Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

                                        получении прямых улик преступления. Наличие косвенных улик не

                                        ведет за собой применение  допроса под пыткой. Для достаточных 

                                        улик необходимо два добрых  свидетеля.Окончательное осуждение 

                                        на уголовное наказание  должно происходить на основе собственного

                                        признания. Во внимание принимается  и записывается лишь то, что

                                        было сказано подозреваемым после  пытки.Виновный, который будет

                                        подвергнут уг.наказанию по приговору  суда, предупреждается за три 

                                        дня (чтобы было время подумать  о грехах).В случае  просьбы  истец 

                                        или ответчик могут иметь годатая в составе суда. Последний в силу

                                        своей присяги должен был   поддерживать справедливость. Окончате-

                                        льный приговор - в письменном  виде.

                                        Суд проходил с символическими актами устрашения, показательная

                                        жестокость - отрубание пальцев и  т.д. Часты были процессы над  ведь-

                                        мами: трактат  “Молот ведьм” - 1487 г.

 

 

 

 

40. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

ВИЗАНТИИ

Общественно-политический строй Византии имел

свои специфические  черты. Процесс разложения ра-

бовладельческих порядков шел в Византии медленно.

Господствующий  класс Византии IV-VII вв. был

неоднороден. Экономические  и социальные пози-

ции занимали сенаторские  круги и земельная

аристократия. Экономической  основой их господ-

ства была крупная  частная собственность на зем-

лю рабовладельческого типа. Высокое место в со-

циальной структуре византийского общества

занимала городская  муниципальная верхушка круп-

ных городов  Империи, особенно столицы - Кон-

стантинополя.

Рабы, находясь на самой низкой ступени общест-

венного развития, входили в отношения социальной

лестницы. К различным категориям свободных от-

носились прежде всего свободные крестьяне-зем-

левладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного

крестьянства - основная специфическая черта об-

щественного строя  Византии.

Свободные крестьяне  жили соседскими община-

ми и обладали правом частной собственности на

землю. Крестьяне  уплачивали поземельную подать

и несли разного  рода тяжелые имущественные

и личные повинности. Широко использовалась в Ви-

зантии этого  периода позднеримская форма  экс-

плуатации крестьян - колонат.

В X—XI вв. социальное положение византийских

рабов несколько  улучшается. Пресекается обраще-

ние свободных в рабство. В XI—XII вв. усилилась тен-

денция к стиранию граней между рабами и другими

категориями эксплуатируемых  классов Византии.

Только к X в. возобладала  тенденция к формиро-

^ванию феодальной сеньориальной  системы, осно-

Византийское государство IV—VII вв. унаследова-

ло основные ч^рты государственного строя поздней

Римской империи. Во главе  государства стоял им-

ператор, наследник  власти римских цезарей. Он

обладал всей полнотой законодательной, судебной

и исполнительной власти и являлся верховным по-

кровителем и  защитником христианской церкви.

Византийская  православная церковь играла огром-

ную роль в укреплении авторитета императора.

Именно Церковь разработала и освятила официаль-

ную доктрину божественного  происхождения импера-

торской власти и проповедовала единение государства

и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию)

с явным приоритетом  светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчине-

на императору. Власть византийского императора

в IV—VII вв. не была произвольной. При всей широте

полномочий императора она умерялась необходи-

мостью следовать  «общим законам» Империи и осо-

бенно отсутствием  принципа наследственности пре-

стола. Новый византийский император избирался

сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские  императоры должны были нередко

делать ставку в своей политике на одну из город-

ских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие

императора, являлось наличие особого государствен-

ного органа византийской аристократии - констан-

тинопольского сената. Его влияние обеспечивалось

самим составом сената, включавшим практически

всю правящую верхушку господствующего класса

^!/ Византии.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной

власти Византии. Базой централизации и широкой  за-

воевательной  политики Византии в IX-X вв. послужила

стабилизация  экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения,

ранее сдерживавшие всевластие византийского импе-

ратора, приходят в упадок или полностью ликвидиру-

ются. С IX в. даже номинальное провозглашение им-

ператора «народом Константинополя» прекращается.

Политическая  роль константинопольского сената,

упавшая еще  в конце VII в., окончательно сводится на

не! императорским  указом конца IX в., лишившим се-

нат права участия  в законодательстве Империи.

Единственной  крупной политической силой в  Ви-

зантийском государстве  остается православная

(греческая) церковь.  Ее авторитет и влияние в об-

ществе повышаются. Она являлась единственным

сдерживающим фактором во времена политической

нестабильности, Византийская церковь предприни-

мала попытки подняться  выше светской власти.

Император сохранил право  выбирать патриарха из

трех кандидатов, рекомендованных церковными иерар-

хами, и низлагать неугодного патриарха. Но императо-

ры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило

относительное спокойствие. Укрепление основ импера-

торской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменени-

ем ее атрибутов. За византийскими  императорами окон-

чательно утверждаются греческие  титулы василевса

(царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал

законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся

верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сме-

няется его переходом  по наследству (принцип леги-

тимности).

ванной на труде зависимого крестьянства от земель-

ных собственников при  сохранении контроля со сто-

роны государства.

Медленный характер развития феодальных отноше-

ний определил специфику  социального состава гос-

подствующего класса византийского  общества на вто-

ром этапе его развития. Эта сила долгое время не

была консолидирована  и не складывалась в замкну-

тые сословия. Наследственная вассально-сеньо-

риальная  система начинает складываться в Визан-

тии только к XI—XII вв. Незавершенность развития

феодального сеньориального строя обусловила от-

носительную слабость византийской землевладель-

ческой знати. Ведущее место в структуре господствую-

щего класса Византии принадлежало столичной знати

и высшему чиновничеству  Империи, соперничающим

с военно-землевладельческой провинциальной

знатью.

На протяжении данного исторического периода

сохранялись многочисленные различия в правовом

положении отдельных  слоев подданных. В Византии

формирование  класса зависимого крестьянства за-

тягивалось из-за сохранения пережитков рабовла-

дельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались  главным образом

в централизованной форме посредством государ-

ственной налоговой  системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты -

«сильные») захватывают  крестьянские земли, подчи-

няют себе сельские общины, добиваются нового при-

крепления крестьян к земле. С XI—XII вв. идет неук-

лонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени  основная фигура в византийской

деревне - феодально  зависимый парик. Парики не

имели права  собственности на землю и были обя-

заны выплачивать  господину ренту в натуральной

и денежной формах, а также в форме отработки.

Население страны было пестрым в национальном

составе. По подсчетам  историков, его численность

достигала 30-35 млн  человек.

 

41.Византийское  право, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы.  Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности,  внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться  к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.

На ранних этапах развития государства сложилась  своеобразная правовая система, которая  выросла непосредственно из римского права,  но  испытала  на

себе  влияние  специфических переходных к феодализму отношений в обществе,  отличавшемся большой социальной  и этнической  пестротой.  Под  влиянием  времени  и чисто местных условий,  в  частности  разнообразных  правовых

обычаев, римские  правовые институты постепенно эволюционировали.  Но принципиальные основы римского  права  и правовой  культуры  не  были подорваны и не подверглись  коренным изменениям.

Императорское законодательство в качестве основного источника  права.

Первым официальный  свод законов - Кодекс императора

Феодосия, в который  вошли все императорские конституции  со времени правления Константина.                                        

В 4-6вв.  - высокий  уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы. Византийские юристы адаптировали

римское  право  применительно  к новым потребностям общества,  внося при этом изменения  и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов.

Дод руководством юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация до XI в. оставалась важнейшим  источником действующего права

В это же время  в Византии был принят ряд новых  императорских  законов,  где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы  обычного

права.  Таким  образом  проявилась  одна из характерных  тенденций развития  византийской  правовой  системы,  а именно  стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.

 

42. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

Социальные отношения  в Аравии в VI-VII вв. были

очень сложными. На большей части страны не были

изжиты первобытно-общинные отношения, ярко прояв-

лявшиеся в  родовой связи членов общества, кровной

мести, общем  владении землей и т. д. В то же время

общество находилось на стадии разложения кровнород-

ственной общины. Основными производителями мате-

риальных ценностей  оставались свободные общинни-

ки. Крестьяне  Аравии, жившие сельскими общинами,

и основная масса  скотоводческих племен противились

установлению  феодальных отношений.

В VI—VII вв. получает распространение учение, ко-

торое в религиозной  форме провозглашало сосредо-

точение власти в руках родовой знати, признавало

формальное равенство свободных людей, связанных

новой религией (независимо от принадлежности к пле-

мени). Предлагался выход из социального кри-

зиса  путем священной войны против неверных.

«Пророком» ислама стал Мухаммед. С превра-

щением ислама в господствующую религию Мухам-

мед сделался фактически главой всей Аравии.

С первой половины VII в. объединенная Аравия пе-

реходит к массовым завоеваниям. Арабы захваты-

вают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран,

распространяют  свою власть на Северную Африку

и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.

Образуется огромная арабская держава, известная

под названием Арабского Халифата. Центром ее

становится город  Багдад. На новые земли пересели-

лась значительная масса аравийского населения.

Политический  строй, сохраняя черты рабовладель-

\/ ческого, стал  быстро приобретать черты феодал  из-

ма. Большая часть  завоеванных земель была превра-

щена в государственную  собственность. Сидевшие на

ней крестьяне  платили поземельные подати как  на-

следственные  арендаторы. На новые земли пересе-

лилась значительная часть населения Аравии.

Государственное устройство Халифата пред-

ставляло собой централизованную монархию.*

Халиф являлся духовным и светским главой госу-

дарства. Соединение в одном лице высшей светской

и духовной власти представляет важную особен-

ность монархии, придающую ей сложный характер

феодально-теократического  государства.

Среди высших чиновников государства главную роль

имел визирь. Важное значение приобретают так  на-

зываемые диваны. Во главе областей стояли назна-

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"