Курсовая правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и содержание правоотношения. В связи с указанной целью в работе ставятся следующие задачи: 1. дать понятие правоотношений как особого вида общественных отношений; 2. раскрыть предпосылки возникновения и функционирования правоотношений; 3. охарактеризовать субъекты правоотношений, понятие субъекта правоотношений, правоспособность и дееспособность субъектов права; 4. определить субъективное право и юридическую обязанность; 5. рассмотреть юридические факты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и структура правоотношения как особого вида общественных отношений………………………………………………6
Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений, взаимосвязь нормы права и правоотношения………………………...17
Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность……………………………………………………...19
Понятие субъекта правоотношений………………………………….19
Правоспособность и дееспособность субъектов права……………..21
Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения………………………………………………………...23
Юридические факты……………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………….….34
Практическое задание………………………………………………………..37
Приложение 1,2 …………………………………………………………...…41

Файлы: 1 файл

курсовая. правоотношение (1).doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Приведенный пример свидетельствует  о том, что «волевой» критерий, согласно которому все юридические  факты подразделяются на  события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием то и другое, - сложные юридические факты.  Юридические факты многообразны и их можно классифицировать. В основу традиционной классификации юридических фактов положены три взаимосвязанных признака. Первый – «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты, подразделяются на действия и события. «Действия – такие юридические факты, которые  происходят по воле людей, представляют собой волеизъявления. События - это факты, происходящие не по воле людей (например, естественная смерть человека, пожар и т.п.), но влекущее в силу закона определенные юридические обязанности и правомочия для соответствующих лиц», - считает  Н.Г. Александров.20  По второму признаку все действия подразделяются на правомерны и неправомерные. Правомерные – соответствуют предписаниям юридических норм, а неправомерные – нарушают их. Согласно третьему признаку, правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Поступки направлены на интересы и цели, лежащие вне права. Они вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или не осознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий. Значительная часть правомерных поступков порождается материально-предметной деятельностью людей (производством  и потреблением материальных благ, созданием произведений литературы и искусства и т.п.). Юридические акты - действия, прямо направленные на достижение правового результата. Совершая юридические акты, субъекты права создают, изменяют, прекращают правовые отношения либо для себя, либо для других субъектов.  Остановимся на рассмотрении лишь некоторых видов юридических фактов. Юридические действия. В правовом регулировании действия выступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, наступления иных правовых последствий. С другой стороны, действия выступают в роли того материального объекта, на который воздействуют правовые отношения и ради которого осуществляется все правовое регулирование. Рассмотрим юридические факты – состояния и факты  - правоотношения. Юридические состояния- это сложные юридические факты, характеризующиеся относительной стабильностью и длительным периодом существования, в течение которого они могут неоднократно (в сочетании с другими фактами) вызывать наступление правовых последствий. Спорным является вопрос о месте состояний в классификации юридических фактов. Ю.К. Толстой выделяет состояния в особое звено, наряду с событиями и действиями,21 О.А. Красавчиков полагает, что факты – состояния могут быть как юридическими действиями, так и юридическими событиями.22 Решение данной проблемы заключается, по мнению В.Б. Исакова, в том, чтобы четко сформулировать критерий выделения состояний в системе юридических фактов.23 Этот признак – продолжительность существования фактических обстоятельств. С данной точки зрения все юридические факты С.С. Алексеев разграничил на факты краткосрочного и факты длительного действия (состояния).24 С.Ф. Кечекьяном высказано мнение, что юридическое значение имеет не само  состояние (в браке, в трудовом договоре), а юридические факты, обусловившие его возникновение.25 Развивая данную мысль, Р.О. Халфина показала, что в ряде случаев состояние трудно отграничить от длящегося правоотношения. На этом основании высказано сомнение в целесообразности выделения состояний в классификации юридических фактов.26 В учебной литературе  юридические события нередко определяют как обстоятельства, наступление которых не зависит от воли и сознания людей.  Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям: по происхождению – природные (стихийные)  и зависящие в  своем происхождении от человека. В зависимости от  повторяемости события – уникальные и повторяющиеся (периодические).      По протяженности во времени – моментальные (происшествия) и протяженные во времени (явления, процессы). По количеству участников – персональные, коллективные, массовые, последние  - на события с определенным и неопределенным количеством участвующих лиц.                       По характеру наступивших последствий – на события обратимые и необратимые и др. Существуют латентные юридические факты, однако, не следует путать с  презумпциями – предположениями о существовании некоторых фактов (например, презумпция невиновности и др.) «Если предполагаемый факт не подтвердился, будет отвергнут, то – считает А.В. Мицкевич,  - наступают и соответствующие изменения в юридических последствиях. Поэтому презумпция  имеет значение одного из допустимых способов суждения о фактах, но не является самостоятельным юридическим фактом»27. Классификация юридических фактов  в науке раскрыта  еще не полно. Ее дальнейшее развитие может оказаться полезным для решения разнообразных задач правоведения, в том числе для социологических исследований в юридической науке. Таким образом, правильная оценка юридических фактов и их правовых последствий важна для определения прав и обязанностей сторон в гражданских правоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение данной работы представим некоторые выводы:

Правовые нормы содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет права. Важную роль в раскрытии механизма правового регулирования общественных отношений играет понятие правоотношения и его составляющей – субъектов правоотношения.

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем правовой науки, теории права.

От той или иной ее трактовки зависит решение  многих других юридических вопросов, поскольку правовые отношения –  один из главных каналов перевода права на социальную действительность, интересы людей и их объединений. При этом анализ данной проблемы предполагает не только юридический, но и философский уровень рассмотрения.

Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и  находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Международные  акты и нормативные акты РФ:

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Бюллетень Международных договоров. 1948. № 10.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //Бюллетень международных договоров. 1966. № 12.
  4. Конституция РФ от 12.12.1993 (принята на всенародном референдуме) (в ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 2009. 21 января.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть I: федеральный закон от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ. – В ред. от  30 ноября  2011 г. // Собрание законодательства  Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть II: федеральный закон от 26 января 1996. № 14-ФЗ.- В ред. от 30 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 5. – Ст. 410.
  7. Гражданский Кодекс РФ: Часть III: федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146 – ФЗ. – В ред. от  30 июня 2008 г. // СЗ РФ. – 2001. - № 13.- Ст. 12.
  8. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 №230-ФЗ. – В ред. от 08.12.2011.// Собрание законодательства РФ.-1996.- №5.- Ст.41.
  9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138 –ФЗ.- По сост. на 03 декабря 2011 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. – 25.07.2005. - №30 (ч.1). – Ст.3104.
  10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ – По сост. на 08 декабря 2011г.  // Собрание законодательства  Российской Федерации. -  2002. - №30.- Ст. 3012.

Литература:

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982.
  2. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. – 1987.  - № 6.
  3. Алексеев С.С.  Право. Опыт комплексного исследования. – М.: 1999.
  4. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994.
  5. Баринов О.В. Юридические факты в советском трудовом праве. Канд. дисс. – Л.  1980.
  6. Богачева Т.В. Гражданское право: Учебник/ Т.В. Богачева, С.П. Гришаев  и др. - М.: Юристъ, 2009.- 395с.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации: комментарий//под ред.  Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина - М.: Юрайт-издат, 2009. -   317с.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации: комментарий /под ред. Т. Е. Абовой,  А.Ю. Кабалкина.- М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 2010. - Ч.1. -257 с.
  9. Дюжева О.А. Гражданское право: В 2-х томах: Учебник. Том 1/О.А. Дюжева, В.С. Ем,  и др.  - М.- БЕК, 2006.- 513с.
  10. Исаков В.Б. Юридически факты в советском праве. – М.: Юридическая литература. 1984.  – 134 с.
  11. Кечекьян С.Ф. Правоотноешния в социалистическом обществе. М.: Издательство Акад. Наук СССР, 1958. – с. 173.
  12. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.:  Госюриздат, 1958. – С. 160-170
  13. Комментарий  к Конституции Российской Федерации -   М. Юрист, 2010.  - 542с.
  14. Комментарии к судебной практике /под. ред. В.Ф.Яковлева. - М.: Юридическая литература, 2011 - Вып. 6.- 112 с.
  15. Малько А.В. Правовые акты как средство реализации правовой политики // Право и политика. – 2002. – № 6.
  16. Мамут Л. С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления  // Журнал российского права. –  2006. –  № 12. – 116 с.
  17. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. – М., 1999. – 280 с.
  18. Орлова О. В. Автономия личности и автономия гражданского общества// Государство и право. –  2006. –  № 1. –  С. 12-18.
  19. Перегудов С. П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. –  2006. –  № 2. –  С. 139-150.
  20. Родионова О. В. Социальная функция государства: правовая характеристика и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. – 2006. –  № 8. – С. 18-29.
  21. Румянцев О.Г. Конституционные основы республиканской формы правления и принципы разделения властей в РФ //Государство и право. – 2007. – № 12.
  22. Теория государства и права. Учебник/под ред. В.К. Бабаева – М.: Юристъ, 2007. – 79 с.
  23. Теория государства и права:  учебник для вузов/под ред. проф. В.М. Карельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М), 2010. – 616 с.   
  24. Хвостов В.М. Система римского права/ В.М. Хвостов, М.: Юридическая литература, 1996 - 164 с.
  25. Шершеневич  Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.)/ Г.Ф.Шершеневич.- Москва.- Спарк, 1995.- 198 с.

 

 

 

Практическое задание: дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) учредительные (декларативные) нормы-принципы; б) норму с альтернативной санкцией. 
Обозначьте и охарактеризуйте особенности демократического режима в Российской Федерации  

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства».

Альтернативные  санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, модели многих санкций уголовно-правовых норм («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»). Ст. 116 Уголовного Кодекса РФ («Побои»).

Статья 116. Побои 

 

1. Нанесение побоев  или совершение иных насильственных  действий, причинивших физическую  боль, но не повлекших последствий,  указанных в статье 115 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказываются штрафом  в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

(в ред. Федеральных  законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные:

а) из хулиганских побуждений;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -

наказываются обязательными  работами на срок до трехсот шестидесяти  часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

 (часть вторая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

 

Совершенно прав М.В. Баглай, утверждая, что по своему недавнему прошлому мы должны постоянно помнить, что несдерживаемый авторитаризм постепенно уничтожает правовое государство28. Особо хотелось указать на необходимость создания подлинно конкурентной среды в сфере экономики – именно частные собственники в условиях демократического режима способны отстаивать свои интересы и противостоять управляемой демократии, тенденциям авторитаризма.

Происходящие в России преобразования, когда главной задачей  является построение сильного правового  государства и создание дееспособного  гражданского общества, продвижение в направлении общества, основанного на праве и приверженного праву, одновременно актуализируют, как двуединую, проблему усиления Российского государства и демократии, ее возможности в решении широкого круга политических и правовых проблем взаимоотношения личности и государства.

Демократия– организация власти, обеспечивающая ее функционирование в интересах общества и народа, побуждающая, стимулирующая вовлечение граждан в совместную деятельность с государством. Усиление государственности – не есть движение к тоталитаризму; это однозначно был бы шаг назад, регресс. Нам нужно решительное движение вперед – к сильной (но не насильственной) государственной власти.

В мире нет идеальных, чистых демократических  режимов, любая демократия несовершенна. Современная демократия и не призвана создавать совершенное общество. Алексис де Токвиль 170 лет назад  писал: «Еще не найдено политическое устройство, которое в одинаковой степени благоприятствовало бы процветанию всех классов, составляющих общество». Наш современник Михаил Делягин предупреждает: «Необходимо сознавать, что демократия в формальном, западном понимании устойчива и эффективна, лишь, когда вырастает из массового, повсеместного благосостояния. Униженные и оскорбленные склонны применять формально демократические институты для мести, а не для созидания и из-за концентрации сил на простом выживании не имеют возможности осознать последствия решений общенационального масштаба, в принятии которых они вовлекаются этими институтами»29. Стоит согласиться и с другим выводом Делягина: «Демократия нужна не потому, что она наиболее приятна для образованной и наиболее обеспеченной части общества, но потому, что она наиболее эффективная система управления, опирающаяся на наибольшую конкурентоспособность и добивающаяся наибольшего благосостояния его членов».

Демократия – системное понятие. Классик и практик китайских модернизационных реформ Дэн Сяопин писал: «При хорошей системе даже плохие люди не могут вершить зло, но если система плоха, тогда даже хорошие люди не могут творить добро и вынуждены вершить зло».

Информация о работе Курсовая правоотношения