Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной
вных и уголовных законов как их практическое осмы-
сление. Указы объединялись в сборники (Сборник
постановлений годов Энги 927 г.). Со временем ука-
зы стали оттеснять кодексы на второй план.
Японский феодальный свод «Ста законов»
(1742 г.) заключал в себе основные нормы граждан-
ского, уголовного и процессуального права без
сколько-нибудь определенного разграничения.
Пользоваться сводом могли одни только специально
приставленные к нему чиновники (3 человека). Счи-
талось, что законы, особенно уголовные, должны со-
храняться в тайне.
Государственной идеологией было конфуцианство:
из него черпали нормы права, нравственности и рели-
гии. Подчинение вассала сюзерену, жены - мужу, де-
тей - родителям было доведено до крайней меры.
В феодальной Японии не существовало ни юрис-
тов, ни юридической науки. В раннесредневековом
японском праве не сформировалось четкого деле-
ния вещей на движимые и недвижимые, однако пре-
дусматривался особый статус найденной вещи.
В средневековом праве Японии не сложилось четкого
представления об обязательстве в юридическом смысле
слова. Для внутренней и внешней торговли был введен
обширный перечень запретительных мер. Жесткому конт-
ролю государства подверглась торговля на рынках.
Японскому праву были известны договоры частного
и казенного займа зерна, денег, в том числе и про-
центного. Не разрешались самовольные сделки, в том
числе и договор займа рядовых членов двора.
В японских кодексах относительно подробно был раз-
работан институт наследования по закону. В наслед-
ственную массу входили холопы (т. е. зависимые люди,
но не входящие в категорию кланового «подлого люда»),
поля, строения, другое имущество. В нее же входило
приданое жены умершего главы семьи.
В праве Японии были отражены порядки патриар-
хальной семьи. Действовал своеобразный касто-
вый принцип. В японском праве проявилась отно-
сительная терпимость к незаконнорожденным детям
и детям, родители которых были не равны по свое-
му социальному статусу.
никое и прочих. В условиях непрекращающейся кла-
новой борьбы различных групп господствующего
класса: придворных кругов, сильнейших кланов,
духовенства, - в XII в. в Японии устанавливается
новая форма правления - сегунат, своеобразная
форма феодальной военной диктатуры, при которой
власть как в центре, так и в определенной мере на
местах сосредоточивалась в руках сегуна - «вели-
кого полководца». Начиная с 1603 г. фактическим
управителем государства становится узурпатор -
сегун («верховный главнокомандующий»), которым
сделался глава феодального рода Токугава.
Сохранение императора как номинального главы го-
сударства, обладающего некоторыми представительны-
ми функциями, являлось характерной чертой сегуната.
Япония была разделена на уезды, во главе кото-
рых стояли назначаемые из местной родовой аристо-
кратии губернаторы, уездные начальники. Наряду
с ними в уезды направлялись царские контролеры.
Низшей административной единицей было
село во главе с сельским старостой, который на-
значался из местных жителей.
В государственном аппарате особое место зани-
мали органы сыска, специальные полицейские инс-
пекторы - мэцке.
Во главе провинций стали назначаться военные
губернаторы, или протекторы (сюго), которые на-
ходились там наряду с правителями областей, ко-
торые назначались императором.
Вместе с надельной системой в Японии была вве-
дена обязательная воинская повинность.
Армейские части были территориальными, но фор-
мировались и содержались они в провинциях и уез-
дах. Из одного двора брали одного новобранца.
Был сформирован особый военно-феодальный
слой самураев - профессиональных воинов, васса-
лов крупных феодалов.
усобные войны в конце концов вызвали экономиче-
ский и политический кризис, отбросив страну на «не-
сколько десятков лет назад. Наибольших успехов
в решении этой проблемы добился Токугава Иэясу.
Разбив войска мятежных феодалов, он провозгласил
себя в 1603 г. сегуном (в переводе с японского
«военачальник») и приступил к реформам, которые
были должны укрепить центральную власть.
Сегун, сохранил за феодалами право владения зем-
лями. Они по-прежнему осуществляли суд и админист-
ративное управление, имели своих вассалов-самураев,
но их доходы строго фиксировались. Феодалы должны
были подчиняться законам центральной власти.
Центральная власть сочла нужным изъять из владе-
ний феодалов города. Последние переходили под конт-
роль чиновников сегуна. Как и в Китае, ремесленники
облагались очень большими налогами, а их деятель-
ность строго регламентировалась, вплоть до того, ка- ^
кую одежду можно носить. Япония была объявлена за- ^
крытой страной. Внешняя торговля перешла в руки
правительства и служила источником громадных дохо-
дов, переходящих в собственность кланов. Эта мера
тормозила развитие буржуазных отношений и форми-
рование буржуазии как нового социального слоя.
Сегунат дал стране определенную политическую
стабилизацию, на определенное время был преодо-
лен экономический кризис. Восточная деспотия не
только сохранила, но и усилила свои черты. Но се-
гун был вынужден согласиться с правами феодалов
на частную земельную собственность.
В обществе Японии лишь в XVIII—первой половине
XIX вв. зарождаются элементы капитализма в форме
мануфактурного производства. Данная форма соче-
талась с многоукладностью средневековых восточных
обществ.
46, Право средневековой Японии.
В VII в. н. э. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, его место занял феодализм. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато.
Глава государства имел титул императора (дословно — «сын неба»— Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара.в соседний Киото.
Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название «Манифест Тайко» 646 г. Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные — от крестьянина до аристократа и «подлые»— рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.
Свод законов «Тайхоре» был составлен в 702—718 гг. Он действовал свыше пяти столетий. Многие статьи этого свода законов имеют аналогии с китайским кодексом «Тан лин» 651 г. Он имел две части: гражданский кодекс — Ре и уголовный — Рицу. Главное содержание — земельная реформа.
В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде законов Ясутоке Ходзе (XIII в. ) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце, своей кровью смочить подпись.
Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным* идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.
Мораль рисовала самурая героем-рубакой. Вспарывание живота
(харакири) являлось лучшим
доказательством верности
Японцы — законопослушная нация и в своей основной массе верующая. Культ правителя весьма устойчив и до наших дней, хотя ныне император Японии только царствует, но не управляет.
Правосознание народа во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Кстати, тайфун одно время называли «Божественным ветром» (камикадзе). В 1274 г. тайфун полностью уничтожил эскадру из 200 кораблей захватчиков-монголов, пытавшихся высадить десант. Такая же участь постигла в 1281 г. другую монгольскую армаду из 3,5 тыс. морских судов.
Древняя религия японцев — синтоизм — вероучение местных, туземных племен, позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовного плюрализма. В вопросах веры японцы — прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. День поминовения усопших отмечали песнями и танцами. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира, мира «вечного блаженства». Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных.
В Японии действовала хорошо поставленная служба разведки. Монахи, под видом туристов, внимательно изучали устройство, нравы, законы, быт соседних народов. Эта информация обобщалась и учитывалось полезное. Надо сказать, что любознательность японцев, их стремление познать опыт других наций, особенно в сфере науки, техники производства сохранились и поныне.
Приверженность японцев своим вероучениям, своим духовным ценностям, возможно, объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к разного рода проповедникам, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев разрешался только для торговли и через один порт — Нагасаки.
47.Английская буржуазная революция XVII в.
1. Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществлений своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название "Великий мятеж".
Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:
• конституционный этап (1640-1642гг.);
• первая гражданская война (1642 - 1646 гг.);
• борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 - 1649 гг.);
• индепендентская республика(
3. Начало революции ускорилось
поражением Англии в англо-
Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако просвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.
4. В конце лета 1642 г-
король объявил войну
5. Для пресвитерианского
парламента революция была
• уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;
• с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции;
• было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры ("уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепенден-тами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"