпуск средства массовой информации:
главный редактор — лицо, возглавляющее
редакцию (независимо от наименования
должности) и принимающее окончательные
решения в отношении производства и выпуска
средства массовой информации;