Контрольная работа по "История Государства и Права Зарубежных Стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Государство и право в странах Древнего Востока. Древний Египет. Источники знаний о государстве и праве Древнего Египта. Периодизация истории возникновения и становления Древнего Египта. Основные черты права. Источники права, обычаи, законы, административные распоряжения, судебная практика. Право собственности. Обязательственное право. Семейное и наследственное право. Уголовное право. Суд и процесс.

Содержание работы

Литература 2
Курсовые задания 3
Деловая игра 7
Древний Египет 8
Государство и право Древней Греции 21
История государства и права Древнего Рима 26
Приложение 1 28
Приложение 2 37
Приложение 3 46
Контрольные тесты 53

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран 1.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени  трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся  сосредоточением высшей государственной  власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.

Высшую ступень  социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть  населения составляли свободные  общинники. В период государства  Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли  владеть как частные лица, так  и государство. Источниками рабства  являлись: военный плен, продажа  за долги, обращение в рабство  за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В период царства  Чжоу царь по-прежнему является верховным  собственником земли, но владения рабовладельческой  знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.

В период Чжоу китайское  государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. [Подробнее об этом периоде читайте: Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. С.46-69].

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это  государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209"г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей  восстания, сельский староста Лю Бал  стал основателем новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую  известность получили реформы Ван  Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван  Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат  государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить  кризис рабовладельческого государства  все эти реформы, конечно, не могли.

Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных  судебных решений и постановлений центральной власти.

Наибольшее  влияние на развитие права Китая  оказали конфуцианство и школа  легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.

Виды собственности  в Древнем Китае характеризовались  эволюцией от общинных форм к частной  собственности, прежде всего на землю  и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной  собственности как не землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием  договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме  того уплачивалась денежная пошлина. С  развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того были известны договора дарения, аренды земли, личного найма и др.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений:

1) против государства  (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство,  выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение  телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной  целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: "мосин" - клеймение тушью на лице, "исин" - отрезание носа, "фэйсин" - отрезание ног, "чужин" кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" - отрубание головы. Кроме того применялись такие наказания как битье палками и плетьми. отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п.

Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным. [Более подробную информацию вы можете прочитать в книге, Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. С.49-69].

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней  Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками  знаний о государстве и праве  Древней Греции являются сочинения  древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие   производительных   сил,   социально-экономическая  дифференциация и образование классов  привели к возникновению в  Древней Греции (VIII-V! вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство  возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему  совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее  развитие Афинского государства  тесно связано с борьбой широких  народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием  реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось  рабовладельческое государство  в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное  собрание являлось законодательным органом афинской республики.,Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции  народного собрания относились вопросы  законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны  и мира, выборы важнейших должностных  лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право  привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия  десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия  архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

[5]

Спартанское государство

Спартанское государство  возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного  собрания относилось избрание должностных  лиц, принятие решения в случае возникновения  спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало  в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии.

Во главе  государства стояли два царя, которые  выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны  знати, опасавшейся усиления царской  власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения. внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Информация о работе Контрольная работа по "История Государства и Права Зарубежных Стран"