Контрольная работа по "История отечественного государства и права"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 18:14, контрольная работа
Описание работы
В Новгороде и Пскове действовали Новгородская и Псковская судные грамоты. Опишите отличительные черты частного права, закрепленного в данных грамотах от частного права по Русской Правде
В
самом Судебнике не указываются способы
осуществления смертной казни.
Торговая
казнь состояла в битье кнутом на торговой
площади. Как вид наказания она применялась
до середины XIX в., но особенного развития
достигла в XVII в.
Судебник,
как и Русская Правда, знает продажу, но
она теперь отдельно применяется редко:
обычно в сочетании со смертной или торговой
казнью. Продажа означала денежный штраф
за преступление и шла в пользу князя или
лиц, осуществлявших правосудие. Размер
продажи, как правило, устанавливался
по усмотрению суда. Продажа, по мнению
Владимирского-Буданова, могла означать
в некоторых случаях и конфискацию всего
имущества.
Чаще
всего продажа являлась дополнительным
наказанием и применялась в сочетании
с торговой или смертной казнью (ст. 8, 10,
13, 39). "...Того велети казнити смертною
казнью а исцево велети доправити изъ
его статка, а что ся у статка останеть,
ино то боярину и диаку имати себе. А противень
и продажа боярину и диаку делити..."
(ст. 8).
Но
продажа могла быть и самостоятельным
видом наказания за злостную невыплату
долга, оскорбление словом или действием.
Денежное
вознаграждение в пользу потерпевшего
или родственников убитого взыскивалось
с виновного одновременно с выплатой продажи.
"А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве,
или в разбои, или в татьбе, ино на убитом
исцево доправити;...А сам убитой в казни
и в продаже боярину и дияку" (ст. 7). Если
виновный не имел средств, чтобы выплатить
требуемое истцом вознаграждение, он выдавался
истцу "головою на продажю", т.е. в
холопство до отработки долга (ст. 10).
Помимо
наказаний, указанных в Судебнике, практика
знала и такие виды наказаний, как тюрьма,
ссылка, пожизненное заключение, членовредительство
разного рода.
Отличительные особенности Судебника
1497 г. от Русской Правды
Судебник
очень краток и беден по содержанию по
сравнению с Русской Правдой (в ней более
полно регламентировалось гражданское,
особенно обязательственное право, так
по сравнению с Русской Правдой Судебник
1497г говорит о займе лишь в ст. 55, предусматривавшей,
подобно Русской Правде, ответственность
за несостоятельность должника).
Судебник
по сравнению с Русской Правдой, которая
под преступлением понимала причинение
материального или морального вреда отдельному
лицу или лицам, под преступлением понимает
всякие действия, которые так или иначе
угрожают государству или господствующему
классу в целом и поэтому запрещаются
законом. В связи с развитием государства
и феодализма значительно расширяется
круг объектов преступления, Русская Правда
знала лишь два объекта преступления -
личность и имущество, а Судебник признавал
государство и его должностных лиц объектами
преступления. По мере развития феодализма,
которое сопровождалось обострением противоречий
феодального общества и усилением классовой
борьбы, меняется взгляд и на круг субъектов
преступления, а именно, если Русская Правда
не признавала холопов субъектами преступления,
то Судебник уже считал холопа способным
отвечать за свои поступки и преступления.
Налицо и развитие системы преступлений.
Если Русская Правда не знала таких видов
преступлений, как, например, государственные
преступления, преступления против суда
и т. д., то Судебник уже знал.
1.2 На V съезде Советов 10 июля 1918 г. была
принята первая Советская Конституция.
Каковы ее основные черты? В особенности
формированиясоветского права?
Основные черты Советской Конституции
1918 г.
Основные
принципы Конституции были сформулированы
в ее шести разделах:
I.
Декларация прав трудящегося
и эксплуатируемого народа;
II.
Общие положения Конституции
РСФСР;
III.
Конструкция Советской власти (организация
советской власти в центре
и на местах);
IV.
Активное и пассивное избирательное
право;
V.
Бюджетное право;
VI.
О гербе и флаге РСФСР.
В
Декларации определялась социальная основа
новой государственности - диктатура пролетариата
и ее политическая основа - система советов
рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Законодательно закреплялись первые экономические
преобразования: национализация лесов,
земли, недр, транспорта, банков, части
промышленности. Срок действия Конституции
определялся как «переход от капитализма
к социализму».
Государственное
устройство РСФСР носило федеративный
характер, субъектами федерации были национальные
республики. Предусматривалось также
создание областных союзов, входящих на
началах федерации в РСФСР и состоящих
из нескольких национальных областей.
Высшим
органом власти Конституция провозглашала
Всероссийский съезд советов рабочих,
солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.
Съезд избирал ответственный перед ним
Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство
РСФСР - Совет Народных Комиссаров, состоявший
из народных комиссаров, возглавлявших
отраслевые народные комиссариаты.
Органами
власти на местах являлись областные,
губернские, уездные и волостные съезды
советов, формировавшие свои исполнительные
комитеты. В городах и селениях создавались
городские и сельские советы.
Компетенция
центральных органов власти определялась
следующим образом. Всероссийский съезд
Советов и ВЦИК осуществляли утверждение
и изменение Конституции, принятие в состав
РСФСР, объявление войны и заключение
мира, общее руководство внешней, внутренней
и экономической политикой, устанавливали
общегосударственные налоги и повинности;
основы организации вооруженных сил, судоустройства
и судопроизводства, формировали общегосударственное
законодательство. Всероссийский съезд
советов обладал исключительным правом
изменять Конституцию и ратифицировать
мирные договоры.
Характерно,
что законодательную власть в РСФСР осуществляли
сразу три высших органа: Всероссийский
съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог
издавать декреты и распоряжения в области
государственного управления, носившие
общеобязательный характер. Наиболее
значимые из них утверждались ВЦИК.
Важнейшей
задачей, возложенной на нижестоящие советы,
было проведение в жизнь решений вышестоящих
органов и подчинение им по вертикали.
По горизонтали в пределах своей территории,
местным советам предоставлялись широкие
полномочия по реализации своей компетенции.
Этот принцип получил наименование «демократического
централизма».
Избирательная
система, закрепленная Конституцией, отражала
сложившуюся социально-политическую ситуацию
в стране. К выборам допускались лишь представители
отдельных социальных групп, в отношении
которых не применялись ограничения по
признакам пола, национальности, оседлости,
образования и вероисповедания. Эти группы
объединялись понятием «трудящиеся».
Значительная часть населения была лишена
избирательных прав: лица, использующие
наемный труд в целях извлечения прибыли;
живущие на «нетрудовые доходы»; частные
торговцы и посредники; представители
духовенства; служащие жандармерии, полиции
и охранного отделения. Исключение из
избирательного корпуса «социально-чуждых
элементов» не позволяло рассматривать
избирательное право как всеобщее.
Конституция
закрепила многоступенчатую систему выборов
в советы (правило, действовавшее еще при
выборах в земства и Государственную думу).
Прямыми были выборы в сельские и городские
советы, делегаты всех последующих уровней
избирались на соответствующих съездах
советов на основе принципов представительства
и делегирования. Тем самым создавался
организационный фильтр, предназначенный
для отсева «чуждых элементов», тем более
эффективный, так как на практике и в инструкциях
о выборах был закреплен порядок открытого
голосования.
Комплекс
провозглашенных конституционных прав
граждан ставился в самую тесную связь
с их обязанностями и объявлялся конкретно
гарантированным, а не только провозглашенным.
Особенности формирования советского
права
Формирование
нового права началось с изданием первых
декретов II Всероссийского съезда Советов,
сформировавших основные его принципы. Декрет
о суде №1 отменял действие старых законов,
если они противоречили «революционному
правосознанию». Последнее и стало главным
источником права при отсутствии новых
норм. В местных судах в качестве основного
источника продолжали действовать нормы
обычного права. Постепенно складывается
новая судебная практика. Революционное
правотворчество осуществлялось самими
судебными органами, высшими органами
власти (съездом, ВЦИК, СНК), руководящими
органами политических партий и даже местными
советами.
Одной
из первых сфер, в которой было осуществлено
законодательное нормирование, были брачно-семейные
отношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и
СНК приняли декреты, отменявшие всякие
ограничения, узаконивавшие только гражданскую
форму брака, устанавливавшие свободу
развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс
законен «Об актах гражданского состояния,
брачном, семейном и опекунском праве».
В кодексе подчеркивалось, что церковный
брак не порождает никаких юридических
последствии, переезд одного из супругов
не влечет обязанности другого следовать
за ним; отменялся принцип общности имущества
супругов. Воспитание детей рассматривалось
как общественная обязанность родителей,
а не как их частное дело. Провозглашался
принцип раздельности имущества родителей
и детей, запрещалось усыновление.
В
декабре 1917 г. ВЦИК принял постановление
«О страховании на случай безработицы»
и декрет «О страховании на случай болезни».
Эти меры социальной защиты обеспечивались
из фондов предприятий. Весной 1918 г. была
сформирована новая инспекция труда, избираемая
профсоюзными организациями.
В
декабре 1918 г. был принят первый Кодекс
законов о труде РСФСР (КЗоТ), обобщающий
всё предшествующее Советское законодательство
о труде. Действие кодекса распространялось
на всех лиц, работающих по найму во всех
секторах хозяйства. В кодексе закреплялись
нормы труда и отдыха, устанавливались
льготы для подростков и женщин. Большая
роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе
отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата
труда. КЗоТ заменил систему социального
страхования (выплат из фондов предприятий
и учреждений) системой социального обеспечения
(выплат из централизованных фондов государства),
что было связано со структурными изменениями
в экономике -- сплошной национализацией
производства и централизацией управления
и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую
повинность для лиц от 16 до 58 лет.
Сфера
нового гражданского права формировалась
в ходе процессов национализации, которая
охватила как объекты промышленности,
транспорта и финансов, так и сферу жилья.
ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене
наследования», по которому все виды наследования
(по закону и по завещанию) отменялись,
наследственная масса ограничивалась
суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество
переходило в собственность государства)
и поступала родственникам умершего в
виде «меры социального обеспечения»
на праве управления и распоряжения.
Произошло
резкое сокращение торгового оборота,
из которого были изъяты национализированное
имущество, ценные бумаги.
Государственная
монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички
и т.п. предельно сократила товарооборот.
Система главкизма исключала товарно-денежные
отношения между предприятиями, монополия
внешней торговли -- из сферы экспортно-импортных
отношений частных лиц и частный капитал.
Натуральный продуктообмен вытеснил денежные
отношения, на правовом уровне происходило
соответствующие вытеснение гражданско-правовых
норм административно-правовым регулированием.
Нормативное запрещение частной торговли
привело к тому, что областью торговых
отношений стал сохранившийся подпольный
«чёрный рынок», где эти отношения были
деформированы и искажены.
В
декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие
начала по уголовному праву РСФСР, ставшие
первой попыткой обобщения практики судов
и трибуналов. Согласно получившей широкое
распространение в этот период теории
«социальных функций права», новое уголовное
право должно было основываться на принципе
целесообразности, который противопоставлялся
принципу законности.
На
этой идее базировалась структура Руководящих
начал. Они состояли из введения, разделов
о сущности уголовного права, об уголовном
правосудии, о преступлении и наказании,
о стадиях совершения преступления, о
соучастии, об условном осуждении. Законодатель
отказывался от исчерпывающего и полного
нормирования всех отношений, полагаясь
на «социальное чутьё пролетарского суда».
Кодекс понимал под правом систему общественных
отношений. Формы вины, необходимая оборона,
крайняя необходимость не рассматривались
в кодексе. Недостаточное внимание к трактовке
субъективной стороны преступления приводило
к усилению принципа объективного влияния,
когда степень наказания связывалась
с результатом преступления, но не с его
мотивами. На меру наказания влияли социальная
принадлежность преступника и социальная
направленность деяния. К смягчающим обстоятельствам
относились принадлежность к «неимущим
классам», состояние голода, нужды, невежество
и несознательность.
Практика
судебного правотворчества получила в
Руководящих началах поддержку в виде
принципа аналогии при отсутствии конкретной
нормы в законе, разрешающей конкретный
казус, к нему могли применить аналогичную
норму и решить его по аналогии с другим
казусом, урегулированным этой нормой.
Свобода толкования на практике вела к
произволу.
Система
наказаний, предусмотренных кодексом,
включала: внушение, общественное порицание,
бойкот, исключение из коллектива, возмещение
ущерба, конфискацию имущества, лишение
политических прав, лишение свободы, расстрел
и др. Свободный выбор наказаний предоставлялся
ревтрибуналам постановлением Наркомюста
в июне 1918 г.
В
феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом
землеустройстве и о мерах перехода к
социалистическому земледелию». Вся земля
определялась в качестве единого государственного
фонда. Создаются совхозы, коммуны, общества
по совместной обработке земли. Все формы
единоличного землепользования рассматриваются
как отживающие.
Декреты
Второго съезда Советов рабочих и солдатских
депутатов были первыми актами конституционного
характера. В них решались не только текущие,
но и фундаментальные проблемы внешней
политики, экономических преобразований,
власти. Поэтому факт принятия этих документов
можно рассматривать как первый этап конституционного
строительства. Заключительным этапом
конституционного строительства стала Конституция
1918 г. Конституционная комиссия была создана
на заседании ВЦИК 1 апреля этого же года.
В её состав вошли представители от партийных
фракций и от ряда народных комиссариатов.
Председателем комиссии стал Я. Ч. Свердлов.
Работа
над проектом Конституции заняла четыре
месяца. В ее ходе развернулась оживленная
полемика между представителями различных
фракций. Обсуждались следующие вопросы: