Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:37, контрольная работа
1. Понятие правового обычая и правовой обычай как первоисточник права
2. Обычное право
3. Отношение обычного права к законодательству
4. Сферы применения правового обычая
5. Соотношение норм права и обычаев
1. Понятие правового обычая и правовой обычай как первоисточник права
Правовой обычай – это санкционированное охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени.
Под обычаем, как разновидностью социальной
нормы, понимается правило поведения,
сложившееся на основе постоянного
и единообразного повторения данных
фактических отношений, ставшее
привычным и признаваемых обществом.
Однако правовым становится не любой
обычай, а лишь тот, который получает
официальное признание
Правовой обычай является исторически первым источником права. Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в раннеклассовых городах-государствах.
В 5–11 вв. в Европе обычай играл
большую роль, так как был признан
королевскими и церковными судами,
и заменял денежными
Обычное (то есть основанное на обычае) право регулировало, прежде всего, брачно-семейные, имущественные отношения, порядок землепользования и водопользования.
Первоначально этот опыт направлялся
на смягчение агрессивности в
отношениях между родовыми общинами,
позже – между соседними
В самом начале правовой обычай не имел материальной фиксации, что осложняло его применение необходимостью прежде доказать в суде, что данный правовой обычай существует. На определенном этапе развития правовой обычай начал письменно санкционироваться или письменно закрепляться, модернизируясь в нормативно-правовой акт.
Для правового обычая необходимо наличие следующих условий:
Кроме того, естественно, что государство
возьмет под защиту (санкционирует)
только тот обычай, который отвечает
целям и задачам
Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев законы Хаммурапи, законы Ману, Русская правда.
В современной науке нет
Действительно, в странах с развитой
системой права удельный вес правового
обычая может быть невелик. Однако есть
системы, в которых этот источник
права значительно
Можно выделить несколько составляющих правового обычая как источника права:
Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.
В истории Российского права существовали нормативно – правовые акты, содержащие в себе прямую отсылку к обычаю, такие отсылки относились, например, к порядку землепользования в 20-х годах 20 века.
Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.
2. Обычное право
Наряду с прецедентом
Такие нормы могут слагаться
как при участии, так и без
участия органов
В сущности, обычай сводится к прецеденту:
он есть не что иное, как множественный
прецедент. В самом деле, ясно, что
все юридические нормы, относимые
к обычаю, первоначально сложились
не путем обычая, а путем прецедента:
так называемые юридические обычаи
возникали по поводу единичных случаев;
возникшее таким образом
Это можно выяснить на примере любого юридического обычая. Положим, например, что путем обычая домашняя прислуга получила право на улучшенную пищу в определенные праздничные дни, или, скажем, студенты получили право выбирать курсовых старост. Доказывать право в том и другом случае можно только ссылкою на прецеденты, т.е. на случай в прошлом, когда прислуге давались к празднику, положим, куличи, или университетское начальство дозволяло студентам избирать старост, признавало их, вступало с ними в сношения. Неизбежность ссылки на прецеденты во всех случаях, где требуется установить существование нормы обычного права, доказывает тождество обычая с множественным прецедентом.
Иногда для создания нормы права достаточно прецедента единичного; иногда же только обычай, т.е. многократное повторение, может сообщить прецеденту силу права. Так, напр., тот факт, что единичная крестьянская община признала право на избу за старшим сыном умершего крестьянина, еще не устанавливает общей нормы права. Но если будет доказано, что с незапамятных времен крестьяне именно в этом смысле решали споры о наследстве, то существование данной нормы наследственного права будет уже несомненным. Таким образом, множественный прецедент – обычай – сплошь да рядом создает юридические нормы, коих не под силу создать прецеденту единичному.
В чем же заключается различие обычая юридического от обычая простого, не имеющего юридического значения?
Далеко не все обычаи, господствующие в той или другой общественной среде, суть обычаи юридические: путем обычая создается ряд правил, вовсе не имеющих правового содержания; путем обычая слагается целый кодекс общепринятого, господствующий в том или другом обществе; этим путем слагаются все правила приличия и образуется необозримое множество обрядов, исполняющихся в разных случаях жизни: напр., обряды свадебные, похоронные, праздничные. Никому не придет в голову утверждать, чтобы такие обычаи, как, напр., обычай есть куличи или обмениваться красными яйцами на праздник Пасхи, обычай наших крестьян креститься на все четыре стороны при входе в дом или наш обычай надевать белый галстук, когда мы едем на бал, суть обычаи юридические: кто не ест кулича на Пасхе, тот, очевидно, не считается нарушителем чьего-либо права; равным образом, если мой сюртук или галстук будет несколько отличаться от общепринятого типа, то меня сочтут чудаком или скажут, что я не знаю приличий, но никто не сочтет меня нарушителем чужого права.
В чем же заключается разница
между обычаями юридическими и неюридическими?
Ответ на этот вопрос сам собою
предрешается данным уже нами раньше
определением права. Мы видели, что
отличительная черта всякой правовой
нормы заключается, с одной стороны,
в предоставлении, с другой стороны
– в ограничении внешней
Само собою разумеется, что при таком понимании юридического обычая самая область обычного права должна значительно расшириться: в нее войдет многое такое, что с точки зрения господствующего учения вовсе не относится к области права. Так, напр., обычай дуэли в тех странах, где дуэль не признается или даже прямо воспрещается государственною властью, с точки зрения весьма распространенного в науке мнения вовсе не является нормою права. Многие из современных юристов склонны видеть в дуэли простой обычай, условное правило общежития, а не юридическую норму. Это воззрение должно быть признано безусловно ошибочным: из того, что обычай дуэли не признается государственной властью в тех или других государствах, вовсе не следует, чтобы он был лишен юридического значения, ибо признание государственною властью, как мы видели, вовсе не служит отличительным признаком права. Если считать юридическими только те обычаи, которые признаются государственною властью, то придется прийти к тому заключению, что ранее образования государства право вообще не существовало, – заключение, с которым не согласится ни один образованный юрист. Мало того, с этой точки зрения пришлось бы признать лишенными правового значения вообще все те нормы, которые не признаются государством; на этом основании пришлось бы отвергать, напр., юридический характер норм права церковного и международного в тех странах, где эти нормы не пользуются официальным признанием государственной власти. Наконец, с точки зрения разбираемого воззрения, пришлось бы признать, что самая государственная власть не имеет никаких юридических оснований, так как права государственной власти, очевидно, не могут обусловливаться ее собственным признанием; если государственная власть имеет право повелевать своим подданным, то это обусловливается, очевидно, не тем, что сама она признает за собою такое право.
Информация о работе Контрольная работа по "Праву и его особенностям"