Курение, как противоправное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мной были изучены многие источники права, как международного, так и российского в области здравоохранения. В частности нормы в области правового регулирования табакокурения. Также были проанализированы статистические данные в области производства и потреблении табака. Проанализировал причины трудности принятия антитабачных законов в Росси и за рубежом. Изучил деятельность главных врагов антитабачной политики, табачных лоббистов. Я сделал вывод о том, что законодательство Российской Федерации в этой сфере здравоохранения нуждается в комплексной, всесторонней доработке. Помимо правовых и статистических источников, в моей работе я использовал историческую литературу с целью изучения исторического развития табакокурения в мире.
Целью данной курсовой работы является разработка новых предложений по улучшению антитабачного законодательства Российской Федерации.

Содержание работы

Введение Стр. 3
1. История распространения табака в мире. Стр. 5
история распространения табака. Стр. 5
Табак в России. Стр. 8
2. Методы борьбы с табаком (мировой опыт). Стр. 11
2.1 Антитабачные кампании в истории. Стр. 11
2.2. Современные антитабачные программы
в мире. Стр. 14
2.3 Особенности табачной политики в современной России (табачный лоббизм). Стр. 16
3. Законодательство в области табакокурения. Стр. 21

3.1. Международное законодательство. Стр. 23

3.2. Российское законодательство. Стр. 25
Заключение Стр. 28

Список литературы Стр. 30

Файлы: 1 файл

tit_list_kurs_bakalavr_2012.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Законодательство в области табакокурения.

3.1 Международное законодательство.

Основным международным  соглашением в области борьбы с табаком на сегодня является Рамочная конвенция Всемирной организации здраво-охранения по борьбе против табака (РКБТ). Она была принята под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии. РКБТ является международным соглашением, принятым в мае 2003 г. на 56-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Это первый юридический документ, целью которого является снижение смертности из-за употребления табака и сокращение использования табака во всем мире. 29 ноября 2004 года Сторонами Конвенции стали 40 стран. 27 февраля 2005 года Конвенция вступила в силу. С этой даты она стала обязательной для её Сторон. Россия присоединилась к Конвенции лишь в мае 2008 года. Причиной такой «затяжки» я считаю действия табачных лоббистов, занимающих высокие посты в государственных структурах  РФ и по сей день. Их имена я уже называл в предыдущих главах моей работы. 31 августа 2006 года в России была создана Национальная антитабачная коалиция «За присоединение России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», целью которой являлось объединение усилий ведущих общественных организаций, ставящих своей задачей сохранение здоровья нации, и добиться присоединения России к Конвенции. Россия откладывала присоединение к Конвенции до 11 мая 2008 года, когда она стала 157-й страной — участницей договора.

   Согласно 34 статье, Конвенция была открыта для  подписания всеми государствами-членами ВОЗ или ООН в штаб-квартире Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке с 30 июня 2003 года по 29 июня 2004 года. В результате того, что почти 90 % стран государств-членов подписали её в течение года после открытия для подписания, Рамочная конвенция стала одним из наиболее быстро принятых договоров в системе Организации Объединённых Наций. На 2010 год, в Конвенции участвовали 168 государств из 194 стран-членов ВОЗ.

Цель данной  Конвенции, и ее протоколов состоит в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака. Меры Конвенции включают в себя: Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак; защита от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте, в закрытых общественных местах и в соответствующих случаях в других общественных местах; регулирование состава табачных изделий; регулирование раскрытия состава табачных изделий — включает требование изготовителям и импортерам табачных изделий раскрывать правительственным органам информацию о составе табачных изделий и выделяемых ими продукта и меры по информированию общественности о токсических составляющих табачных изделий и продуктах, которые они могут выделять. Просвещение, передача информации, подготовка и информирование населения — поддержка и укрепление системы информирования населения по вопросам борьбы против табака с использованием всех имеющихся средств передачи информации. Также Конвенция предполагает нанесение на каждой пачке и упаковке табачных изделий и на любой внешней упаковке и в маркировке таких изделий предупреждения о вреде для здоровья, описывающие пагубные последствия использования табака. Введение полного запрета на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий; меры по сокращению спроса, касающиеся табачной зависимости и прекращения употребления табака. Огромное значение имеет поддержка альтернативных видов экономически жизнеспособной деятельности для производителей табака, т.е. стимулирование производства иных аграрных культур, полезных для здоровья человека.

Считаю РКБТ важнейшим документом, который буквально явился спасительным кругом для России в сфере здравоохранения. Только после присоединения к Конвенции, спустя почти пять лет, Федеральное собрание приняло Закон в рамках реализации РКБТ. До этого, на протяжении 20 лет, табачное лобби  оказывалось сильнее здравомыслящих людей, сидящих в Думе. «За державу обидно», как говорил герой одного фильма. Быть может моя критика не совсем входит в правовые рамки, но тем не менее, это мое личное мнение.

3.2. Российское законодательство в области борьбы с табаком.

Прежде хотелось бы привести некоторые цифры. Непрозрачность российской экономики, высокий процент контрафактных табачных изделий и отсутствие надежных исследований затрудняют оценку истинных масштабов потребления табака в России. Имеющиеся данные свидетельствуют, что распространенность курения в Российской Федерации — одна из самых высоких в мире. По данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), в России курит:

мужчин — 60,2 %

женщин — 21,7 %.

Всего курят 43,9 млн. взрослых, что составляет почти 40 % населения страны в возрасте от 15 лет и старше. В возрастной группе от 19 до 44 лет курит почти 50 % граждан России. 7,3 млн. чел. (22 % подростков) начали курить в возрасте моложе 15 лет.

В России выявлена высокая  интенсивность курения. Среднее  число сигарет в день: мужчины — 18 сигарет в день; женщины — 13 сигарет в день.

 В связи с этим и с целью реализации РКБТ в августе 2011 года Минздравсоцразвития России под руководством Татьяны Голиковой начал разработку антитабачного закона с названием «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». В то же время началось общественное обсуждение закона, выложенное на официальном сайте Минздравсоцразвития России. 31 октября 2012 года законопроект был внесён на рассмотрение в Государственную Думу. 12 февраля 2013 год Госдума приняла антитабачный закон в окончательном третьем чтении (441 депутат за, один против, восемь депутатов не голосовало). 20 февраля 2013 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации начал обсуждение «антитабачного закона», во время которого сенаторы говорили только о поддержке этого закона. Законопроект был одобрен 125 сенаторами, 4 против, 6 сенаторов воздержались. 23 февраля 2013 года Владимир Путин подписал закон. Он вступит в силу с 1 июня 2013 года.

Теперь поговорим о  содержании ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон направлен на предупреждение заболеваемости, преждевременной инвалидности и смертности населения, связанных с потреблением табака. Его основными принципами правового регулирования являются: обеспечение государством права граждан на свободный от табачного дыма воздух; приоритетность здоровья населения над интересами табачных компаний и многие другие принципы, соответствующие РКБТ. В главе второй, о правах и обязанностях граждан, меня заинтересовала часть пятая статьи 9-ой, которая гласит, что граждане имеют право на возмещение вреда причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами законодательства в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака. Вместе с правом на свободный от табачного дыма воздух, закрепленного в этом законе, граждане, которые являются пассивными курильщиками  ( коих в России более 80%), могут подать в суд на табачные корпорации за причиненный им вред, как это неоднократно делалось в США и других странах. Потому как на улицах городов, где курить пока разрешено, люди подвергаются огромному количеству вредных веществ, содержащихся в табачном дыме, тем самым нарушается их право на свободный от табачного дыма воздух. Интересное наблюдение, не правда ли, господа читатели?

Среди прочих мер, включенных в новый Федеральный закон, хотел  бы выделить запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта; на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг. Запрещается курение во всех видах общественного транспорта, в том числе, в поездах, на борту самолета и т.д.; в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания( кафе, рестораны), помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (рынки, ярмарки); в помещениях социальных служб; в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

Также предусмотрены  и ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия. Так, в скором будущем повысятся акцизы на всю табачную продукцию, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции. Устанавливается минимальная розничная цена пачки сигарет, она будет на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Устанавливается полный запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака. Вместе с этим устанавливается просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма. Просвещение о вреде табака осуществляется в семье, воспитательно-образовательных учреждениях и т.д.  Законом также установлено оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака. Медицинская помощь осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Теперь можно сделать  вывод относительно Рамочной конвенции  по борьбе с табаком(РКБТ) и Федерального закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. РКБТ явилась первым международным юридическим документом, целью которого является снижение смертности из-за употребления табака и сокращение использования табака во всем мире. В ней содержатся руководящие принципы борьбы с табаком в следующих областях: повышение цен и налогов на табак, продажа табака несовершеннолетним, реклама и спонсорство, маркировка, незаконная торговля и пассивное курение.

Проанализировав меры, предусмотренные новым ФЗ о борьбе с табаком, можно сказать, что они соответствуют РКБТ и направлены на снижение потребления табачной продукции в Российской Федерации. Но относительно других стран, принявших конвенцию (о них я уже упоминал в настоящей работе), российские меры очень мягкие и требуют ужесточения. Например, на мой взгляд, необходимо увеличить число мест, где курение  запрещено. В первую очередь на городских улицах ( тротуарах), в скверах и парках, на площадях. Т.е. в тех общественных местах, где люди сегодня подвергаются пассивному курению. Следовательно, нарушается их право на свободный от табачного дыма воздух, закрепленного федеральным законом. Считаю,  справедливым будет решение  увеличить плату за обязательное медицинское страхование тем людям, которые курят. На рассмотрении закона в ГД, планировалось запретить продажу табака в помещениях, площадью менее 50 квадратных метров. К сожалению, в окончательном варианте было прописано, что продажа осуществляется в павильонах  магазинов без указания площади. Тем самым, остается возможность у мелких предпринимателей переоборудовать свой табачный ларек в павильон для продажи табака. Считаю, что необходимо оставить полки с табаком только в крупных магазинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении хотелось бы выразить выводы, заключенные в моей работе.

Подводя итог изучению истории распространения табака, хотелось бы сделать краткий вывод. Табакокурение, как эпидемия в европейском сообществе, появилась относительно недавно, около 500 лет назад. Изначально табак, привезенный из южной Америки, был предназначен для знати, затем, когда правительства разных стран осознали ту выгоду казне, которую может принести торговля табаком, пагубное зелье тут же начало проникать в самые низкие слои населения. Плоды этой многовековой табачной политики европейских держав, в том числе и России, отражены сегодня в ужасающей статистике числа курильщиков. По данным ВОЗ каждую минуту в мире погибают шесть человек от болезней, связанных с курением.

    Подводя итог  изучению истории борьбы с  табакокурением, хотел бы сделать  краткий вывод. Борьба с табаком  на национальном уровне продолжается  относительно недолго, чуть более ста лет. Надо признать, что основной проблемой борьбы с табаком всегда была огромная материальная выгода государства и табачных компаний от этого «богомерзкого зелья» (Соборное уложение). Изучив многие антитабачные кампании разных стран, я убедился в том, что только если правительство, власть ставит приоритетом здоровье населения, а не огромную прибыль с табачной продукции, только тогда политика обвенчается успехом. Тогда будут с успехом принимать строгие законы, направленные на снижение числа курильщиков. В ином случае любая антитабачная политика окажется бесполезной.

Проанализировав меры, предусмотренные новым ФЗ о борьбе с табаком, можно сказать, что они соответствуют РКБТ и направлены на снижение потребления табачной продукции в Российской Федерации. Но относительно других стран, принявших конвенцию (о них я уже упоминал в настоящей работе), российские меры очень мягкие и требуют ужесточения. Например, на мой взгляд, необходимо увеличить число мест, где курение  запрещено. В первую очередь на городских улицах ( тротуарах), в скверах и парках, на площадях. Т.е. в тех общественных местах, где люди сегодня подвергаются пассивному курению. Следовательно, нарушается их право на свободный от табачного дыма воздух, закрепленное федеральным законом. Также следует запретить курение в салоне автомобиля при движении на трассе, поскольку это может отвлечь водителя, тем самым, поспособствовать возникновению ДТП. Считаю,  справедливым будет решение  увеличить плату за обязательное медицинское страхование тем людям, которые курят. На рассмотрении закона в ГД, планировалось запретить продажу табака в помещениях, площадью менее 50 квадратных метров. К сожалению, в окончательном варианте было прописано, что продажа осуществляется в павильонах  магазинов без указания площади. Тем самым, остается возможность у мелких предпринимателей переоборудовать свой табачный ларек в павильон для продажи табака. Считаю, что необходимо оставить полки с табаком только в крупных магазинах и супермаркетах с целью снижения доступности приобретения табачных изделий. Среди прочих мер, которые, по моему мнению, необходимо внести в российское законодательство, я выделяю необходимость создания Всероссийского общества трезвости  и здорового образа жизни (ЗОЖ). Общество объединит в себе уже имеющиеся в России, добровольные организации аналогичного характера. Затем следует создать Всероссийский Совет Обществ трезвости и ЗОЖ, который будет являться главным звеном структуры Обществ. Деятельность Совета будет заключаться в просветительской, практической деятельности, направленной на пропаганду «Жизни без наркотиков». Это и проведение лекций о вреде курения профессиональными психологами, организация массовых спортивных мероприятий, проводимых под эгидой Всероссийского общества трезвости и ЗОЖ. Финансирование Общества будет осуществляться за счет федерального и регионального бюджетов, за счет взносов членов Общества и т.д. Пока это звучит фантастически, но я и мои сторонники направим все усилия к осуществлению вышеизложенных идей. Ведь как говорил М.В Ломоносов: «неусыпный труд все препятствия преодолевает.»

 

Список литературы.

1. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака от 30 июня 2003 года.

Информация о работе Курение, как противоправное поведение