III. Раскройте понятие,
признаки, стадии, виды правоприменения.
Дайте анализ проблем правоприменения
в Российской Федерации.
Правоприменение — это
форма реализации права, имеющая
место в случаях, когда сами субъекты
не могут реализовать свои права
самостоятельно. Такие случаи как:
- возникновение спора о праве;
- установление фактов, имеющих юридическое значение;
- осуществление государственного надзора за отдельными видами общественных отношений;
- привлечение к юридической ответственности;
- другие случаи, когда правоотношение не может сложиться без участия государственных органов.
Признаки правоприменения
является государственной властной деятельностью,
а также деятельностью негосударственных
органов, наделенных правоприменительной
функцией в силу закона.
Признаки правоприменения:
- осуществляется в рамках конкретных правоотношений;
- осуществляется в установленных государством процессуальных формах;
- сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.
Стадии правоприменительного
процесса:
- установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;
- установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);
- принятие решения по делу;
- оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме.
В деятельности по реализации
законодательных норм часто приходится
сталкиваться с проблемой пробелов
в законодательстве, что по общей
теории права обуславливает необходимость
издания подзаконных нормативных
правовых актов. Однако конкретизация
законов таким путем возможна
в гражданском, административном, трудовом
праве, но недопустима в сфере
обеспечения прав и свобод вовлеченного
в сферу уголовного судопроизводства
гражданина, ибо единственным источником
уголовно-процессуального, права согласно
части первой статьи 1 УПК РФ, является
данный закон. Также хотелось бы отметить,
что российское кодифицированное, континентальное
законодательство, примененное в
судебной системе, в реальности постепенно
превращается в англо-саксонское, прецедентное
право. Вместе с тем, правосознание
и у правонарушителей, и у правоприменителей
пока остается прежнее. Значительный опыт
и весьма богатые традиции в этой сфере
имеют органы судебной ветви власти, применяющие
нормативные правовые акты различных
отраслей права. Деятельность именно судебных
институтов по обобщению практики применения
нормативных правовых актов в большой
степени является аналитической. Она направлена
и на совершенствование правоприменительной
практики и на выявление пробелов в законодательстве,
требующих соответствующего восполнения.
Вместе с тем подобная работа судебных
органов не относится к основному виду
их деятельности и не может считаться
единственным способом решения данной
проблемы, что также оказывает влияние
на эффективность осуществляемого правоприменения.
Исследователи выделяют следующие
причины возникающих проблем
в правоприменительном секторе.
1. Первая группа таких
факторов представлена внутренними
потребностями социальной системы
по урегулированию юридическими
нормами вновь возникающих или
изменившихся, модифицированных общественных
отношений. Неадекватность проводимой
политики (правовой базы и правоприменительной
практики) существующим в России
политическим и экономическим
реалиям, рост сферы неправовых
отношений, в том числе теневого сектора
экономики, коррупции, и, как следствие,
- рост социальной напряженности.
2. Вторая группа факторов
связана с процессами интеграции
России в международную экономическую
и правовую систему. Усиление
взаимодействия международного
и внутригосударственного права
порождает много проблем, которые
пока еще не разрешены. Это,
в частности, соотношение Конституции
Российской Федерации и международного
договора, четкое и исчерпывающее
определение перечня «общепризнанных
принципов и норм международного
права», которые в соответствии
со статьей 15 Конституции Российской
Федерации являются частью российской
правовой системы. Не определены
также порядок определения коллизий
между нормами международного
договора и внутригосударственного
законодательства, юридические процедуры
их преодоления.
3. Третья группа факторов
обусловлена несовершенством и
дефектностью норм позитивного
права, содержащихся в традиционных
юридических источниках. Нормативные
акты нередко противоречат не
только друг другу, но и самим себе. При
создании новых актов не отменяются или
не изменяются акты, ранее принятые по
тому же вопросу, либо отменяются ранее
принятые акты без точного и исчерпывающего
их перечня. Вновь принимаемые акты не
полностью регулируют вопросы, содержащиеся
в ранее принятых актах, поэтому прежние
акты утрачивают силу лишь в части. Существует
практика принятия «временных» нормативно-правовых
актов. В результате законодательство
изобилует лоскутными нормативными актами
с нарушенной логической структурой.
Во многих федеральных
законах предлагается Президенту и
Правительству привести свои акты в
соответствие с принятым федеральным
законом даже тогда, когда таких
актов просто не существует.
4. Недостаточная координация
взаимодействия между ветвями
власти и неправительственными
организациями. Не учитываются
все сложные связи и взаимодействия
в этой области, не согласованы
интересы людей и учреждений,
вовлекаемых в этот процесс.
IV. Приведите
примеры видов диспозиций правовых норм,
используя 4–5 критериев их классификации
(с обязательными ссылками на статьи нормативных
правовых актов).
Диспозиция (юридическое
расположение сторон) - элемент нормы
права, определяющий модель поведения
субъектов с помощью установления
прав и обязанностей, возникающих
при наличии указанных в гипотезе
юридических фактов. Диспозиция выступает
основной регулирующей частью нормы, ее
ядром (например, в гражданском праве
и ряде других регулятивных отраслей
диспозиции выступают в виде правил
правомерного поведения, фиксирующих
соответствующие права и обязанности
сторон - покупателя и продавца, наследника
и наследодателя, кредитора и
должника; в уголовном праве и
других охранительных отраслях большинство
диспозиций содержит признаки запрещенных
деяний - нельзя убивать, красть, грабить,
хулиганить и т.п.).
Диспозиции тоже весьма разнообразны
и классифицируются по следующим
основаниям:
а) по способу описания - на
простые (содержащие указание на совершение
деяния без описания его признаков,
так как они достаточно очевидны;
например, закон не характеризует
признаки преступления, если речь идет
о предельно ясном деянии), описательные
(содержащие признаки правомерного либо
противоправного поведения; например,
ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм"
как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной;
3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения
на граждан или организации; 5) а равно
руководство такой группой); отсылочные
(содержащие вместо описания признаков
деяния ссылку на другую норму того же
нормативного акта; например, при характеристике
квалифицированного преступления законодатель
ссылается на признаки, указанные в ч.
1 уголовно-правовой нормы); бланкетные
(содержащие ссылку на другой нормативно-правовой
акт либо указывают на незаконность действий
и таким образом отсылают правоприменителя
к соответствующему закону);
б) по своей юридической
направленности выделяются предоставительно-обязывающие
(содержат двусторонние правила поведения,
например, арендодателя и арендатора);
обязывающие (указывают вид и меру поведения
обязанного лица, например, должника по
договору займа); управомочивающие (указывают
на вид и меру возможного поведения, например,
избирателя); рекомендательные (указывают
на желательность либо целесообразность
того или иного поведения, в котором заинтересовано
общество и государство, например, не посещать
по туристическим путевкам страны, где
существует реальная опасность для жизни
и здоровья граждан); запрещающие (указывают
вид и меру поведения, за которое предусмотрена
юридическая ответственность, например,
управление автомобилем в нетрезвом состоянии).
Источники:
Список литературы:
- Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 65-70.
- Корельского В.М. и В.Д. Перевалова. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. - С.70-71.
- Лушников А. М. Теория государства и права М., 2009
- Рожнов А.П. Правоприменительная практика как нетрадиционный источник российского права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2008.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2005.