Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов).

Файлы: 1 файл

tgp_3_variant.docx

— 51.28 Кб (Скачать файл)

Официальное толкование это  разъяснение смысла нормы  права,  исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный  характер  для  всех субъектов,   относящихся   к   данной    норме.    Официальное    толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления.  Форма  официального толкования бывает письменной (различные документы) и  устной.  Устная  форма является  относительно  редкой.  Она  выражается  в   разъяснении   прав   и обязанностей участникам процесса со  стороны  судьи  либо  во  время  приема должностными  лицами   посетителей.   Официальное   толкование   еще   часто называется  легальным,  те  официальные  разъяснения,  имеющие  общественный характер и обязательные для всех органов и  лиц,  подпадающих  под  действие нормам.

Официальное  толкование  правовых  норм   по   признаку   юридических последствий подразделяется на: нормативное и казуальное.

Внутри  группы  актов  официального  толкования,  имеющих  нормативный характер,  следует   выделить   группу   актов   аутентического   толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике).   Они издаются  органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты  обладают  повышенной  степенью обязательности.

Под  неофициальным  толкованием   подразумевается  разъяснение  смысла права,   осуществляемое  неуполномоченными  на  это   органами   и   лицами. Неофициальное толкование не имеет обязательного  характера  и  не  порождает юридических  последствий.  Такое  толкование  даётся  адвокатами,   учёными, отдельными   гражданами.   Не   обладая   юридической   силой,   этот   вид толкования  оказывает  большое  влияние  на  формирование  общественного   и индивидуального   правосознания,   на   поведение    конкретных    субъектов.     Неофициальное   толкование   является   доктринальным,    когда    оно осуществляется  специалистами  в  области  права,  имеет  научный   характер (статьи,  монографии).  Особенность   заключается   в   их   убедительности, основанной  на  авторитете  и  научном  подходе  лица,  дающего  толкование.

Доктринальное   толкование  играет   важную  роль   в   единстве   понимания правовых норм.

Обыденное  неофициальное  толкование  осуществляется  при  разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.

Классификация  актов  толкования   норм   права   представляет   собой распределения их по группам с учётом их юридических  свойств.  Классификация проводится  по  различным  основаниям:  по форме,   по   наименованию, по юридической  силе,   по   времени  действия,   по    структурным   элементам разъясняемых норм,  по  сфере действия,  по объёму толкования, по  субъектам толкования.

Существует  два  вида  актов  толкования:  акты-действия  и  акты-документы.

Под актом-действием понимается уяснение и разъяснение права.  Акты-документы -  это источники,  которые содержат   результаты   интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и  уяснению  смысла  правовых  норм.  Не  всякое письменное  толкование  является  нормативным  документом,  это  могут  быть письма, мемуары, научная литература на правовые темы.

Сейчас ни у кого в России не вызывает сомнений особая роль решений  Европейского Суда по правам человека, их обязательность и прецедентный характер. Обращение граждан и иных заинтересованных лиц в Европейский Суд по правам человека является дополнительной международной гарантией обеспечения прав человека и гражданина, дополнительным механизмом защиты прав человека и основных свобод в случае, если граждане не удовлетворены решениями соответствующих судов Российской Федерации.

Возможное обращение граждан  в Европейский Суд по правам человека повышает ответственность российских судов в разрешении дел, в которых  имеет место нарушение положений  Конвенции и Протоколов к ней. 
Решения и постановления суда, принятые в отношении России, способствуют совершенствованию нормативно-правового регулирования прав человека и свобод граждан Российской Федерации. Важное значение имеют решения и постановления, принятые не только в отношении России, но и в отношении других государств-участников Конвенции, поскольку принятое Европейским Судом решение или постановление в отношении одного государства будет таким же по аналогичной жалобе против другого государства - участника Конвенции.

Результаты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, выражающиеся, в принимаемых им решениях, весомо и зримо дают о себе знать  во всех сферах деятельности государства, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Из анализа содержания Закона о Конституционном Суде становится очевидным исключительность и особое значение решений Суда для правового  регулирования в России. Они:

- являются решениями первой  и одновременно последней, окончательной  судебной инстанции;

- обязательны для всех  органов государственной власти, в том числе власти законодательной,  исполнительной и судебной;

- способны активно влиять  как на формирование законодательства, так и правоприменительной практики;

- влекут за собой последствия  нормативного характера, в ряде  случаев приобретают императивное  значение для разрешения конкретных  дел.

Решения Суда могут иметь  негативное значение для данной отрасли  права – когда Суд признает его нормы неконституционными, (за что его иногда называют «негативным  законодателем»[2]). Но порой они приобретают вполне позитивный характер – при анализе правовых предписаний, их реализации в правоприменительной практике с точки зрения соответствия Конституции РФ и констатации возможности их осуществления определенным образом.

Применение норм уголовно-процессуального  закона нередко встречает затруднения  на практике, в связи с чем они  нуждаются в разъяснении и  детализации. Такие разъяснения  дает Пленум Верховного Суда РФ в актах, издаваемых в форме постановлений. Подобные акты не являются источниками  уголовно-процессуального права, но разъяснения, содержащиеся в них, имеют  важное значение для правильного  и единообразного применения закона, т.к. в них с учетом практики применения уголовно-процессуального законодательства даются разъяснения отдельных норм уголовно-процессуального права, содержатся указания по организации работы в  целях наиболее эффективной их реализации, анализируются допускаемые ошибки и недостатки.

Значение   постановлений   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда  РФ состоит в выработке  на основе анализа судебной практики единственно правильного толкования применяемого судами закона. Выработанные Пленумом подходы к применению нормативных  правовых актов имеют важное значение не только для судов, но и для участников экономических отношений, которые должны организовать свою работу по определенным, предсказуемым правилам, в том числе и по тем, которые подвергаются толкованию. Разъяснения  Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда  РФ представляют собой его официальную позицию по тому или иному вопросу судебной практики.

Представляется, что особые юридические свойства, присущие, в  частности,  постановлениям   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда  РФ по вопросам применения законодательства, проявляются также в том, что  арбитражные суды могут использовать их наряду с нормативно-правовыми  актами в качестве правовых оснований (норм материального и процессуального  права) при принятии решений. Так, согласно ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального  кодекса РФ 2002 г., в мотивировочной части решения могут содержаться  ссылки на  постановления   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда  РФ по вопросам судебной практики.

За последние годы органы конституционной юстиции субъектов  РФ провели значительную работу по укреплению конституционных основ  деятельности органов государственной  власти регионов. Конституционные и  уставные суды субъектов Российской Федерации выработали ряд правовых позиций, касающихся организации и  деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Значимость органов конституционного судебного  контроля в субъектах Российской Федерации обуславливается несколькими  факторами:

- их множественность способствует  повышению авторитета федеральной  власти и высшего органа конституционного правосудия - Конституционного Суда РФ;

- они выступают хранителями  общегосударственных конституционных  ценностей1;

- данные органы являются  эффективной формой защиты основных  прав и свобод человека и гражданина, а также конституций и уставов субъектов федерации;

- в этих органах «творится  право», поскольку в настоящее  время решения конституционных  судов становятся важным источником  права, от них зависят конституционно-правовые  реалии в стране2;

- они обязаны следить за режимом конституционности на территории субъекта РФ, который может быть нарушен путем принятия неконституционного нормативного правового акта или отсутствием правовых норм, регламентирующих конкретный механизм претворения в жизнь положений Основного закона. В тех случаях, когда органы конституционного контроля обнаруживают пробелы в праве, они могут дать толкование Конституции, таким образом, что создают недостающие нормы или реализуют предоставленное им право законодательной инициативы.

Региональные конституционные (уставные) суды за время их функционирования вынесли множетсво решений, во многих из них решены кардинальные задачи организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, проблемы взаимоотношений с местным самоуправлением, устранения конфликтов между законодательной и исполнительной властями в регионах. Общая характеристика актов конституционного правосудия в нашей стране позволяет утверждать, что появился новый эффективный источник права, влияющий на укрепление российской государственности, развитие федерального и регионального законодательства, обеспечивающий в конечном итоге верховенство Конституции и динамику конституционных норм в правоприменении и нормотворчестве. 

 

 

4.  Приведите  примеры   видов  санкций  правовых  норм,  используя  4-5 критериев   классификации  (с  обязательными   ссылками  на  статьи нормативно-правовых  актов). 

Санкция - элемент нормы  права, предусматривающий определение  последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как  негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Санкции подразделяются прежде всего на полные и неполные. Первые предусматривают применение мер  принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции юридической нормы. Например, все нормы особенной части  уголовного кодекса содержат полные санкции. Напротив, неполные санкции  заключаются не в применении мер  принуждения, а в том, что в  случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические  последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия. Таковы санкции ст. 168 ГК РФ, объявляющей  недействительной противозаконную  сделку, или санкция статьи 17 Кодекса  о браке и семье, признающей законную силу только за зарегистрированным браком.

По степени своей определенности санкции подразделяются на абсолютно  определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные.

Абсолютно определенной в  теории называется санкция, которая  имеет точно фиксированное выражение  и не может быть изменена государственным  органом, ее применяющим. Примерами  служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного  возмещения убытков, санкции административного  права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель. Например, отстранение от работы работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии — ст. 38 Трудового кодекса РФ. Или, в соответствии с ч. 2 ст. 12.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, превышение установленной скорости движения автотранспортного средства на величину от 20 до 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда. 

Относительно определенной является санкция, в которой установлены  верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган  сам устанавливает ее точный размер. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права (прежде всего в уголовном) вписывается в схему: «наказывается «от» и «до» либо только до определенного срока. Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет (ч. 1 ст. 126 УК РФ). В действующих Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях относительно определенными санкциями снабжены абсолютное большинство норм. Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

Альтернативные санкции  объединяют несколько видов различных  санкций, а право выбора одной  из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Примером может служить ст.172 УК РСФСР, в  соответствии с которой халатность должностного лица наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или  исправительными работами на срок до одного года, или увольнением от должности.

Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций  различного рода, и государственный  орган, их применяющий, вправе их соединить  при назначении наказания правонарушителю. Типичным примером кумулятивной санкции  служит санкция ст.77 УК, устанавливающей, что бандитизм наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества  и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества. Встречаются  кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной неустойки сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других отраслях права.

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»