Контрольная работа по "История Государства и Права Зарубежных Стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Государство и право в странах Древнего Востока. Древний Египет. Источники знаний о государстве и праве Древнего Египта. Периодизация истории возникновения и становления Древнего Египта. Основные черты права. Источники права, обычаи, законы, административные распоряжения, судебная практика. Право собственности. Обязательственное право. Семейное и наследственное право. Уголовное право. Суд и процесс.

Содержание работы

Литература 2
Курсовые задания 3
Деловая игра 7
Древний Египет 8
Государство и право Древней Греции 21
История государства и права Древнего Рима 26
Приложение 1 28
Приложение 2 37
Приложение 3 46
Контрольные тесты 53

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран 1.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Для общественного  строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя  и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю  илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был поисущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу

любого вреда.

Семейное  и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена ослабляется.

Наследование  осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь  являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников  наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний  следует отметить смертную казнь, продажу  в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный  процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное  расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА

Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории  человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все  развитие последующей цивилизации, особенно европейской.

(С историей становления и развития римского государства вы можете познакомиться в книгах [4],[9],[13]).

Особое место  в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более  чем тысячелетний период истории  Римского государства римское право  прошло большой путь развития. В  его истории можно выделить следующие этапы:

1. Древнейший  период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью:

архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический  период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический  период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

 

Римское право древнейшего периода.

Законы XII таблиц. Общая характеристика. Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.

Отличительной чертой названных законов был  строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся  к займовым операциям, к уголовным  преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет  римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.

Достоверно, что  все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности  и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был  нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого  распределения. Земли и количество скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких  законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – реc  манципи и рее нек манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения  и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов ..." (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Следует еще  сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5-ти свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает  на то , что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникает связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с  помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь требовали - при  переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились в разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!

Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и  так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор  займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

О семейном праве  древнего Рима может быть сказано  ранее всего то, что римская  семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом  агната (агнатки) в другую семью или  с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое  родство имело несомненное превосходство  над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в  Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной  обстановке и отдавали женщину-невесту  под безграничную власть мужа. В  первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационнои форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму  брака - "сине ману" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предоположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали.

Информация о работе Контрольная работа по "История Государства и Права Зарубежных Стран"