Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

В Законах Ману рассматриваются  также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

  • формы вины;
  • рецидив;
  • соучастие;
  • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании  в то время пережитков старины  свидетельствует сохранение следующих понятий:

  • принцип талиона ("мера за меру");
  • ордалии (суд богов);
  • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

  • государственные преступления;
  • преступления против собственности;
  • преступления против личности;
  • преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности  и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают  также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения. Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

• смертная казнь в  различных вариантах (посажение  на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

• для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

• штрафы;

• изгнание;                                     

• тюремное заключение.

6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер.

Для рассмотрения исков  Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку  варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

 

 

10.Государственное устройство Афин

1. Общие положения.

2. Народное собрание.

3. Совет пятисот.

4. Органы исполнительной власти.

5. Органы судебной власти.

По своей  сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой  хорошо продуманную, тщательно разработанную  политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись:

  • Народное собрание;
  • Совет пятисот;
  • гелиэя;
  • коллегия стратегов;
  • коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие  двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости  от их имущественного положения и  рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но

ему запрещалось в  своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).       Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет  обновлялся, так как повторное  избрание гражданина было возможным  лишь через несколько лет и  только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал  и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал  исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из

своей среды путем  жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного  собрания.

По истечении срока  полномочий члены Совета давали народу отчет.

 

4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5.  Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

 

 

РЕФОРМЫ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: СОЛОНА, КЛИСФЕНА,

ЭФИАЛЬТА, ПЕРИКЛА

Афинский аристократ Солон своими реформами

запретил долговое рабство для граждан и вернул

очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах

могли стать  только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала

имущественный ценз и была направлена на уничто-

жение наследственных привилегий знати, замену

привилегий происхождения привилегиями богат-

ства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин

могли участвовать  в управлении государством.

Солон закрепил деление граждан на четыре

разряда по имущественному признаку. Самые бо-

гатые были причислены к первому разряду. Просто

богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан

получали право  замещения всех важнейших постов

в государственном  аппарате, но архонтами и каз-

начеями могли  становиться лишь представители

первого разряда. Третий разряд составили гражда-

не среднего достатка. Все прочие - феты - были

зачислены в  один четвертый и последний разряд.

По предложению  Солона высшим органом власти

было афинское Народное собрание. Оно было

самым высоким  органом власти и получало самые

широкие полномочия: принимало законы, решало

законы о войне и мире, заключало или расторгало

договоры с  другими полисами, избирало должност-

ных лиц и  проверяло их работу. В Собрании каж-

дый имел право  высказаться и каждый вопрос тща-

тельно обсуждался. Были созданы два новых органа:

совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд

присяжных.

Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние

на Народное собрание и прямо ограничивал  власть

ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным

органом одновременно. В народном собрании участ-

вовали все  разряды свободного населения.

В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен иниции-

рует реформы, которыми были ликвидированы

старые  племена. Взамен родоплеменному делению

граждан было введено  их территориальное разделе-

ние. Аттика была разделена на 10 территориальных

фил, каждая их которых включала три находящиеся

в разных местах территории (тритии) - городскую,

прибрежную и  земледельческую.

Клисфену принадлежит  изобретение остракизма

(изгнание из  государства как мера превентивного

наказания к  лицам, которых считали опасными

в политическом плане).

В новых филах  граждане были перемешаны таким

образом, что  преобладание сосредоточилось в  ру-

ках горожан-ремесленников, купцов. Землевладель-

ческая «равнина»  была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наимень-

шие районы - емы. Их было около ста.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него

стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от

каждой новой  филы.

 

11. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Афинах возникла политическая традиция, преду-

сматривающая  разработанную процедуру принятия

законов Народным собранием, что было заложено

реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.

Основным источником афинского права в пе-

риод расцвета демократии был религиозный обы-

чай. Его строгое  соблюдение признавалось непре-

менным элементом демократии.

Древнейшей  систематизацией афинского права  счи-

таются законы Драконта, относящиеся к VII в. до

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"