Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов).

Файлы: 1 файл

tgp_3_variant.docx

— 51.28 Кб (Скачать файл)

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли  права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей.

Отраслевые институты  – регулирующие однородные отношения  и отличающиеся качественным единством.

Отраслевыми являются институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.д.

Межотраслевые институты  — наиболее распространенная разновидность  комплексных правовых институтов. Они  возникают на стыке смежных отраслей права,    т. е. отраслей, обладающих известной общностью круга регулируемых ими отношений. Так, применительно  к гражданскому праву смежными в  наиболее общем виде будут все  отрасли, регламентирующие отношения, которые имеют имущественный  характер (административное, финансовое, земельное, колхозное, трудовое право  и т. д.).

Межотраслевые институты, состоящие  из норм различных отраслей и регулирующие взаимосвязанные отношения в  определенной сфере государственной  жизни (транспортное, морское право  и др.).

Межотраслевыми являются институты необходимой обороны, крайней необходимости, конфискации, представительства, институт собственности  и т.д.

Существуют базовые отрасли, которые образуют фундамент всей системы права. Они составляют тот  «набор» отраслей, без которых  невозможно функционирование любой  системы права. Это – государственное, гражданское, административное, уголовное  право и отрасли процессуального  права. На базе гражданского и административного  права как отраслей, представляющих частно-правовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового  и др.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве— институт необходимой  обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве— институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли—продажи; В государственном  праве—институт гражданства; в административном—институт должностного лица; в семейном праве—институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Особенности современной  российской системы права обусловлены  тем наследием, которое ей досталось  от постсоветского периода истории  нашей страны. Этот советский этап характеризовался, в частности, безусловным  преувеличением роли планового начала в общественном развитии и стремлением  сознательно сконструировать такую  систему права, которая в наибольшей степени отвечала бы конкретным нуждам социалистического строительства.

До недавнего времени  правовая система Российской Федерации  входила в прекратившее свое существование  семью социалистического права, которую образовывали страны, ранее  входившие в социалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли  характерные для него черты.

Особенностью российской правовой системы переходного периода  явилось то, что на начальном этапе  ее возникновения действовало большинство  нормативных актов бывшего РСФСР, причем некоторые из них сохраняют  юридическую силу и по сегодняшний  день. С течением времени вновь  образованные органы государственной  власти издавали собственные нормативные  акты, обеспечивая тем самым появление  обновленной правовой системы Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость определения роли и места вновь возникшей правовой системы в типологии современных  правовых систем. В юридической литературе по данному вопросу существуют несколько  точек зрения. Согласно одной, прежняя  принадлежность социалистических стран  к романо-германской правовой семье  позволяет вести речь лишь об их возвращении в это сообщество. Согласно другой, для того, чтобы  определиться в правовой природе  бывших социалистических стран недостаточно традиционных технико-юридических  и социально-экономических критериев. Историческая и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских стран требует учета в компаративистских исследованиях в большей степени, чем это было ранее, такой фактор дифференциации правовых семей, как этноправовые и культурно-исторические особенности правового регулирования. Поэтому прежние социалистические страны образовывают славянскую правовую семью. В связи с изложенным, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в современном мире правовое регулирование фактически осуществляется лишь двумя типами правовых систем. Поэтому, казалось бы, правомерно вести речь о возврате к романо-германскому правовому сообществу. Между тем, в настоящее время в Российской Федерации среди законодательных элементов правообразования существуют и нормативно-судебные элементы. Это видно из того, что все большую роль в правовом регулировании большинства отраслей начинает играть доктринальная трактовка законодательных положений, проводимая судебными органами власти, путем принятия соответствующих решений по спорным вопросам законодательства, а также при отсутствии законодательного регулирования какого-либо вопроса. Прежде всего, это касается решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Указанная тенденция явилась  следствием интеграции Российской Федерации  с государствами нормативно-судебной правовой семьи на основе общей концепции  правового государства (к примеру  с США), обусловившей процессы интеграции правовых явлений в рамках существующей типологии правовых систем на фоне развития международного права. Поэтому  становится все труднее говорить о принадлежности правовой системы  Российской Федерации только лишь к  нормативно-законодательному типу.

Принципы правового государства  обеспечили формирование объективного права в соответствии с новой  политико-правовой доктриной, что повлекло существенное изменение содержания норм составляющих основу российской правовой системы. При этом зачастую сохраняли действие нормы прежней правовой системы, но лишь в той части, в какой они не противоречили вновь возникшим принципам правового регулирования.

Что касается системы права, то здесь изменения произошли  в составе и содержании норм как  публично-правовых, так и частно-правовых отраслей. Причем изменение содержания частно-правового воздействия напрямую зависит от соответствующего изменения  публично-правового режима регулирования. Это связано с тем, что публичное  право включает в себя основные вопросы  формирования правовой системы и  обеспечения ее устойчивости в условиях происходящих перемен.

В отраслях публичного права  изменения связаны с тем, что  основными принципами правового  регулирования стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового  регулирования в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а  также в комплексных публично-правовых и частно-правовых отраслях и институтах (например, в земельном, трудовом, банковском и др.).

Что же касается частно-правовых отношений, то здесь следствием признания  приоритета общечеловеческих ценностей  над государственными, явилась более  широкая диспозитивность поведения  субъектов, когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своих естественных прав, приобрели  нормативность и государственное  обеспечение, и защиту в частно-правовых отраслях (гражданском, семейном и др.). Это, в свою очередь, обусловило расширение сферы диспозитивно-правового воздействия, и установление нового правового  режима в отраслях частного права.

В целом, можно сказать, что  структура системы права в  виде его деления на отрасли, институты  и нормы, осталась прежней, однако в  результате изменения системы общественных отношений, изменились и предметы правового регулирования, служащие основанием дифференциации на отрасли и институты. Следствием этого явилось появление новых отраслей, институтов и норм (к примеру, налогового, бюджетного, банковского, земельного права и др.). Иными словами, вновь возникшие отрасли, институты и нормы осуществляют правовое воздействие в рамках новой системы общественных отношений и соответствующих правовых принципов, находясь при этом в тесной генетической связи, которая и образует новую структуру системы права.

Изменения структуры системы  права, повлекло, в свою очередь, соответствующие  изменения в системе законодательства. В законодательной сфере развитие было направлено на реализацию новых  принципов в конкретных правовых актах, связанных с оформлением  институтов российской государственности  и нового курса экономической, социальной, международной политики.

Одной из тенденций развития российского законодательства является также его тесное взаимодействие с принципами и нормами международного права. В этих целях издаются нормативные  акты, направленные на ратификацию  положений международных договоров  и соглашений и включение их, тем  самым, в российскую правовую систему.

Таким образом, сложившаяся  на данный момент внутренняя структура  законодательства может быть представлена следующим образом: конституционное  законодательство как базовая отрасль, далее, две опорные отрасли - административное и гражданское законодательство - и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального  законодательств, законодательства о  судоустройстве. Указанные отрасли  делятся на подотрасли, институты, нормативные  акты и отдельные нормы.

Значительные изменения  правовой системы произошли и  во внешней структуре системы  законодательства. Особое значение в  ходе построения обновленной российской государственности приобретает  развитие законодательства в сфере  оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование  внешней структуры системы законодательства. Анализ конституционного законодательства Российской Федерации, регулирующего  деятельность органов государственной  власти, позволяет сделать вывод, что здесь правовое регулирование  общественных отношений происходит на двух уровнях - федеральном и на уровне субъекта федерации.

Задача повышения эффективности  правового регулирования решается путем выявления и устранения его недостатков. Речь идет о юридических  коллизиях или правовых пробелах, которые обуславливают функциональную несостоятельность права в выполнении им своего социального предназначения.

Таким образом, правовая система  Российской Федерации ориентирована  не на полную урегулированность всех отношений в обществе, что становиться  невозможным вследствие его непрерывного развития, а предусматривает наиболее подходящую для демократического правового  государства процедуру устранения недостатков в праве, путем совершенствования  законодательного регулирования в  целом и делегирования органам  судебной власти легитимных полномочий по разрешению юридических противоречий в системе законодательства.

Следовательно, в современной  правовой системе Российской Федерации  заложены все необходимые условия  для ее совершенствования и развития в соответствии с новой доктриной.

 

 

3. Раскройте понятие, признаки, способы, виды толкования права.  Оцените роль  и  значение  в  российской  системе  права  таких  актов  как  решения Европейского суда по правам человека, Конституционного суда Российской Федерации,  постановлений  и  решений  пленумов  Верховного  и  Высшего арбитражного  судов  Российской  Федерации,  актов  конституционных  и уставных судов субъектов Российской Федерации.

 

 

Толкование правовых норм – это сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и  объяснение смысла права. Существуют несколько  точек зрения об общем понятии  толкования права:

      - толкование  норм права означает уяснение  смысла правовых норм;

      - сущность  толкования составляет разъяснение  норм права;

      - толкование  – это уяснение и разъяснение  норм права.

Деятельность по толкованию норм права объектируется в виде

определенных актов.

Таким образом толкование норм права является сложным явлением интеллектуального характера. Правильное применение норм невозможно без знания подлинной воли  законодателя.

Различают несколько способов толкования, которые обеспечивают  ясность смысла  толкуемых  норм:   грамматический,   филологический,   исторический, телеологический, функциональный, языковой,  логический,  систематический.

Разделяют термины способ  и  прием  толкования.  Способ  –  это  технические приемы и средства познания. Прием – это конкретное познавательное  действие, движение мысли: сравнение,  аналогия,  выведение  одних  знаний  из  других, логическое преобразование и др., т.е. инструменты  познания  права.  Способы толкования определены основными сферами правовой  деятельности,  те  сферами бытия права: основные виды  правовых  предписаний;  специфика  языка  права; правовые отношения; правосознание. Поэтому  основными  способами  толкования права  являются:  систематический,  филологический,   историко-политический, логический.

В зависимости от субъектов  различают два вида толкования права: официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование –  это  разъяснение  смысла  и  целей  правовых норм,  осуществляемое  компетентными  органами   и   влекущее   определенные юридические   последствия.   Те   существуют   два   признака   официального толкования:  принадлежность   его   компетентным   органам   и   юридические следствия.  Эти  признаки  производны  от  субъектов  толкования. 

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»