Контрольная работа по «Информационное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов — участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Содержание работы

Понятие, особенности и виды информационно-правовых норм. Критерии классификации норм......................................................................3

Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации……………………………………………………………….....11

Задача ...……………………………………………………………………...16

Список используемой литературы………………………………...…….....18

Файлы: 1 файл

Информационное право к.р..docx

— 44.23 Кб (Скачать файл)
журналист — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
издатель — издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
распространитель — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
учредитель средства массовой информации гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.
Не может выступать учредителем:
гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы но приговору суда, ибо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
гражданин другого государства или лицо без гражданства, не продающее постоянно в Российской Федерации. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Потребителями массовой информации являются широкий, практически неограниченный круг лиц, в том числе граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица.
Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:
обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации; отношения средств массовой информации с гражданами и организациями; права и обязанности журналиста; межгосударственное сотрудничество в области массовой информации; ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными субъектами: учредителями (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и, наконец, собственником.
Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.
При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений:
право на создание массовой информации (журналист, редакция); право на защиту чести и достоинства (любой член общества);
право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);
обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты);
обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство); ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации);
ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);
ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).
Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.
Основной объем прав на информацию содержится в следующей норме Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...» (часть 4, ст. 29).
Право свободного поиска и получения информации означает право каждого гражданина обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получать от них запрашиваемую информацию.
Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией между гражданами.
Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на широкое распространение произведенной информации всеми законными способами. Право на свободу творчества и интеллектуальную деятельность, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закреплены в следующих положениях Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (часть 1, ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (часть 1, ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (часть 2, ст. 44).
Право на свободу производства и распространение массовой информации закреплено в части 5, ст. 29 Основного закона РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Только закон может ограничить эти права, причем право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. В связи с этим в Конституции РФ особое внимание обращено на вопросы защиты государственной тайны: «...Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (часть 4, ст. 29).
Конституция РФ запрещает получать информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3, ст. 29).
Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (часть 2, ст. 29).
Государство может считаться правовым только в том случае, если любые законы или нормативные акты, затрагивающие основные права и свободы граждан, будут свободно распространяться и каждому будет предоставлено право свободного поиска и получения информации о них. Такие условия определены в части 3, ст. 15 Конституции РФ: «...Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Упомянутые информационные права и свободы относятся к основным правам и свободам гражданина Российской Федерации. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Из этого следует, что государство в лице его государственных органов должно организовать и проводить информационную политику, направленную на решение всего комплекса вопросов, связанных с вхождением России в информационное общество, включая формирование и развитие в стране современной информационной инфраструктуры, совершенствование информационного законодательства, как правовой базы информационного общества, повышение уровня информационно-правовой культуры, правового воспитания и образования.

 

  1. Задача
Участковая избирательная комиссия в день выборов с целью повысить количество проголосовавших на данном участки, чтобы выборы были признаны состоявшимися, начала звонить по телефону тем гражданам, которые по тем или иным причинам не явились на избирательный участок, с приглашением придти и проголосовать. Наблюдатель на избирательном участке Г. посчитала, что такие действия избирательной комиссии нарушают право граждан на добровольное участие в выборах, а так же являются предвыборной агитацией, и обратилась в областную избирательную комиссию с жалобой.
Дайте юридическую оценку действиям комиссии.
Решение.
Наблюдатель на избирательном участке Г. верно посчитала, что такие действия избирательной комиссии нарушают право граждан на добровольное участие в выборах, а так же являются предвыборной агитацией, и обратилась в областную избирательную комиссию с жалобой.
Так как, в соответствии с п. 3. ст. 3. (принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 2 июня 2002 года № 67-ФЗ участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Это означает, что Гражданам предоставляется возможность самостоятельно принимать решение - использовать или не использовать на выборах свое активное или пассивное избирательное право.
Что касается предвыборной агитации в законодательстве о выборах, то под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Такое определение дается в п.4. пп. 4 статьи 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ. Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной компании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Это основные термины и понятия Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной компании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них) ст. 48. Поэтому действия избирательной комиссии действительно можно отнести к предвыборной агитации, которая запрещена в день выборов, значит действия были противоправны.

 

 

1 Тихомиров Ю.А. Публичное Право. М, 1995. С. 51.

2 СЗ РФ. 2000. №2. Ст. 149.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Информационное право»