Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
Тема 21. Государство Японии в Новейшее время
1. Япония между двумя мировыми войнами.
2. Японское государство после второй мировой войны. Конституция Японии 1947 г.
1. Япония между двумя мировыми войнами
Конституция Японии 1889 г. создала правовое поле, на котором в XX в. зарождались новые элементы демократизма и авторитаризма, проводилась прогрессивная и реакционная политика, приведшая к фашизации государственного строя Японии в рамках Основного закона. Например, в связи с постепенным падением веса в японском обществе аристократии и возвышением финансово-промышленной буржуазии встал вопрос об увеличении ее представительства в парламенте.
Избирательные реформы 1919 и 1925
гг. привели к понижению
Одновременно с проведением дан
Новые законы были направлены против рабочего и демократического движения (о принудительном арбитраже в трудовых конфликтах, об охране порядка полицией на предприятиях во время стачки и др.).
В 1925 г. был принят закон
об охране общественного
В конце XIX в. был взят курс на создание японской колониальной империи военным путем. Ее составными частями в разное время стали Формоза (Тайвань) с 1895 г. в результате японо-китайской войны, Южный Сахалин с 1907 г., в итоге поражения России в войне с Японией, Корея с 1910 г., после аннексии ее японской императорской армией. Управление в колониях принадлежало японским генерал-губернаторам, назначавшим премьер-министров с согласия императора. Губернаторам принадлежала вся полнота гражданской и военной власти в колониях. Некоторые особенности управления имели место в Корее. Власть корейского императора и правительства сохранялась, но она носила номинальный характер и находилась под контролем японского генерал-губернатора, при котором функционировала коллегия из 70 японских и корейских советников. В провинциях, уездах и волостях были организованы "представительные" органы при японской администрации. Право избирать и быть избранным в эти "собрания" имели мужчины 25 лет, уплачивающие ежегодный налог в 5 иен и проживающие в данной местности более 1 года.
В 1929г. Японию потряс экономический
кризис. Ухудшение внутреннего положени
"Новая политическая структура"
В 1940 г. на пост министра - президента был назначен принц Коноэ - сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и крупных монополий. Посты министров путей сообщений, торговли и промышленности, финансов захватили представители концернов Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, объявившие о создании "Новой политической структуры" (НПС).
Все легальные политические партии были распущены. Взамен создана полуобщественная, полугосударственная организация - "Ассоциация помощи трону" (АПМ), низовые ячейки которой охватили всю страну. АПТ возглавлялась министром - президентом, а в основных своих подразделениях - представителями военной и гражданской бюрократии. В состав АПТ вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов создаются "Общества служения отечеству через производство", возглавляемые назначенными правительством должностными лицами.
Стачки и забастовки были объявлены государственными преступлениями; на предприятиях введен 13-15 часовой рабочий день; запрещено требовать повышения зарплаты; рассмотрение конфликтов между рабочими и капиталистами перешло в компетенцию арбитражной секции "особой полиции".
Наиболее важным звеном "Новой политической структуры" стали так называемые "соседские общины". Каждая объединяла 10-12 семей. Соседские общины входили в "ассоциации улицы" или поселка. Через эти органы соседскими общинами руководила Ассоциация помощи трону. Слежка и доносительство были нормами поведения в общинах.
"Новая политическая
структура" была дополнена
"Новой экономической структуро
2. Японское
государство после второй
Конституция Японии 1947 г.
Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующие государственно-правовое развитие страны. В 1945г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Макартуром. Состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, финансирующих военно-политический режим.
В 1946 г. законом об аграрной реформе упраздняется крупное, т.е. помещичье, землевладение. Отныне его максимальный размер не должен был превышать 9 гектаров обрабатываемой сельскохозяйственной земли. Остальная земля покупалась государством и продавалась крестьянам. Для предотвращения спекуляции землей предусматривались меры, пресекающие ее продажу.
Преобразования в
Были демократизированы основы
трудового и социального
Меры первых послевоенных лет привели не только к ликвидации "Новой экономической" и "Новой политической" структур, но и к упразднению в Японии всех пережитков феодализма, преобразованию ее общественно-экономического строя на либерально-демократической основе.
Конституция 1947 г. Конституция 1947 г. была разработана американской администрацией и вступила в действие в 1947 г. Устанавливалась либерально-демократическая парламентская монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме. Роль императора в государстве радикально изменилась. Конституция отвела ему роль английского монарха - "царствовать, но не управлять", олицетворяя историческую преемственность в развитии государства, незыблемость его основ. Император рассматривается как "символ государства и единства народа". "Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть" (с. I).
Правомочия императора существенно ограничивались. Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок и конституций, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний.
Все другие действия императора,
относящиеся к делам
Парламенту вручается законодательная власть. Он состоит - из Палаты представителей и Палаты советников. Первая избирается на 4 года, вторая - на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.
Установлен следующий порядок принятия законов: проект обсуждается в палатах, и после принятия его обеими палатами становится законом.
Принятый палатой
Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников приняла по бюджету решение, отличное от палаты представителей, и соглашение между палатами не достигнуто, то решение палаты представителей становится решением парламента.
Только палата представителей наделена компетенцией вынесения решения о недоверии (или доверии) премьер-министру.
Каждая палата получила право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов.
В обеих палатах действует постоя
Парламентские сессии могут быть очередными, внеочередными и специальными. Очередная сессия собирается раз в год на 150 дней. Основной вопрос на ней - утверждение бюджета.
В 1946г. был принят новый избирательный закон. Право голоса получили женщины, был снижен на 5 лет возрастной ценз. Исполнительная власть в стране осуществляется кабинетом министров. Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов и затем уже номинально назначается императором.
Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета и в определении его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранять их от должности.
Конституция закрепила принцип гражданского правительства. В послевоенном кабинете отсутствуют должности военного и военно-морского министров и министра внутренних дел. Однако начальник Управления национальной обороны является министром без портфеля. Часть функций довоенного и МВД выполняет министерство по делам местного самоуправления, но оно не руководит полицией, которая является самостоятельным ведомством.
Японский кабинет министров в полном составе несет ответственность перед палатой представителей.
Кабинет министров формирует
Либерально-демократическая
Судебные органы в Японии - это организационно-самостоятельная система. Министерство юстиции ими не руководит. В стране действует суды четырех уровней:
1. Верховный суд - это
высшая судебная инстанция и
высший орган управления судебн
2. Высшие суды являются, главным образом аппеляционной инстанцией.
3. Местные суды. К их
юрисдикции относятся все
Семейные суды рассматривают материалы на несовершеннолетних правонарушителей, разбирают семейные дела и осуществляют посредничество в примирительных комиссиях. В порядке уголовного судопроизводства рассматривают дела взрослых правонарушителей, нарушающих законодательство о несовершеннолетних.
Первичные суды. К их юрисдикции относятся:
а) преступления, за которые предусмотрен штраф, в виде альтернативного наказания;
б) преступления, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа и ниже;
в) кражи, присвоения, укрывательство краденого, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет.
Система органов прокуратуры также строится по четырехуровневой схеме:
1. Генеральная прокуратура;
2. Высшие прокуратуры;
3. Местные прокуратуры;
4. Участковые прокуратуры.
Органы прокуратуры входят в систему министерства юстиции, но они не наделены правом руководства прокурорами в расследовании. Министр юстиции может давать указания по конкретным делам лишь генеральному прокурору, которые последний может опротестовать.
В Японии прокуратура - это единственный орган, наделенный правом возбуждения уголовного преследования. Прокуратура осуществляет руководство и надзор за следственной работой полиции и самостоятельно проводит расследование по наиболее серьезным делам (о коррупции, преступлениях корпорации, крупным политическим делам). В функции прокуратуры также входят поддержание обвинения в суде и осуществления надзора за исполнением приговора.