Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:14, курсовая работа
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но, по-моему, мнению являются одними из главных в изучении такого предмета как теория госу¬дарства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей – изучить более досконально одну из тем теории государства и права - "формы госу¬дарственного устройства". Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже приня¬тую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему.
Введение
ГЛАВА 1 .Формы государства
ГЛАВА 2. Формы государственного устройства
2.1 Унитарное государство
2.2 Федеративное государство
2.3 Конфедеративное государство
Заключение
Библиографический список
Территориально – национальная федерация.
Существуют государственные
устройства, где органически сочетаются
признаки и территориальной, и национальной
федерации (Россия). Специфика такого
государства состоит в
3.1 Разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации.
В федеративном государстве особую значимость и актуальность приобретают поиск и разработка оптимальной системы взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, механизмов установления и осуществления разносторонних экономических, финансовых, торговых, инвестиционных связей между ними как по горизонтали, так и по вертикали. Это естественно, если учесть, что эффективность и действенность федеративного государства в экономической, социальной, политической и других сферах может быть обеспечена лишь в том случае, если горизонтальное сотрудничество между различными ветвями и органами власти дополняется вертикальным сотрудничеством между различными уровнями власти.
Следует отметить, что
разработка и тем более реализация
оптимальных форм, путей и механизмов
взаимоотношений федерального центра
с властными структурами
Российская Федерация также строится на принципе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального уровня и органами государственной власти субъектов Федерации. Правильные ответы на множество возникающих в данной связи вопросов имеют ключевое значение для выявления основных векторов общественно-исторического развития России.
По мнению ряда отечественных исследователей, принятие Федеративного договора и Конституции 1993 года превратило «во многом формальную Федерацию, которой она была до 1993 года, в федерацию реальную, в которой предметы ведения и полномочия разделены между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти ее субъектов8.
И, действительно, до подписания 31 марта 1992
г. Федеративного договора Россию в точном
смысле этого слова не совсем корректно
было назвать федеративным государством,
поскольку в ней, как в прочем, и в СССР
в целом, уживались федеративные и унитарные
принципы. В отличие от национальных автономных
республик, края и области, в которых проживали
более 80% населения страны и которые сохраняли
статус административно-
Несомненно, Конституция 1993 года вслед за Федеративным договором внесла коренные изменения в систему государственного управления России. Она недвусмысленно определяет федеративный характер российского государства. Из некоего гибридного унитарно – федеративного образования, которым оно было в период существования СССР, российская государственность трансформировалась в подлинно федеративное государство. В Конституции четко и ясно прослеживается установка на отказ от гибридного характера Российской Федерации, в которой уживались одновременно федеративные и унитарные принципы государственного устройства. Уже по Федеративному договору наряду с республиками и автономными образованиями статус субъектов Федерации получили края, области, а также Москва и Санкт – Петербург. К тому же Конституция провозгласила равноправие субъектов между собой, так и в отношениях с федеральной властью9.
Все же, как представляется, было бы преждевременно говорить об окончательном изживании элементов унитаризма, которые проявляются при решении тех или иных социальных, экономических, бюджетных или иных вопросов и утверждении в России в полной мере принципов и институтов федеративной государственности. Об этом свидетельствуют, в частности, продолжающиеся до сих пор процессы трансформации и совершенствования федеративных отношений по властной вертикали.
Принципы и нормы федеративного устройства изложены в гл. 3 Конституции. В ней по сути дела конкретизируются положения, содержащиеся в гл. 1 «Основы конституционного строя», где, в частности, констатируется федеративный характер российского государства. Так в ст. 11 гл. 1 говорится, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции, Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеративным центром и субъектами федерации. Суть этой статьи конкретизируется в статьях 71, 72, 73 ч. 3 ст. 11 Конституции.
Некоторые вопросы, касающиеся федеративного устройства, затрагиваются также в последующих главах Конституции. Так, в гл. 4 указано, что президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. А к органам государственной власти относятся соответствующие органы как Федерации, так и ее субъектов. В гл. 5 «Федеральное собрание» фиксированы принципы и нормы участия субъектов Федерации в формировании Совета Федерации. В гл. 7 «Судебная власть» говорится, что споры о соответствии Конституции федеральных законов, конституций, уставов, нормативных актов субъектов Федерации, относящихся к ведению Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации, подлежат разрешению Конституционным судом Российской Федерации. В целом в гл. 3 сконцентрированы наиболее существенные, конкретные принципы организации федеративных отношений.
Важнейшие направления политики федерального правительства в области взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации изложены в «Основных положениях региональной политики Российской Федерации», утвержденных Указом президента Российской Федерации № 803 от 3 июня 1996 года. Центральное место в этом документе занимает мысль о необходимости баланса между принципами децентрализации при одновременном обеспечении единства государства с сильной общенациональной властной иерархией.
В пределах своего ведения каждый уровень власти обладает всей полнотой государственной власти и принимает правовые акты, решает вопросы государственной и общественной жизни. По первому кругу вопросов согласно ч. 1 ст. 76 принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
О значимости системы
разделения предметов ведения
Разрешение споров, связанных с разграничением предметов ведения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Федерации, осуществляется на основе ФЗ от 24 июня 1999 г и от 6 октября 1999 г. Такие споры и разногласия могут возникнуть, например, при неадекватном истолковании различными органами государственной власти своих полномочий или присвоением полномочий друг друга.
Механизмы разрешения таких споров включают организацию переговоров и использование согласительных процедур, призванных преодолеть возникшие разногласия путем достижения взаимного компромисса или взаимного отказа от притязаний. Следует отметить, что с предложениями об использовании согласительных процедур, помимо самого президента, могут выступить другие органы государственной власти, как федеральные, так и субъектов Федерации, а также должностные лица. Достижение согласованного решения допускается при условии его соответствования Конституции и законам Российской Федерации. В случае неудачи в достижении взаимоприемлемого решения президент вправе передать разрешение таких споров на рассмотрение соответствующего суда. Ряд споров о компетенции согласно ст. 3, ст. 25 разрешается Конституционным судом.
Одним из основополагающих
принципов федерализма можно
считать принцип «
Принцип субсидиарности предполагает автономность, самоуправляемость субъектов Федерации. В соответствии с ними власть осуществляется государственными органами управления трех уровней – федерального, регионального и местного, каждый из которых обладает своими властными прерогативами и полномочиями. Каждый из этих уровней не вправе вмешиваться в вопросы компетенции друг друга.
Разграничение полномочий между различными уровнями управления осуществляется как с помощью их передачи «сверху вниз» - от федерального центра органам субъектов Федерации муниципалитетам, так и «снизу вверх» - от последних федеральному центру. Но в целом речь идет, прежде всего, о децентрализации властных полномочий, повышении самостоятельности и ответственности региональных и местных властей, приближении власти к простым гражданам для облегчения решения множества вопросов жизнедеятельности людей непосредственно на местах. Центру передаются те вопросы, решение которых не под силу местным и районным властям и требуют своего решения на общефедеральном уровне. Все те вопросы, которые местные власти способны решать на месте без вмешательства федеральных властей, остаются в их компетенции.
Согласно Конституции предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. Это означает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этом плане выделяются три уровня разделения властных полномочий: федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения; органов исполнительной власти субъектов Федерации вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Естественно, в федеративном государстве верховная, исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральному центру. Исходя из признания того, что децентрализация властной системы облегчает работу по управлению различными сферами и уровнями общественной жизни, «Основные положения региональной политики Российской Федерации» тем не менее подчеркивают значимость сохранения за федеральным центром таких ключевых общенациональных проблем, как защита основ конституционного строя, национально – государственных интересов и обеспечение национальной безопасности и т. д.
Федерализация, автономизация или какая – либо иная форма децентрализации ни в коей мере не могут служить фактором подрыва единства, фрагментации или распада государства по той простой причине, что, в конечном счете, каждый субъект Федерации заинтересован в укреплении единства государства, поскольку качество и уровень жизни людей в основополагающих аспектах зависят от уровня экономического, социального и политического развития страны в целом. Более того, при рациональном использовании федерализация и децентрализация могут служить фактором, укрепляющим государственное единство.
Поэтому при оценке преимуществ
и недостатков федеративной формы
государственного устройства нельзя противопоставлять
принципы централизации и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В многонациональных федерациях центробежные процессы осложняются стремлениями наций к подлинному внутреннему, а часто и внешнему, самоопределению. Проявляются ранее подавляемые силой различные (в том числе территориальные) споры и противоречия. Помочь сохранить единое государство способно, как это ни парадоксально, неразбериха в национально - государственном устройстве - использование различных политико-правовых режимов для субъектов, претендующих на разный уровень самостоятельности: автономия, федеративные или даже конфедеративные отношения. Тогда между всеми "самоопределяющимися регионами" остаются определенные связи, а главное - снижается опасность военного разрешения конфликтов.
А в общем основная цель государственного устройства бывших федераций - не сохранить государственное единство (это часто нереально), а избежать крови при распаде. Возникающим новым национальным государствам надо уделять особое внимание обеспечению прав национальных меньшинств и неуклонно придерживаться принципов нерушимости границ, пусть даже проведенных прежним режимом крайне неудачно, случайно, а то и просто абсурдно (по крайней мере, до тех пор, пока новые поколения не станут воспринимать территориальные проблемы менее болезненно).