Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

ченные халифом  эмиры. С началом феодальной раз-

дробленности  на территории Халифата многие из них

превратились  в независимых феодальных властителей.

В первый период Халифата право и религия слива-

лись воедино. Основным источником права призна-

вался Коран. Его автором считается Мухаммед. Му-

сульманское право  получило название «шариата»

(прямой путь). Помимо религиозных предписаний,

шариат заключает  в себе нормы уголовного, граж-

данского и  процессуального права. Дополнением

к Корану служили  и служат сборники преданий о су-

дебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования

авторитетных  мусульманских творцов законов.

Если в писаном  праве имелся пробел, дозволялось

прибегать к  старому обычному праву - адату. Право-

вые, религиозные, этические нормы не отделяются друг

от друга, составляя  все вместе единый комплекс. Со-

храняется государственная  собственность на землю, но

по мере развития феодальных отношений получает рас-

пространение  и частная собственность на землю.

Отсутствие хозяйства  и барщины привело к тому, что

здесь крестьяне  не были прикреплены к земле отдель-

ных феодалов. Зависимое  положение крестьян опре-

делялось их связанностью налоговым бременем, под-

держиваемым с  помощью государственного аппарата,

чиновничества. Эта зависимость скреплялась  правом,

религией, общинными  порядками и системой обычно-

го права

Для восточных  обществ не была характерна бурная

политическая  жизнь с революционными всплесками.

В восточных  обществах быстро сложилась абсолют-

ная монархия, в которой отсутствовали институцион-

ные формы ограничения  власти правителя. Различны-

ми были уровень  централизации в этих государствах,

степень применения военно-деспотических средств

и методов осуществления  государственной власти. Они

менялись на отдельных этапах развития конкретных

восточных средневековых  государств.

Специфику социально-политической структуре восточ-

ного общества придавала господствующая в том или

ином обществе религиозная идеология, само отноше-

ние членов общества к религии и власти

Местный государственный аппарат Империи

в IV—VII вв. целиком базировался на поздней римской

системе управления (деление на префектуры, диоце-

зы и провинции). Гражданская власть была отде-

лена от военной  и обладала в этот период приорите-

том над последней. Во главе местного управления

Империи стояли два префекта претория. Эти высшие

гражданские чиновники  обладали широкой админист-

ративной, судебной и финансовой властью. В не-

посредственном  подчинении префектов находились

гражданские правители  диоцезов и провинций. Пра-

вители провинций, основного звена местного управ-

ления, обладали обширными административными, фи-

нансовыми и  судебными полномочиями. Они являлись

судьями первой инстанции в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управле-

ния пришла система фемов. Фемы возникли как

военные округа. Во главе фемов стояли стратеги,

объединяющие  в своих руках всю полноту  военной

и гражданской  власти.

С усилением  феодализации византийского общества

фемная организация  местного управления начинает

ослабевать и  в XI в. окончательно приходит в упадок.

43.Мусульманское право (Шариат)

Своеобразие:

Возникновение этого  права связано с деятельностью одного из основателей религиозной общины, Мухамеда у арабов. Сам Мухамед – создатель новой религии, ислама, затем в его деятельности его заменили четыре праведных последователя – 4 халиба. Которые на основе толкований высказываний, поступков Мухамеда создали священные книги мусульман – Коран и Сунну, после смерти Мухамеда. Эти два памятника стали источником права у арабов.

Коран – священная  книга мусульман, состоящая из молитв, проповедей приписываемых Мухамеду, которые призывали отказаться арабов от старых обычаев в пользу правил устанавливаемых Мухамедом. Коран состоит из 114 глав/ ссур, которые включали 8219 стихов/аятов. В содержании Корана чисто правовых норм не более 500, остальное проповеди и заповеди. Нормы Корана носят казуальный характер, и создавали в зависимости от смысла толкования последователями.

Сунна – священное  предание, состоящее из большого числа  рассказов/хачесов, о рассуждениях и поступках Мухамеда.

Особую роль в становлении  мусульманского права сыграл последователь  Абу, поскольку записал все высказывания, притчи, молитвы, а потом пересказывал непосредственно народу, то есть он создал Сунну – великий учитель.

3-ее место занимает  Иджма – общее решение мусульманской  общины (во главе общины проповедники  или знатоки ислама, носили название Мутхиев). Эти знатоки ислама высказывали своё мнение, которое обсуждалось всей мусульманской общиной. Эти мнения были в рамках Корана и Сунны, вместе с тем, они признаются отдельным источником права, по которому жила община. Иджма – легко приспосабливалась к любым условиям, изменениям в жизни общины, постепенно была приспособлена для нужд формирующейся верхушки общины.

Спорный источник – Ияс, это решение дел по аналогии, согласно ему правила устанавлеваемые  в Коране, Сунне, Иджме, могут быть применены по отношению к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках. Ияс – не смог приспособится к новым условиям, изменениям в обществе.

В мусульманском праве  есть и другие источники, указы и  распоряжения Халифов (глава государства) и кануны – законы исходящие от органов государственной власти.

Система источников и  их своеобразие отличается от Европы, это связано прежде всего с  тем, что на Востоке была другая религия.

На основе законодательства начинается структурирование, какие  отношения, чем регулируются, деление на правовые институты.

 

44.Источники  права Китая.

 Основными источниками права являлся закон. Разнообразные правовые сборники появляются уже в раннефеодальный период. Первым китайским кодексом, полностью дошедшим до наших дней, является кодекс династии Тан - "Тан люй шу и" (Уголовный кодекс Тан с комментариями и разъяснениями), составленный в 653 г.

 Кодекс династии  Сун 963 г. - "Сун син тун" ("Собрание  уголовных законов династии СУН") почти полностью копирует кодекс  Тан. Пир династии Сун стали издаваться сборники императорских указов ("чин").

 Особую группу законов  при Тан и Сун составляли  административные статусы - "лин", устанавливавшие социальные нормы,  а также регулировавшие деятельность  администрации. Имея силу закона "лины" отличались от уголовных законов "люй" тем, что носили характер предписаний, предусматривающих наказания за их нарушения.

 Отдельную группу  составляли законы, именовавшиеся  "гэ" (правила). При Тан "гэ" составляли сборника указов, дополнявшие  кодекс, при Сун - специальные правила, определявшие штат чинов, размеры наград, сроки отпусков по случаю ношения чиновниками траура и т.п. А законы группы "ши" были посвящены правилам ритуального поведения. При династии Сун на первое место в качестве источника права выходят императорские указы ("чи") и из своды ("ши лэй").

 Хотя "люй" обычно  именуют уголовными законами, это  название следует считать условным, ибо "люй" - это и уголовные,  и гражданское, и административное, и процессуарное право; это  свод писанных законов.

 В 1261 г. монголы разработали уложение, в основу которого были положены нормы китайского права.

 В конце XIV в.  был составлен свод законов  династии Мин; се законы в  нем были сгруппированы в шесть  разделов по числу ведомств  центрального управления.

 В 1646 г. создается уложение династии Цин, в которое в последующем вносились различные изменения.

Уголовное право.

Субъектом преступления мог быть только человек. Объектом преступления могли быть как или человек, или  вещь.

Говоря о субъективной стороне, необходимо отметить, что китайское право различало преднамеренные преступления ("гу и") и преступления, совершенные по ошибке ("ши"), без умысла; по небрежности, неосторожности ("гоши"). При этом в Китае было распространено объективное вменение и принцип коллективной ответственности.

Старое китайское право  особо выделяло те преступные деяния, которые охватывались понятием десяти зол ("ши э"): 1. Заговор о мятеже против государя; 2. Великое непокорство, бунт; 3. Заговор, измена; 4. Неподчинение, непокорство; 5. Несправедливость, порочность преступления, противоречащего естественному порядку вещей; 6. Выражение великого неподчинения; 7. Выражение сыновей неподчительности, неподчтения к родителям; 8. Несогласие, разногласия; 9. Несправедливость, неправедность; 10. Кровосмесительные половые связи.

Применение наказаний  в средневековом Китае приравнивалось к карательному походу против врага. Наказание имело своей целью  устрашить потенциальных преступников. Китайские юристы считали, что наказание  способно и перевоспитать. При применении наказания учитывались возраст и физическое состояние лица, совершившего преступление. Так, если лицо в возрасте 90 лет и старше и 7 лет и младше совершали преступление, наказуемое смертной казнью, они смертной казни не подлежали. Лица в возрасте 70 лет и старше, 15 лет и младше во всех случаях совершения ими преступлений, наказуемых ссылкой и менее строгими мерами наказания, имели право на откуп от наказания. Женщины в возрасте 60 лет и старше не наказывались ссылкой с дополнительными каторжными работами. Дочери, жена и наложницы преступника, осужденного за антигосударственное преступление в возрасте 15 лет и младше, 60 лет и старше, если они подлежали ссылке, имели право откупиться от наказания.

Что касается больных, физически  неполноценных, то инвалиды I-й группы (тяжелобольные, лишенные двух конечностей, слепые на оба глаза) в случае совершения ими преступления, наказуемого смертной казнью, имели право на подачу прошения на величайшее имя о смягчении наказания. Инвалиды II-й группы (слабоумные, немые, лилипуты; лица, имеющие переломы позвоночника; лица, лишенные одной конечности) имели право на откуп от наказания во всех случаях, если их преступления могли быть наказаны ссылкой ими менее суровыми мерами наказания.

Как общее правило  закон устанавливал: если преступление было совершено, когда данное лицо не считалось престарелым или инвалидов, а было раскрыто тогда, когда оно уже стало престарелым или инвалидом, оно осуждалось в соответствии с законом о престарелых и инвалидах. Соответственно, если кто-то совершал преступление, будучи несовершеннолетним, а оно было раскрыто тогда, когда лицо уже стало совершеннолетним, его судили как несовершеннолетнего.

На меру наказания  влияла социальная принадлежность обвиняемого. Важнейшей из социальных привилегий были "бы и" - "восемь правил" применения мер наказания к лицам высокого социального статуса. Они не подлежали суду на общих основаниях за преступления, караемые смертной казнью.

Первыми среди этих лиц  были родственники императора, в том  числе и самые отдаленные.

Одной из особенностей применения наказаний в средневековом Китае  было наличие двух видов коллективной ответственности "юаньцзо" и "ляньцзо".

Коллективная ответственность "юаньцзо" предполагала ответственность  родственников преступников, осужденных за антигосударственные преступления. Родственники считались виновными в том, что не смогли предотвратить преступление. В XVII - XIX вв. часто казнили даже учителя преступника, вменяя ему вину за упущение в обучении ученика.

Обычно под действие принципа общесемейной ответственности попадали близкие родственник преступника, живущие с ним одной семьей, его жена и дети. От наказания освобождались лишь дочь, вышедшая замуж; сын, отданный в усыновление в другую семью; и член семьи, ставший монахом.

Вторым видом коллективной ответственности была общеслужебная ответственность "ляньцзо", наказание сослуживцев чиновника, совершившего проступок по службе.

Чиновник, совершивший  преступление или допустивший ошибку, считался главарем, а остальные - пособниками. Всегда привлекались к ответственности начальник административного органа и подчиненный ему чиновник, непосредственно совершивший проступок.

 

 

 

45/46. ИСТОЧНИКИ ЯПОНСКОГО ПРАВА

Японское феодальное право развивалось под силь-

ным влиянием китайского. Для раннесредневекового

права Японии характерно повсеместное распростра-

нение норм обычного права, которые действовали

в общинах или  в складывающихся сословных группах.

Первые записи правовых норм в Конституции Сето-

ку-Тайси 604 г. носили характер наставлений, мораль-

ных заветов правителей своим чиновникам.

Введение надельной  системы в VII в., строгое де-

ление общества на ранги привело к появлению  за-

конодательных документов, получивших название

«кодекс». Кодексы содержали нормы, регулирую-

щие поземельные  отношения, обязанности и при-

вилегии различных  групп и представителей титуло-

ванного и ранжированного чиновничества, нормы

уголовного и  административного права, хотя между

ними четкие различия провести было очень трудно.

Первым кодексом был кодекс «Тайхо ре». В нем

отсутствовало деление права на частное и публичное.

Вещные, брачно-семейные, наследственные отноше-

ния приобретают  публично-правовой характер, регу-

лируются нормами  уголовного и административного

права. Широко было представлено текущее нормот-

ворчество императора в виде указов и постановлений.

Указы имели более самостоятельный характер, а по-

становления издавались в развитие администрати-

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"