Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной
40. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
ВИЗАНТИИ
Общественно-политический строй Византии имел
свои специфические черты. Процесс разложения ра-
бовладельческих порядков шел в Византии медленно.
Господствующий класс Византии IV-VII вв. был
неоднороден. Экономические и социальные пози-
ции занимали сенаторские круги и земельная
аристократия. Экономической основой их господ-
ства была крупная частная собственность на зем-
лю рабовладельческого типа. Высокое место в со-
циальной структуре византийского общества
занимала городская муниципальная верхушка круп-
ных городов Империи, особенно столицы - Кон-
стантинополя.
Рабы, находясь на самой низкой ступени общест-
венного развития, входили в отношения социальной
лестницы. К различным категориям свободных от-
носились прежде всего свободные крестьяне-зем-
левладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного
крестьянства - основная специфическая черта об-
щественного строя Византии.
Свободные крестьяне жили соседскими община-
ми и обладали правом частной собственности на
землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать
и несли разного рода тяжелые имущественные
и личные повинности. Широко использовалась в Ви-
зантии этого периода позднеримская форма экс-
плуатации крестьян - колонат.
В X—XI вв. социальное положение византийских
рабов несколько улучшается. Пресекается обраще-
ние свободных в рабство. В XI—XII вв. усилилась тен-
денция к стиранию граней между рабами и другими
категориями эксплуатируемых классов Византии.
Только к X в. возобладала тенденция к формиро-
^ванию феодальной
Византийское государство IV—VI
ло основные ч^рты государственного строя поздней
Римской империи. Во главе государства стоял им-
ператор, наследник власти римских цезарей. Он
обладал всей полнотой законодательной, судебной
и исполнительной власти и являлся верховным по-
кровителем и защитником христианской церкви.
Византийская православная церковь играла огром-
ную роль в укреплении авторитета императора.
Именно Церковь разработала и освятила официаль-
ную доктрину божественного происхождения импера-
торской власти и проповедовала единение государства
и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию)
с явным приоритетом светской власти.
Ранневизантийская церковь была прямо подчине-
на императору. Власть византийского императора
в IV—VII вв. не была произвольной. При всей широте
полномочий императора она умерялась необходи-
мостью следовать «общим законам» Империи и осо-
бенно отсутствием принципа наследственности пре-
стола. Новый византийский император избирался
сенатом, «народом Константинополя» и армией.
Византийские императоры должны были нередко
делать ставку в своей политике на одну из город-
ских партий («голубые» и «зеленые»).
Другим фактором, сдерживающим самовластие
императора, являлось наличие особого государствен-
ного органа византийской аристократии - констан-
тинопольского сената. Его влияние обеспечивалось
самим составом сената, включавшим практически
всю правящую верхушку господствующего класса
^!/ Византии.
С VIII в. начинается новое укрепление центральной
власти Византии. Базой централизации и широкой за-
воевательной политики Византии в IX-X вв. послужила
стабилизация экономики на новой феодальной основе.
В VIII в. политические организации и учреждения,
ранее сдерживавшие всевластие византийского импе-
ратора, приходят в упадок или полностью ликвидиру-
ются. С IX в. даже номинальное провозглашение им-
ператора «народом Константинополя» прекращается.
Политическая роль константинопольского сената,
упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на
не! императорским указом конца IX в., лишившим се-
нат права участия в законодательстве Империи.
Единственной крупной политической силой в Ви-
зантийском государстве остается православная
(греческая) церковь. Ее авторитет и влияние в об-
ществе повышаются. Она являлась единственным
сдерживающим фактором во времена политической
нестабильности, Византийская церковь предприни-
мала попытки подняться выше светской власти.
Император сохранил право выбирать патриарха из
трех кандидатов, рекомендованных церковными иерар-
хами, и низлагать неугодного патриарха. Но императо-
ры практически не пользовались данным правом.
После периода политических потрясений наступило
относительное спокойствие. Укрепление основ импера-
торской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменени-
ем ее атрибутов. За византийскими императорами окон-
чательно утверждаются греческие титулы василевса
(царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал
законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся
верховным судьей и командующим армией и флотом.
Начиная с IX столетия выборность императора сме-
няется его переходом по наследству (принцип леги-
тимности).
ванной на труде зависимого крестьянства от земель-
ных собственников при сохранении контроля со сто-
роны государства.
Медленный характер развития феодальных отноше-
ний определил специфику социального состава гос-
подствующего класса византийского общества на вто-
ром этапе его развития. Эта сила долгое время не
была консолидирована и не складывалась в замкну-
тые сословия. Наследственная вассально-сеньо-
риальная система начинает складываться в Визан-
тии только к XI—XII вв. Незавершенность развития
феодального сеньориального строя обусловила от-
носительную слабость византийской землевладель-
ческой знати. Ведущее место в структуре господствую-
щего класса Византии принадлежало столичной знати
и высшему чиновничеству Империи, соперничающим
с военно-землевладельческой провинциальной
знатью.
На протяжении данного исторического периода
сохранялись многочисленные различия в правовом
положении отдельных слоев подданных. В Византии
формирование класса зависимого крестьянства за-
тягивалось из-за сохранения пережитков рабовла-
дельческого строя.
Крестьяне эксплуатировались главным образом
в централизованной форме посредством государ-
ственной налоговой системы.
Крупные землевладельцы и военная знать (динаты -
«сильные») захватывают крестьянские земли, подчи-
няют себе сельские общины, добиваются нового при-
крепления крестьян к земле. С XI—XII вв. идет неук-
лонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.
С этого времени основная фигура в византийской
деревне - феодально зависимый парик. Парики не
имели права собственности на землю и были обя-
заны выплачивать господину ренту в натуральной
и денежной формах, а также в форме отработки.
Население страны было пестрым в национальном
составе. По подсчетам историков, его численность
достигала 30-35 млн человек.
41.Византийское право, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.
На ранних этапах развития государства сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на
себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых
обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям.
Императорское законодательство в качестве основного источника права.
Первым официальный свод законов - Кодекс императора
Феодосия, в который
вошли все императорские
В 4-6вв. - высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы. Византийские юристы адаптировали
римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов.
Дод руководством юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация до XI в. оставалась важнейшим источником действующего права
В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного
права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.
42. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
Социальные отношения в Аравии в VI-VII вв. были
очень сложными. На большей части страны не были
изжиты первобытно-общинные отношения, ярко прояв-
лявшиеся в родовой связи членов общества, кровной
мести, общем владении землей и т. д. В то же время
общество находилось на стадии разложения кровнород-
ственной общины.
Основными производителями
риальных ценностей оставались свободные общинни-
ки. Крестьяне Аравии, жившие сельскими общинами,
и основная масса скотоводческих племен противились
установлению феодальных отношений.
В VI—VII вв. получает распространение учение, ко-
торое в религиозной форме провозглашало сосредо-
точение власти в руках родовой знати, признавало
формальное равенство свободных людей, связанных
новой религией (независимо от принадлежности к пле-
мени). Предлагался выход из социального кри-
зиса путем священной войны против неверных.
«Пророком» ислама стал Мухаммед. С превра-
щением ислама в господствующую религию Мухам-
мед сделался фактически главой всей Аравии.
С первой половины VII в. объединенная Аравия пе-
реходит к массовым завоеваниям. Арабы захваты-
вают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран,
распространяют свою власть на Северную Африку
и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.
Образуется огромная арабская держава, известная
под названием Арабского Халифата. Центром ее
становится город Багдад. На новые земли пересели-
лась значительная масса аравийского населения.
Политический строй, сохраняя черты рабовладель-
\/ ческого, стал
быстро приобретать черты
ма. Большая часть завоеванных земель была превра-
щена в государственную собственность. Сидевшие на
ней крестьяне платили поземельные подати как на-
следственные арендаторы. На новые земли пересе-
лилась значительная часть населения Аравии.
Государственное устройство Халифата пред-
ставляло собой централизованну
Халиф являлся духовным и светским главой госу-
дарства. Соединение в одном лице высшей светской
и духовной власти представляет важную особен-
ность монархии, придающую ей сложный характер
феодально-теократического государства.
Среди высших чиновников государства главную роль
имел визирь. Важное значение приобретают так на-
зываемые диваны. Во главе областей стояли назна-
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"