Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 18:14, контрольная работа
В Новгороде и Пскове действовали Новгородская и Псковская судные грамоты. Опишите отличительные черты частного права, закрепленного в данных грамотах от частного права по Русской Правде
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный университет экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
История отечественного государства и права
Номер группы: ЮРП 02
Наименование специальности:
Студент: Суслина Анна Александровна
Номер зачетной книжки : 102902
Новосибирск 2011
Задача 1
В Новгороде и Пскове действовали Новгородская и Псковская судные грамоты. Опишите отличительные черты частного права, закрепленного в данных грамотах от частного права по Русской Правде
Ответ
В период феодальной раздробленности на Северо-Западе Руси появилось самостоятельное государственное образование - Новгородское княжество. Отличалось это княжество от прочих оригинальным политическим устройством: верховная власть принадлежала не князю, а вечу, поэтому правомерно называть Новгород республикой, характером экономики: здесь в наивысшей для Руси того времени степени были развиты ремесло и торговля, и оригинальной культурой.
Время существования Новгородской республики определяется отрезком 1136-1478 гг. Новгородское общество делилось на три класса: высший класс - бояре, средний - житьи люди, своеземцы и купцы, низший - черные люди.
В Новгороде судебная ветвь
власти не была отделена от исполнительно-
Источником Судной Грамоты являлась "старина", то есть юридические обычаи новгородского суда и его практика, договоры с князьями и постановления веча. Суд не сосредотачивался в отдельном ведомстве, а был распределен между разными правительственными властями. Суд был очень доходным, что и служило причиной его раздробления между различными органами управления. Возникновение новых правительственных институтов вносило осложнения в существовавшую судебную систему.
По договорным грамотам князей с Новгородской республикой князь не может судить без посадника. Так и по Новгородской Судной Грамоте посадник судит вместе с наместником князя, а "без наместника суда не кончает". На практике эта совместная юрисдикция посадника и наместника разрешалась тем, что уполномоченные того и другого, тиуны, каждый отдельно, разбирали подлежавшие их рассмотрению дела в своих "одринах" при содействии избранных тяжущимися сторонами приставов. Но они не решали дел окончательно, а переносили их в высшую инстанцию или на доклад, то есть для составления окончательного решения, или на пересуд, то есть на проверку, для пересмотра дела и утверждения положенного тиуном решения. В суде этой докладной и ревизионной инстанций с посадником и наместником или с их тиунами сидели 10 присяжных заседателей, по боярину и житьиму от каждого конца. Они составляли постоянную коллегию докладчиков, как они назывались, и собирались на дворе новгородского архиепископа "во владычне комнате" три раза в неделю под страхом денежного штрафа за неявку. Судопроизводство усложнялось еще комбинациями разных юрисдикций в смешанных делах, где встречались стороны различных подсудностей. В тяжбе церковного человека с мирянином городской судья судил вместе с владычным наместником или его тиуном. Княжеского человека с новгородцем судила особая комиссия, состоявшая из двух бояр, княжеского и новгородского, и, если они не могли согласиться в решении, дело докладывалось самому князю, когда он приезжал в Новгород, в присутствии посадника. Тысяцкий судил преимущественно дела полицейского характера. Но он, же был первым из трех старшин в совете. Этот же совет с участием посадника разбирал дела между новгородцами и купцами немецкого двора в Новгороде.
От Новгородской судной грамоты (НСГ) сохранился лишь отрывок, содержащий 42 статьи, в то время как Псковская судная грамота (ПСГ) сохранилась целиком. Датировка обоих памятников спорна. Обычно их относят к концу XV в. В Новгороде и Пскове действовали и другие правовые сборники - Русская Правда, Мерило Праведное, Кормчая книга. Если Русская Правда - это, прежде всего памятник уголовного и процессуального права, то ПСГ относится главным образом к области гражданского права, что объясняется развитием товарно-денежных отношений в Пскове. Гражданское право закрепляло институты вещного права, т.е. права на вещи, центральным из которых являлось право собственности. В законе впервые появляется термин, обозначающий движимое имущество - живот, термин, определяющий недвижимость - отчина. Среди способов приобретения права собственности ПСГ упоминает давность владения. Этот древнейший способ был закреплен в отношении пахотной земли и рыболовного участка. Основным же способом приобретения права собственности являлись договоры и наследование. ПСГ известны также находка и приплод. Право на чужие вещи представлено в ПСГ кормлей, т.е. пожизненным правом пользования недвижимостью. Имущество переходило в кормлю, как правило, после смерти собственника. Продажа кормли запрещалась. Развитие товарно-денежных отношений обусловило достаточно высокий уровень обязательственного права. Усложнение хозяйственной жизни вело к совершенствованию способов заключения договоров. Вместо громоздких, сопряженных с обрядностью, привлечением свидетелей способов заключения договоров появляются удобные письменные способы оформления сделок. Основным способом заключения договора становиться запись - письменный документ, копия которого, скрепленная печатями, сдавалась в архив. Записью оформлялись договоры купли-продажи земли, хранения, займа на большие суммы, поручительство; при помощи записи оформлялось завещание. Составление записи было довольно сложным делом, но этот документ нельзя было оспорить. Оформление договоров на незначительные суммы осуществлялось при помощи доски, т.е. неформального письменного документа. Доска была доказательством, которое можно было оспорить. Сохранилась и устная форма заключения сделок. Вероятно, наиболее распространенной она была в сельской местности. В случае устного оформления договора требовалось 4-5 свидетелей. Серьезное внимание уделялось способам обеспечения исполнения обязательств. В ПСГ много места отведено поручительству и залогу. Поручительство (порука) применялось тогда, когда сумма долга не превышала одного рубля. Возможен был залог движимого и недвижимого имущества. Залог недвижимого имущества не сопровождался передачей его кредитору; движимое имущество, наоборот, передавалось. Судя по обилию статей, посвященных закладу, споры на этой почве были частыми. Законодательству Новгорода и Пскова было известно значительно большее число договоров, чем Русской Правде. Один из самых распространенных - купля-продажа. Купля-продажа движимости осуществлялась на торгу, без лишних формальностей. Договор заключался в устной форме, свидетели были необязательны. В случае обнаружения скрытых недостатков проданной вещи договор расторгался. Купля-продажа земли оформлялась записью. Субъектами договора купли-продажи земли могли быть близкие родственники. Известны случаи, когда сторонами были супруги, однако женщины могли в этой сделке выступать лишь в качестве продавца. Оформлялась сделка при свидетелях обеих сторон и скреплялась печатью архиепископа или его наместника. В договоре могло быть оговорено, что земля продается "одерень" или "в веки", т.е. без права выкупа. Существенные особенности имел договор купли-продажи, заключаемый с иностранными купцами. Признавалась законной только меновая торговля, обмен товара на товар, кредитные сделки не допускались. Договор дарения оформлялся, особенно в отношении земли, в присутствии свидетелей и с обязательным приложением печати. Однако допускалась и упрощенная форма: на дому, в присутствии свидетелей, не являющихся родственниками. Хорошо был известен в Новгороде и Пскове договор займа. Порядок оформления этого договора зависел от размера ссуды (при ее размере свыше одного рубля была обязательна запись). Предел при взимании процентов не устанавливался. Он определялся соглашением сторон. Допускалось досрочное прекращение обязательства по инициативе любой стороны. Однако в случае прекращения договора по инициативе кредитора он лишался права на проценты. Договор хранения во времена Псковской судной грамоты уже перестал быть дружеской услугой, порядок его заключения стал строго формальным. За редким исключением оформлялся он записью. Если записи не требовалось, то применялись такие доказательства, как присяга и поединок. Имущественный найм, не упоминавшийся в Русской Правде, хорошо известен ПСГ как найм помещения. Наниматель (подсуседник) по закону мог в потребных случаях предъявлять иск хозяину. Своеобразным был договор изорничества. Изорник (одна из категорий половников) заключал договор, по которому за пользование землей обязан был отдать хозяину половину или иную часть урожая. Изорник при этом брал покруту - нечто подобное купе Русской Правде. Распространенным видом договора был личный найм. Договор заключался обычно устно, однако возможна была и запись. Закон ставил обе стороны в равное положение, предоставляя им равные права в отстаивании своих интересов. Наследственное право допускало оба известных порядка наследования. При наследовании по закону имущество переходило родственникам умершего, которые при его жизни вели совместное с ним хозяйство. В этом случае предусматривался облегченный порядок решения споров о наследстве: вместо письменных доказательств достаточно было свидетельства сторонних людей. Наследство, если оно переходило по закону к близким родственникам, без нужды не дробилось. Что касается завещания, то оно составлялось в письменной форме и называлось рукописанием. При завещании земли часть ее передавалась церкви - "на помин души". Имело место универсальное наследство, т.е. к наследнику (или наследникам) переходило не только имущество, но и обязательства наследодателя. Прежде всего, Псковская Судная Грамота обстоятельно регламентировала социально-экономическую жизнь общества, предоставляя возможность цивилизованного ведения хозяйства. ПСГ была «шагом вперёд» по сравнению с Русской Правдой и стояла гораздо ближе к западноевропейскому законодательству.
Задача 2
Конец XX в. был ознаменован кризисными явлениями в существующей политической системе. Какие изменения произошли в государстве и праве в период 1980-1990 гг.?
судная грамота политический кризисный
Ответ
К началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества. Проводимая советским руководством со времен Ленина политика, направленная на конфронтацию со странами «мирового капитала» и имевшая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик. (Боффа Д. И. От СССР к России. - М.; Международные отношения, 1998, с.186.). По замыслу партийных реформаторов предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый человеческий фактор) прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. (Емелин А. С. История государства и права России: (окт. 1917 - дек. 1991 гг.). - М.: Щит - М, 1999, с. 204). Но ничего не получилось. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, оно к лету 1991 г. приобрело огромный размах.
Последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, в котором высшим представительным органом власти признавалась Верховный Совет. Перестройка была провозглашена новым генеральным секретарём М. С. Горбачёвым. Осенью 1990 года Горбачёв, избранный Съездом народных депутатов СССР, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган - Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Начались разработка и шедшее с большим трудом согласование проекта нового союзного договора между республиками СССР.
В марте 1991 года был проведён первый в истории страны референдум - гражданам СССР предстояло высказать своё мнение по вопросу о сохранении Советского Союза. 76% принявших участие в голосовании, высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум - большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.
12 июня 1991 года состоялись
общенародные выборы
Последние месяцы 1991 года стали временем окончательного распада СССР. Был распущен съезд народных депутатов, радикально реформирован Верховный Совет, ликвидировано большинство союзных министерств. Высшим органом стал Государственный Совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. 7-8 декабря 1991 года объявлено о прекращении существования СССР и образования в составе трёх республик Содружества Независимых Государств «СНГ». В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских.
К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации (ваучерная), в результате реально появился частная собственность. Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.
В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздать инфляцию.
В 1996 году - прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики, и отпугивала западных инвесторов. В 1997 году удалось остановить падение производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными.
Российская Федерация в 90-е
годы 20 века представляет собой демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления, основанное,
однако, на иных конституционных принципах
и демократических ценностях, нежели Советский
Союз. В основе федеративного устройства
РФ лежат такие принципы, как государственная
целостность и единство системы государственной
власти, разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Федерации,
равноправие и самоопределение народов
России. Государственная целостность
и единство системы государственной власти
в Российской Федерации выражается в наличии
единых федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной ветвей власти,
действии Федерального законодательства
и иных федеральных актов на всей территории
Российской Федерации, едином государственном
строе субъектов Федерации. Все они, как
и федеральные органы Российской Федерации,
проводят принципы республиканской формы
правления, обеспечивают последовательный
демократизм в отношениях между органами
государства и населением. Каждый субъект,
самостоятельно определяя систему органов
государственной власти, учитывает Конституцию
РФ и общие принципы организации представительных
и исполнительных органов государственной
власти, установленных Федеральным законом.
При этом федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской
Федерации. Конституция РФ исчерпывающим
образом устанавливает предметы ведения
Российской Федерации и, ее субъектов.
В Конституции закреплен перечень вопросов,
отнесенных к ведению Российской Федерации,
а также дается полный перечень вопросов,
решаемых Российской Федерацией совместно
с ее субъектами. (Сырых В. М. История государства
и права России. Советский и современный
периоды. - М.: Юристъ, 2000.- С. 484-485.). К исключительному
ведению Российской Федерации отнесены
все те вопросы, решение которых требует
единообразного решения на всей территории
России: 1) защита Конституции и федеральных
законов; 2) регулирование и защита прав
и свобод человека и гражданина; 3) правовые
вопросы создания единой общенациональной
экономики и рынка; 4) основы федеральной
политики и федеральных программ в области
государственного, экономического, экологического,
социального и культурного развития РФ;
5) полномочия, связанные с обороной и внешней
политикой; 6) отрасли законодательства,
призванные обеспечивать равенство всех
граждан независимо от места их проживания,
национальности и иных обстоятельств.
Это также судоустройство, прокуратура,
уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское,
гражданско-процессуальное и некоторые
другие отрасли законодательства. Широк
круг вопросов, отнесенных к совместному
ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Разрешается субъектам РФ дополнять, развивать
федеральные законы и иные нормативно-правовые
акты применительно к специфике отдельных
регионов с учетом их исторических, национальных
и иных особенностей. В совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов находятся
следующие вопросы: 1) обеспечения соответствия
конституций, уставов, законов субъектов
Российской Федерации Конституции РФ
и федеральным законам, установление общих
принципов налогообложения и др.; 2) защита
прав и свобод человека и гражданина, защита
прав национальных меньшинств, охрана
исконной среды обитания и традиционного
образа жизни малочисленных этнических
общностей и др.; 3) вопросы разграничения
государственной собственности, владения,
пользования, распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами,
а также природопользования, охраны окружающей
природной среды и обеспечения экологической
безопасности; 4) отношения в сфере образования,
науки, культуры, спорта, защиты семьи,
регулирование которых требует учета
местных условий, традиций и обычаев отдельного
региона; 5) отрасли права: административное,
административно-
Конституция РФ не устанавливает конкретного перечня пределов исключительного ведения субъектов Федерации. Объем и виды их деятельности настолько велики и разнообразны, что перечислить их достаточно трудно. Таким образом, Конституция РФ позволяет достаточно точно определить полномочия Российской Федерации и ее субъектов, что не исключает возможности возникновения каких-либо споров. Для их разрешения могут быть использованы согласительные процедуры, предусмотренные ст. 85 Конституции РФ. Но если согласованного решения так и не будет принято, то Президент РФ вправе прибегнуть к помощи соответствующего суда. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Конституция также допускает возможность передачи части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с их согласия и, наоборот, передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий федеральным органам. Республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Различие наблюдается лишь в формах нормативных актов, которыми закрепляется статус субъектов Федерации. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться договорами, заключаемыми между органами государственной власти края или области. (Цечоев В. К. История государства и права России 19-20вв. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. -С. 199.).
Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутствует глава, посвященная основам избирательной системы в Российской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать только то, что он назначается Президентом Российской Федерации. Однако не определен ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни число голосов, необходимых для принятия позитивного решения по вопросу, вынесенному на референдум. Конституция лишила народ права вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии. Народ лишен, и возможности действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов, должностных лиц. (Поцелуев В. А. История России ХХ столетия: Основные проблемы. - М.: Владос, 2000. - С. 265.).
Информация о работе Контрольная работа по "История отечественного государства и права"