Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:25, контрольная работа

Описание работы

1. Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.
II. Источники права и их классификация. Проблемы источников российского права.
III. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правоприменения. Дайте анализ проблем правоприменения в Российской Федерации.
IV. Приведите примеры видов диспозиций правовых норм, используя 4–5 критериев их классификации (с обязательными ссылка¬ми на статьи нормативных правовых актов).

Файлы: 1 файл

ТГиП Контрольная.docx

— 56.62 Кб (Скачать файл)

Элементы:

1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция);

2) форма государственного устройства (территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти). Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство;

б) федерация;

в) конфедерация.

3) политический режим (методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства). К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основные формы  правления:

1. монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах различных частей света: Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существует два вида монархий:

1) абсолютная – власть монарха ничем не ограничена (Саудовская Аравия);

2) ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически – монарх обладает минимумом власти и его функции имеют больше символический, церемониальный характер.

В качестве исключения можно  сказать о таких нетрадиционных формах правления, как монархии стран, Объединенные Арабские Эмираты (страна состоит из 7 абсолютных монархий – эмиратов, верховный правитель всей страны избирается среди монархов на пятилетний срок), Малайзии.

2. республика – самая распространенная форма правления в настоящее время. Органы государственной власти избираются населением на конкретный срок. Виды республик:

1) президентская (США, Россия). Наибольшими полномочиями среди органов государственной власти наделен Президент страны, который избирается народом, возглавляет правительство, является верховным главнокомандующим, имеет право наложения вето на принимаемые парламентом законы, вправе издавать нормативные акты;

2) парламентская (Италия, Германия). Основные полномочия в управлении страной принадлежат парламенту, правительство формируется из числа партий, победивших на выборах. Должность президента в этих странах, даже если она предусмотрена – номинально;

3) смешанная (Франция). В стране одновременно и сильный президент, и сильный парламент.

Форма государственного устройства – это территориальная организация, структура государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.

Основные виды форм государственного устройства:

1. унитарное государство (Дания, Португалия) – в государствах этого типа общими являются и территория, и система государственной власти. Территория делится только по административному принципу на единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета. В стране действует одна конституция, единые денежная система, а также система законодательства и органов государственной власти. Разновидностью унитарного государства являются:

1) с автономными образованиями (Китай – 5 автономных районов; Испания – 17 автономных сообществ и другие);

2) с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). Примером служит Италия, 20 областей которой делятся на провинции, а в областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции.

2. федерация – союзное государство, его составные части (субъекты) и образования обладают признаками государства (есть своя конституция и органы государственной власти). При этом органы власти субъектов федерации подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены силовые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т. д.). Виды федераций:

1) территориальные – в данном случае большие государства делятся на части по территориальному принципу. Например, США состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики входят 31 штат и столичный федеральный округ и т. д.;

2) национальные – деление страны произошло по национальному признаку (на основе проживающих на конкретных территориях народностей). Данное государственно-территориальное устройство является непрочным. Примером служит Югославия;

3) смешанные (национально-территориальные) – разделение страны произошло и по национальному, и по территориальному принципу. Например, Российская Федерация (32 субъекта созданы по национальному принципу, 57 субъектов – по территориальному).

В данном случае необходимо обратить внимание на такое понятие, как конфедерация. Она представляет собой союз государств (отличие от федерации в том, что федерация – союзное государство). У государств, входящих в состав конфедерации, имеется суверенитет, но собственные силовые структуры отсутствуют. То есть имеется не только внутренний суверенитет, но и независимость во внешней политике. Каждое государство – член конфедерации – имеет право выйти из ее состава. Традиционно конфедерация образовывается на небольшой период времени и трансформируется в другие образования. Например, Швейцарская Конфедерация (официальное наименование страны), по форме государственного устройства представляет собой в настоящее время федеративное государство.

 

II. Источники права и их классификация. Проблемы источников российского права.

 

Источники права.

Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя  форма, в которой выражается объективное  право (совокупность всех норм права, система  права). В этом смысле источниками  права являются: нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент, нормативно правовые акты и правовая доктрина.

Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемое источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемыеобычаи делового оборота. Несмотря на прямое указание правоприменения обычая делового оборота в Гражданском кодексе, многие авторы (Диаконов В.В., Сергеев А.П., Толстой Ю.К. и др.) не относят его к источникам права.

Нормативный договор.

Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Нормативный договор может  быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

Судебный прецедент.

Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.

Правовая доктрина.

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику. Она может становиться источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права.

Нормативный правовой акт.

Нормативно-правовой акт  — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы  права. Нормативно-правовой акт в  России (а также во многих других правовых системах, относящихся к  романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются  только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид  и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существует деление нормативно-правовых актов  на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Систематизация  нормативных актов.

Систематизация нормативных  актов — деятельность по внутреннему  и внешнему упорядочению нормативных  актов. Её видами являются:

  • инкорпорация (объединение нормативных актов по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания);
  • консолидация (унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства);
  • кодификация (создание нового, систематизирующего правового акта).

Кодексы широко распространены в странах романо-германской правовой семьи.

Правовая система.

Правовой системой называют совокупность системы права, правосознания и правовой практики (правореализации). Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.

Правовую систему не следует  путать с системой права, которая  является лишь частью правовой системы.

Система права.

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права.

Частное и публичное  право.

Деление на частное и публичное  право осуществляется по критерию того, чьи интересы затрагивают регулируемые нормой отношения — индивидуальные или общественные. Такое деление  в праве присуще только романо-германской системе и восходит истоками к  римскому праву.

Частное право — регулирует отношения, возникающие на началах автономии и равенства сторон между какими-либо частными субъектами (индивидуумами, коллективами, организациями и др.).

Публичное право — регулирует властные отношения на началах подчинения, которые затрагивают интересы общества в целом. Как правило одним из субъектов таких отношения является государство, поэтому стороны здесь изначально находятся не в равном положении.

Материальное  и процессуальное право.

В системе права различают  материальные и процессуальные отрасли  права.

Материальное право — совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

Процессуальное право – совокупность норм правовой системы, регулирующих порядок реализации норм материального права. В частности, регулируют общественные отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении дел в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства.

Национальное  и международное право

Национальное право образует совокупный массив отраслей права, регулирующих отношения внутри одного государства  и отличающихся своеобразием национальных, исторических и культурных особенностей конкретного народа.

Международное право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения, главным образом — государств.

Правовая культура, Правосознание.

Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности.

Для многонациональных и мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур. Например, Россия является многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементы русской, мусульманской, цыганской и других этнических правовых культур. Также выделяется правовая культура как общества в целом, так и отдельной личности (индивидуума). Разные виды правовых культур несопоставимы между собой, каждая из них имеет свою определённую самоценность.

Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности (правотворческой и правореализуещей), и уровня развития всей системы законодательства.

Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности.

Правосознание — форма субъективного восприятия правовых явлений людьми.

Выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Также оно делится на законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее.

Правовая практика

Реализация права

Правовая практика — процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесса.

Правовые институты

Институт права

О правовых институтах можно  говорить и как об элементах системы  права, объединяющих правовые нормы, регулирующие общественные отношения определённого  плана, и как о совокупности соответствующих  отношений, развивающихся в соответствии с регулирующими их нормами.

Важнейшую роль в либеральных  демократических государствах играют институты прав человека, разделения властей, правосудия и независимости суда, институт представительного законодательного органа, гражданского общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"