Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:25, контрольная работа

Описание работы

1. Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.
II. Источники права и их классификация. Проблемы источников российского права.
III. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правоприменения. Дайте анализ проблем правоприменения в Российской Федерации.
IV. Приведите примеры видов диспозиций правовых норм, используя 4–5 критериев их классификации (с обязательными ссылка¬ми на статьи нормативных правовых актов).

Файлы: 1 файл

ТГиП Контрольная.docx

— 56.62 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 Уральская государственная юридическая академия

Кафедра теории государства и права

 

Заочный факультет

 

 

Контрольная работа

по «Теории государства и  права»

вариант 2

 

Выполнил: студент 1 курса Лищук В.Ф. 123 г.

 

Научный руководитель:

Гунин Д.И.

_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2012 год

 

 

I. Подробно проанализируйте такую характеристику государства, как форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства. Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (Обязательны ссылки на статьи нормативных правовых актов). Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.

II. Источники права и их классификация. Проблемы источников российского права.

III. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правоприменения. Дайте анализ проблем правоприменения в Российской Федерации.

IV. Приведите примеры видов диспозиций правовых норм, используя 4–5 критериев их классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативных правовых актов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Подробно проанализируйте такую характеристику государства, как форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства. Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (Обязательны ссылки на статьи нормативных правовых актов). Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.

 

Формы государственного устройства в истории России.

Территориальная организация  государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается  в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью  федеральной власти по обеспечению  территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь  достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность  ее действий в данной сфере - путь к  централизму и унитаризму. Результатом  же безграничной самостоятельности  регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности  не будет создавать угрозу целостности  России. Первые шаги на этом пути уже  сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции  Российской Федерации.

Российское государство - самобытная, уникальная федерация, построенная  на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования  и самонастройки федеративных отношений  выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

Немало особенностей и  проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место  в мире. Большое число таких  субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация  и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в  Конституции базовыми принципами, которые  гарантируют: незыблемость территориальной  целостности государства; равноправие  членов Федерации между собой  и по отношению к федеральным  органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких  основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные - права граждан); свободу передвижения людей, распространения  информации, перемещения товаров  и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов на три группы:

1) предметы ведения Федерации;

2) предметы ведения субъектов  Федерации;

3) предметы совместного  ведения Федерации и ее субъектов.

Из этого можно сделать  вывод, что гармонизация федеральных  отношений требует гибкой политики межнационального согласия.

В этих целях должна разрабатываться  концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу, которой будет положен принцип  приоритетности мирных политических средств  разрешения возникающих противоречий.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность  в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического  режима в стране пока нет. Так как  политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим  может развиваться по одному из нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны  был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний  класс, который в России пока находится  в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае, результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в  нашей стране социал-демократический  вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для  него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане - это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики  к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную  социальную базу. Вместе с тем социал-демократические  партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных  и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности  пока слабо реализуются.

Можно сделать вывод, что  на основе взаимодействия социал-демократических  и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут  стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели.

Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов  политических режимов станет реальностью  в Российском государстве, покажут  время и степень мудрости россиян.

Перспективы развития Российского  государства. Россия, надо полагать, полностью  исчерпала лимит революционных  потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.

Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно  функционирующим его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в  себе и своих правах, заботящийся  о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих  на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения правовых норм, действующих  законов. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и  правовых началах, а широкие гражданские  свободы органично сочетаются с  ответственностью и дисциплиной.

Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает  тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно  становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое  объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно  усиливать могущество и демократизм  государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства - столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

Современная форма  государственного устройства в Российской Федерации.

В Российской Федерации насчитывается 89 субъектов, которые относятся к:

1) республикам;

2) автономным округам;

3) автономной области;

4) областям;

5) краям;

6) городам федерального  значения.

Особенность автономной области  и автономных округов состоит  в том, что они (исключение составляет Чукотский автономный округ) одновременно входят в состав других субъектов  Федерации - краев или областей.

Федеративное устройство Российского государства основывается на ряде принципов. Первым из них следует  отметить государственную целостность. Этот принцип означает, что Российская Федерация - единое, нераздельное государство, включающее в свой состав государственные  образования, не имеющие права выхода из Федерации. Запрет на выход из состава  государства субъектов федерации  соответствует международному праву  и мировому опыту федеративного  устройства.

С государственной целостностью тесно связан другой принцип федеративного  устройства России - единство системы  государственной власти. Федеральные  органы власти и органы власти субъектов  Российской Федерации образуют единую систему государственной власти. Федеральные органы государственной власти распространяют свои полномочия на всю территорию Федерации, органы субъектов Российской Федерации - на территорию соответствующего субъекта.

К принципам федеративного  устройства России относится равноправие  и самоопределения народов в  Российской Федерации. Равноправие  народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка.

Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные  языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах  государственной власти, органах  местного самоуправления, государственных  учреждениях республик. Самоопределение  наций может осуществляться в  различных формах, но в рамках единого  государства.

Еще один принцип федеративного  устройства России - равноправие субъектов  Российской Федерации. Это равноправие, прежде всего, проявляется:

- в равенстве прав и  обязанностей субъектов Федерации;

- в равных пределах  компетенции субъектов всех видов,  в одинаковой степени ограниченной  компетенцией самой Российской  Федерации;

- в равном представительстве  всех субъектов в Совете Федерации.

Формы государства, основные форма правления.

Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"