Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:00, контрольная работа
1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов).
Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приема должностными лицами посетителей. Официальное толкование еще часто называется легальным, те официальные разъяснения, имеющие общественный характер и обязательные для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормам.
Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий подразделяется на: нормативное и казуальное.
Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативный характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности.
Под неофициальным толкованием подразумевается разъяснение смысла права, осуществляемое неуполномоченными на это органами и лицами. Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и не порождает юридических последствий. Такое толкование даётся адвокатами, учёными, отдельными гражданами. Не обладая юридической силой, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование общественного и индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъектов. Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно осуществляется специалистами в области права, имеет научный характер (статьи, монографии). Особенность заключается в их убедительности, основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкование.
Доктринальное толкование играет важную роль в единстве понимания правовых норм.
Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.
Классификация актов толкования норм права представляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по различным основаниям: по форме, по наименованию, по юридической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.
Существует два вида актов толкования: акты-действия и акты-документы.
Под актом-действием понимается уяснение и разъяснение права. Акты-документы - это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое письменное толкование является нормативным документом, это могут быть письма, мемуары, научная литература на правовые темы.
Сейчас ни у кого в России не вызывает сомнений особая роль решений Европейского Суда по правам человека, их обязательность и прецедентный характер. Обращение граждан и иных заинтересованных лиц в Европейский Суд по правам человека является дополнительной международной гарантией обеспечения прав человека и гражданина, дополнительным механизмом защиты прав человека и основных свобод в случае, если граждане не удовлетворены решениями соответствующих судов Российской Федерации.
Возможное обращение граждан
в Европейский Суд по правам человека
повышает ответственность российских
судов в разрешении дел, в которых
имеет место нарушение
Решения и постановления суда, принятые
в отношении России, способствуют совершенствованию
нормативно-правового регулирования прав
человека и свобод граждан Российской
Федерации. Важное значение имеют решения
и постановления, принятые не только в
отношении России, но и в отношении других
государств-участников Конвенции, поскольку
принятое Европейским Судом решение или
постановление в отношении одного государства
будет таким же по аналогичной жалобе
против другого государства - участника
Конвенции.
Результаты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, выражающиеся, в принимаемых им решениях, весомо и зримо дают о себе знать во всех сферах деятельности государства, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Из анализа содержания Закона о Конституционном Суде становится очевидным исключительность и особое значение решений Суда для правового регулирования в России. Они:
- являются решениями первой
и одновременно последней,
- обязательны для всех
органов государственной
- способны активно влиять
как на формирование
- влекут за собой последствия
нормативного характера, в
Решения Суда могут иметь негативное значение для данной отрасли права – когда Суд признает его нормы неконституционными, (за что его иногда называют «негативным законодателем»[2]). Но порой они приобретают вполне позитивный характер – при анализе правовых предписаний, их реализации в правоприменительной практике с точки зрения соответствия Конституции РФ и констатации возможности их осуществления определенным образом.
Применение норм уголовно-процессуального
закона нередко встречает затруднения
на практике, в связи с чем они
нуждаются в разъяснении и
детализации. Такие разъяснения
дает Пленум Верховного Суда РФ в актах,
издаваемых в форме постановлений.
Подобные акты не являются источниками
уголовно-процессуального
Значение постановлений
Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ состоит в выработке
на основе анализа судебной практики
единственно правильного
Представляется, что особые
юридические свойства, присущие, в
частности, постановлениям Пленума
Высшего Арбитражного Суда
РФ по вопросам применения законодательства,
проявляются также в том, что
арбитражные суды могут использовать
их наряду с нормативно-правовыми
актами в качестве правовых оснований
(норм материального и
За последние годы органы
конституционной юстиции
- их множественность
- они выступают хранителями
общегосударственных
- данные органы являются
эффективной формой защиты
- в этих органах «творится
право», поскольку в настоящее
время решения конституционных
судов становятся важным
- они обязаны следить за режимом
конституционности на территории субъекта
РФ, который может быть нарушен путем принятия неконституционного
Региональные конституционные (уставные) суды за время их функционирования вынесли множетсво решений, во многих из них решены кардинальные задачи организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, проблемы взаимоотношений с местным самоуправлением, устранения конфликтов между законодательной и исполнительной властями в регионах. Общая характеристика актов конституционного правосудия в нашей стране позволяет утверждать, что появился новый эффективный источник права, влияющий на укрепление российской государственности, развитие федерального и регионального законодательства, обеспечивающий в конечном итоге верховенство Конституции и динамику конституционных норм в правоприменении и нормотворчестве.
4. Приведите примеры видов санкций правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).
Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
Санкции подразделяются прежде всего на полные и неполные. Первые предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции юридической нормы. Например, все нормы особенной части уголовного кодекса содержат полные санкции. Напротив, неполные санкции заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия. Таковы санкции ст. 168 ГК РФ, объявляющей недействительной противозаконную сделку, или санкция статьи 17 Кодекса о браке и семье, признающей законную силу только за зарегистрированным браком.
По степени своей
Абсолютно определенной в
теории называется санкция, которая
имеет точно фиксированное
Относительно определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права (прежде всего в уголовном) вписывается в схему: «наказывается «от» и «до» либо только до определенного срока. Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет (ч. 1 ст. 126 УК РФ). В действующих Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях относительно определенными санкциями снабжены абсолютное большинство норм. Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.
Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Примером может служить ст.172 УК РСФСР, в соответствии с которой халатность должностного лица наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года, или увольнением от должности.
Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю. Типичным примером кумулятивной санкции служит санкция ст.77 УК, устанавливающей, что бандитизм наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества. Встречаются кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной неустойки сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других отраслях права.
Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»