Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов).

Файлы: 1 файл

tgp_3_variant.docx

— 51.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету

«Теория государства и  права»

Вариант 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Сачевская В.А.

Группа СПЗ 2012

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2012

1. Дайте  подробную  характеристику  такой  формы  государства  как политический  режим.  Приведите  примеры  современных  государств, имеющих  различные  виды  политических  режимов.  Проанализируйте изменения политического  режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов).

 

 

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов  осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие  для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)». В  отличие от понятий формы правления  и формы государственного устройства, которые относятся к организационной  стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует  ее функциональную сторону — формы  и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Выделяют следующие разновидности политических режимов: 
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. 
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; 
в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный  режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы. Примерами демократических государств также являются Нидерланды, Дания, Финляндия, Швейцария, Люксембург, Новая Зеландия и Австралия. Бывает, хотя и редко, что конституция менее демократична, чем реально существующий в стране политический режим. Например, действующая Конституция Франции дает Президенту Республики широкие возможности для осуществления вполне законным образом личной власти, однако французские президенты этими возможностями не пользуются, предпочитая демократические методы правления. 

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Существует несколько  типов авторитаризма. Одна из самых  удачных типологий авторитарных режимов следующая:

      • Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Марокко, Саудовская Аравия и другие).
      • Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 и другие).
      • Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис.).
      • Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).
      • Военные режимы (примеры: авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

 

Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Сущность тоталитаризма  состоит в стремлении создать  такое государство, которое охватывало бы вообще все стороны человеческого бытия. Такое государство ставит не только экономику, но также образование, культуру, религию, семейную жизнь и так далее под свой прямой контроль.

Примерами тоталитарных государств являются Северная Корея, Куба, Иран, Сирия, Венесуэла, Саудовская Аравия, Китай. 
4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

В России процесс становления  политического режима происходил под  влиянием двух начал: азиатского деспотизма (как преобладающего начала) и некоторых  вкраплений демократического начала в  виде демократических республик  в Новгороде и Пскове, а также  заимствованных элементов в процессе осуществления политических реформ Петра I. Борьба этих направлений и  определила сущность и содержание политического  режима России, где преобладало, как  правило, тоталитарное начало, но в  процессе политических реформ на весьма короткое время пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора  вновь поглощалось тоталитарным.

Монголо-татарское нашествие  в 1237—1240 годах нанесло смертельный  удар по предшествовавшему вечевому строю России. Освобождение России от монголо-татарского ига было завершено в 1547 году, когда великий князь Владимирский и Московский был официально провозглашен царем Московским и всея Руси.

В эпоху Ивана Грозного усилились тоталитарные тенденции  в российском политическом режиме. Были ликвидированы все демократические  учреждения в Новгороде и Пскове, где были распущены вече и ликвидировано  местное самоуправление, а роль земских  соборов была сведена к нулю.

Но безраздельное самодержавие было установлено Петром I. Он провозгласил принцип неограниченной царской  власти. Укрепление тоталитарных тенденций  в политическом режиме России продолжалось и в период правления Екатерины II, при которой в 1762 году произошло  закрепощение крестьянства, передача его в безграничное подчинение помещикам.

И только во время революции 1905—1907 годов Николай II издает 23 апреля 1906 года Манифест, в котором Россия провозглашается конституционной монархией. Учреждаются Государственная Дума и Государственный Совет. На самом же деле в России была учреждена не конституционная монархия, а дуалистическая монархия, которая вновь медленно превращалась в абсолютизм.

Этот процесс был приостановлен 27 февраля 1917 года, когда в России была окончательно ликвидирована абсолютная монархия и установлена самая  демократическая республика, самый  демократический в мире режим, который  просуществовал всего семь месяцев.

После октябрьской революции 1917 года ростки демократии в России были растоптаны: в январе 1918 года было распущено Учредительное собрание и на длительное время установлен тоталитарный режим.

Под ударами гласности  пошел бурный процесс перехода тоталитарного  режима в охлократический, т.е. такой  политический режим, при котором  все основные политические решения  принимаются на митингах, плебисцитах, многочисленных референдумах. В августе 1991 года охлократический режим изжил  себя, и после событий 18—22 августа  он перерос в демократически-авторитарный режим, одной из разновидностей которого является режим плебисцитарной демократии, т.е. такой режим, при котором основные политические решения принимаются  не представительными учреждениями, а на референдумах — путем прямого  обращения лидера через голову законодательной  власти к народу. 

Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе  не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

 

 

 

2. Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково  место  публичного  и  частного  права  в  ней?  Приведите  примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.

 

  

Система права – это  нормативное образование, которое  включает в себя нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли  права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений.

При рассмотрении структуры  правовой системы необходимо иметь  в виду, что в качестве основного  элемента она включает в себя право, которое является результатом взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основное содержание общественного правосознания и  уровень его развития во всех сферах жизнедеятельности. Роль общества в  формировании властных предписаний  является определяющей по отношению  к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы  права, так как оно является носителем  основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.

Соотношение системы права, системы законодательства имеет  функциональное значение для правовой системы и правового регулирования  как такового. Это обуславливается  самой природой права, которое можно  рассматривать как возможность  контролирования общественных процессов, путем установления легитимных рамок  их существования, носящих характер общеобязательных правовых предписаний. С этой точки зрения, содержащиеся в системе права принципы правового  регулирования, представляют собой  собственно право в самом абстрактном  его выражении, которое, будучи закреплено в системе законодательства, приобретает  свою действенную силу, обеспечивая  при этом непосредственное действие данных принципов через нормативные  акты различного уровня.

Таким образом, правовая система  может быть определена как структурная  взаимосвязь системы права и  системы законодательства, осуществляющая непосредственное правовое регулирование  и характеризующая функциональное содержание и назначение права как  системного социального регулятора в целом.

Основаниями деления права  на отрасли признаются предмет и  метод правового регулирования. Предмет выступает непосредственным, материальным критерием. Он отвечает на вопрос «Что?», регулирует отрасль права. Метод является юридическим критерием: отвечает на вопрос «как?» (каким образом  происходит отраслевое регулирование).

Система современного российского  права складывается из следующих  отраслей:

- конституционного (государственного);

- административного; 

- финансового; 

- гражданского;

- семейного; 

- трудового; 

- права социального обеспечения; 

- экологического;

- уголовного;

- уголовно-процессуального; 

- гражданское процессуального; 

- уголовно-исполнительного. 

Особое место занимают

международное публичное  право 

и международное частное  право

- институты права —  это сравнительно небольшая, устойчивая  группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Еслиmюридическая норма—«исходный элемент»,то правовой институт представляет собойn первичную правовую общность.

Правовые институты призваны регламентировать, отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено  отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, т.к. касаются в известной мере самостоятельных  вопросов.

Далее институты классифицируются на отраслевые и  межотраслевые ( или  смешанные), простые и сложные ( или  комплексные), регулятивные, охранительные  и  учредительные (закрепительные).

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»