Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной
Основной административной единицей являлось графство. Пограничные графства носили наименование марок, и стоявшие во главе графы назывались маркграфами. Каждые два графства составляли епископство; епископы помимо церковных дел должны были следить за поведением графов.
Ежегодно территория государства делилась королем на ревизионные округа, в которых направлялись государевы посланцы (одно светское и одно духовное лицо), принимавшие присягу от населения на верность монарху, обнародовавшие королевские приказы, наблюдавшие за их исполнением, за управлением королевскими поместьями, за правильностью отправления правосудия, за поведением духовенства; привлекавшие к ответственности должностных лиц, в том числе графов, с правом их смещения и отмены вынесенных ими решений.
Империя Карла Великого
оказалась непрочной. Она была временным
соединением разных народностей, в
ней отсутствовали прочные
Уже в те годы единая империя существовала лишь de iure. Причина ее распада коренится в самой природе феодализма. Претенденты на корону императора вели между собой ожесточенную борьбу. Именно в этот период римские папы обосновали претензию о превосходстве церковной власти над светской.
После длительных междоусобных войн и интриг три брата, внуки Карла Великого, в 843 г. съехались в Вердене и подписали трактат о разделе империи на три самостоятельные части. Восточная часть франкского государства перешла к Людвигу Немецкому, западная (будущая Франция) - Карлу Лысому. Среднефранкское королевство северной Лотарингии - коридор между землями этих братьев - и Северная Италия достались Лотарю. За ним же некоторое время признавался номинальный титул императора. Верденский договор 843 г. положил начало самостоятельному существованию трех европейских государств: Франции, Германии и Италии.
25-.РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX.
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ
Важное значение в истории Франции имело цар-
ствование Людовика IX.
В середине XIII столетия Людовик IX (Святой)
проводит важные реформы, цель которых - ослабле-
ние полновластия вассалов короля: судебную, военную.
Судебная реформа предусматривала создание
верховной судебной палаты, которую назвали «пар-
ламентом». Служащими парламента стали главным
образом профессиональные юристы (легисты), люди
незнатного происхождения. Введенные новые пра-
вила судопроизводства ставили королевскую юсти-
цию на более высокий уровень в сравнении с юсти-
цией сеньориальной. Судебные поединки (ордалии)
в королевском суде были запрещены. На пригово-
ры и решения низших судов допускалась апелляция
к суду парламента. Было отменено старинное пра-
вило, согласно которому недовольная приговором
сторона могла вызвать на поединок самого судью.
Военная реформа установила «40 дней коро-
ля». В течение 40 дней после ссоры сеньоры могли
требовать королевского суда. Обнажать оружие до
истечения срока им запрещалось. Данная мера была
дисциплинирующей: гордые и заносчивые феодалы
по незначительному поводу могли развязать меж-
доусобную войну и королевская казна опять недо-
считалась бы налогов, так как война в Средние века
была делом дорогостоящим.
В период сословно-представительной монар-
хии во Франции большая часть городов находилась
на земле феодальных сеньоров, поэтому управле-
ние городами и суд находились в ведении сеньора
VI/ или его агентов, В казну сеньора поступали налоги
и сборы, большей частью произвольные, которые
должны были платить города.
Натуральные повинности крестьян переводятся в де-
нежные. Не расставаясь с прямым насилием, с внеш-
неэкономическим принуждением, феодал одновремен-
но задумывается над средствами экономического
стимулирования крестьянина. Так возникают ценз и вы.
Цензива - новая форма крестьянского феодаль-
ного землевладения. Обрабатывающие цензиву
крестьяне могли по своей воле переходить с места
на место (в том числе уходить в город). Цензива сво-
бодно могла передаваться по наследству, ее можно
было продать, но с тем условием, что новый хозяин
будет нести те же повинности. За цензиву уплачи-
вался твердый ежегодный денежный взнос (ценз).
Во времена феодальной раздробленности монар-
хи неохотно прибегали к созыву широких представи-
тельных собраний дворянства и духовенства. Монарх
же нередко превращался в пленника этих собраний.
Сами сословия стремились к обсуждению полити-
ки. Во Франции возникло такое представительное
учреждение, как Генеральные штаты. Получив
именное приглашение короля, графы, герцоги и выс-
шие служители церкви являлись в собрание лично или
присылали своих уполномоченных. Остальные дво-
ряне были представлены выборными депутатами.
Третье сословие было представлено городским пат-
рициатом. В одних случаях это были выборные лица,
в других - назначенные королевскими чиновниками.
Каждое из трех сословий по утвержденному королем
регламенту заседало и голосовало отдельно от дру-
гих. Оно имело один голос (из трех). Сходство инте-
ресов дворянства и духовенства обеспечивало им пре-
обладание. Крестьяне не были представлены, так как
они не входили в состав феодальной лестницы.
Высшим слоем французского феодального класса
являлись герцоги и графы, бывшие вассалами са-
мого короля. С распадом Франции на уделы они сде-
лались независимыми господами в своих землях.
Ниже их - вассалы второй ступени - «бароны». Они
«держали» свои земли от герцогов и графов. Еще
ниже были мелкие дворяне - рыцари. Вассал обя-
зан был в пользу сеньора ежегодной военной служ-
бой, участием в суде и совете сеньора и денежной
помощью в некоторых особых случаях (например,
когда сеньор оказывался в плену и нужно было его
выкупить). Вассальные отношения закреплялись пра-
вилом: «Вассал моего вассала - не мой вассал».
Феодально зависимое крестьянство Франции
делилось на две основные группы: серверов и вил-
ланов.
Положение серверов и их повинности не были
точно определены и могли изменяться по произво-
лу помещика. Их можно было продать с землей и без
земли. Всякий раз, продавая что-нибудь, сервер
спрашивал разрешения господина. Сначала сервы
подразделялись на поземельные и личные. Среди
поземельных повинностей выделяются барщина
и талья - особый налог, размер которого не был
точно установлен. Существовали также и многочис-
ленные подати натурой - зерном и скотом. Личные
повинности: обязанность за особую плату молоть
зерно на господской мельнице, продавать только на
господском рынке и т. д.
Положение вилланов было строго регламентиро-
вано. Они платили поземельную ренту - чинш. По-
мимо нее, существовали еще шампар и талья.
Шампар представлял собой подать из части уро-
жая. Все эти повинности были более или менее
определенными. Барщина виллана не превышала
обычно 10 дней в году. От многих личных повинно-
стей он был свободен.
сферой своей деятельности. В то время она созда-
вала серьезный противовес государству и вынуж-
дала его постоянно идти на компромиссы.
В это же время развернулась острая политическая
борьба римского престола за отмену духовной ин-
веституры, т. е. права светской власти утверждать
выборы высших церковных лиц (епископов, абба-
тов) и вручать им символы духовной власти (коль-
цо и посох). В борьбе с европейскими монархами
за политическое влияние римские папы прибегали
и к таким сильнодействующим средствам, как на-
ложение интердикта, т. е. запрета совершать
богослужение и религиозные обряды в пределах
указанного государства, и даже к прямому отлуче-
нию от Церкви «провинившегося» монарха. Самой
радикальной мерой было предание монарха ана-
феме.
Средневековые города также сыграли свою
роль в формировании политического и правового CNJ
сознания в Западной Европе. История средневеко- СМ
вых городов - это борьба городского населения как
за личную свободу и иные вольности и привилегии,
так и за политическое самоуправление, а в ряде
случаев - и за экономическую автономию. Учиты-
вая быстрорастущий экономический и политический
потенциал городов, европейские монархи, особен-
но в XI—XIII вв., искали у них политическую поддерж-
ку и финансовую помощь. Интересы короля и горо-
дов во многом совпадали. Король хотел единства
страны и ограничения власти вассалов. Того же хо-
тели города. Политическая автономия городов
в Средние века
достигалась разными
от вооруженной борьбы до простой покупки права
самоуправления. Наибольшую степень политической
автономии в
средневековом государстве
родские общины, приобретавшие статус коммуны,
т. е. абсолютного суверенитета.
26. Сословно-представительная монархия во Франции.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер.
На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, было еще одно серьезное политическое препятствие - римско-католическая церковь. К концу XIII - началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д.
Королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но она сталкивалась с мощным сопротивлением феодальной олигархии, кот. не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от поддержки, получаемой от феодальных сословий. К началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия.
27. Абсолютная монархия во Франции. Реформы Ришелье и Кольбера.
Становление абсолютизма в 16 в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли. Усиление королевской власти. Верховная политическая власть всецело переходит к королю. Для этого было необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.
Важную роль в становлении абсолютизма сыграл кардинал Ришелье. В течение почти 20 лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII, фактически безраздельно управлял страной. Реформы: • расширение компетенции назначенных из чиновников, стоявших во главе провинций. В руки "интендантов" были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами, руководство местной полицией; • отменил дуэли; • объединил территорию Фр.; • урезал права парламента; • реорганизация армии; • развит промышленности и торговли.
28. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ФРАНЦИИ.
СБОРНИК ПРАВА КУТЮМЫ БОВЕЗИ
Для классического феодального права характерно наличие множества источников. Основным источником феодального права Франции на всем протяжении его истории были кутюмы т.е. обычаи.
Длительное время кутюмы не были записаны и судьи выделяли их содержание, опрашивали наиболее уважаемых представителей местного населения. При этом право носило партикулярный характер, т.е. в каждом регионе и даже небольшой местности существовали свои обычаи. В XV в. по указанию короля обычаи были записаны, изданы 60 сборников «больших кутюмов» и приблизительно 30 сборников «малых кутюмов». Эти сборники сохранили свое действие вплоть до конца ХVIII в. Кутюмы, как источник права преобладал в северной части Франции, которую называли страной обычного права, тогда как на юге Франции преобладали потомки местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права». Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецензии римского права.
По мере усиления королевской власти стала повышаться роль такого источника права, как акты короля. В период сословно-представительной монархии эти акты издавались королем совместно с генеральными штатами, тогда как в теории абсолютизма король издавал акты единолично (ордонансы, эдикты, капитулярии…).
На систему институтов французского феодального права непосредственное влияние оказал сословный строй. Так, выделялось особое каноническое право, которое определяло правовой статус духовенства и регулировало им брачные и некоторые иные отношения. Источниками канонического права выступала библия, акты римского папы и церковных соборов. Также выделялось особое городское право, которое выделяло статус горожан, купеческих объединений, цехов и т.д. Источниками городского права выступали обычаи городов, а также городского самоуправления.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"