Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
Тема 8. Средневековое государство и право Англии
1. Англосаксонская
раннефеодальная монархия в
2. Сеньориальная монархия в Англии XI-XII вв.
3. Сословно-представительная монархия в Англии XIII-XV вв.
4. Абсолютная монархия в Англии XVI – XVII вв.
5. Право средневековой Англии.
1. Англосаксонская
раннефеодальная монархия в
Становление и развитие феодального государства в Англии связано с англосаксонским и нормандским завоеванием Британии. После ухода с острова в V в. римских легионеров началось массовое вторжение с континента германских племен англов, саксов и готов, вытеснивших кельтское население в северную и западную части острова (Шотландию и Уэльс). В VII в. англосаксы образовали семь раннефеодальных королевств – Кент, Уэссекс, Сасекс и др., а в начале IX в. – Королевство Уэссекс подчинило себе все остальные. Было создано единое англосаксонское государство – Англия.
В 1066 году Англия была завоевана герцогом северо-французской провинции Нормандии Вильгельмом Завоевателем (1027-1087 г.г.). Он провозгласил себя королем завоеванной страны. Англосаксонская знать, противившаяся завоевателям, была полностью истреблена, а земли у 4000 англосаксонских лордов были отобраны. Четвертая часть их была передана церкви, одну пятую часть король забрал себе, а оставшиеся были поделены между знатными французскими боронами. Каждый барон получил семь частей земли, расположенной черезполосно среди владений других баронов. Все феодалы были объявлены непосредственными вассалами короля.
Основными этапами в развитии английского феодального государства являются:
1) англосаксонская раннефеодальная монархия (IX-XI вв.);
2) сеньориальная монархия (XI-XII вв.);
3) сословно-представительная монархия (XIII-XV вв.);
4) абсолютная монархия (конец XV – середина XVII вв.).
Государственный строй. Завоевание Британии способствовало перерождению у англосаксов органов племенной демократии в государственные. В VII-VIII в.в. происходило постепенное возвышение королевской власти не только над рядовым свободным населением, но и над родовой знатью.
В IX-X вв. положение королевской власти упрочилось. Основываясь на праве верховой собственности на землю, короли присвоили монопольное право на чеканку монеты, пошлину, получение натуральных поставок со всего свободного населения. Постепенная концентрация в IX-X в.в. политической власти в руках отдельных феодалов происходила в ограниченных масштабах, под контролем королевской власти.
Вместе с усилением королевской власти двор постепенно превратился в центр управления страной, а бывшие дружинники – в должностных лиц государства. Среди высших королевских чиновников особую роль стали играть королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией. Место народного собрания занял витанагемот (совет витанов, «мудрых»), состоявший из представителей феодальной знати. В состав витанагемота входили король или королева, дети короля мужского пола, епископы, крупные феодалы, а с IX в. – королевские таны (дружинники короля). В компетенцию витанагемота включались вопросы войны и мира, назначение на различные должности, утверждение налогов, принятие законов и др. Наиболее постоянной его функцией являлось участие в рассмотрении королем судебных дел.
Местное управление. Одной из особенностей государственного развития феодальной Англии являлось сочетание сильной королевской власти, централизованного местного управления с сохранением органов общинного самоуправления. Основной территориальной единицей у англосаксонов стали графства, в которые входили сотни. Во главе графства стоял элдормен, назначаемый королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве вооруженными силами графства. Одновременно в управление графством и сотней все больше возрастает роль личного представителя интересов короля – герефы. Подобно графу у франков он мог быть управляющим определенного округа, города. Свои функции элдормен и герефа осуществляли в собраниях графства и сотни. Графские и сотенные собрания включали всех свободных землевладельцев округа, а также старост общин, священников, выборных сотенных старшин. Собрания сохраняли свое значение как судебные и отчасти административные органы.
Низшей территориальной единицей у англосаксов была сельская община. Собрания, в которых принимало участие все взрослое мужское население общины, решали хозяйственные вопросы, разбирали мелкие уголовные дела и гражданские споры. В полицейских целях общины были разбиты на десяти дворки, жители которых несли коллективную ответственность за преступления, совершенные в пределах их территорий.
Суд. Высшим судом государства был суд короля. Он рассматривал дела о государственной измене, а также споры по поводу земельных владений. Собрания графства под председательством элдормена рассматривали все уголовные и гражданские дела на территории графства, кроме тех, которые относились к исключительной компетенции суда короля. Кроме того, эти собрания рассматривали жалобы на судебные решения сотен. Постепенно в суде графства, как и в суде сотни, выделялась коллегия из двенадцати «старших тэнов», напоминающих рахинбургов у франков.
2. Сеньориальная монархия в Англии XI-XII вв.
Реформы Генриха II. Преобладающим направлением развития английского государства со времени нормандского завоевания продолжала оставаться государственная централизация. Английское государство этого периода представляло собой особую форму
сеньориальной монархии, которая отличалась относительной централизацией и в которой король являлся сюзереном всех феодалов и крупнейшим землевладельцем страны. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подчиненных были одновременно правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам. Они регламентировались в значительной мере феодальным обычаем, хотя уже начинали перерастать его рамки. Следствием этого были непрекращающиеся в XI-XII в.в. мятежи баронов, обвиняющих корону в злоупотреблении своими сеньориальными правами. В течение всего XII в. короли вынуждены были даровать баронам и церкви хартии вольностей, обязывающие королевскую власть руководствоваться феодальным обычаем, соблюдать автономию церкви. Однако во второй половине XII в. в связи с социально- экономическими изменениями в Англии все более начинают усиливаться общегосударственные начала в управлении. Активизация этого процесса связана в основном с реформами Генриха II (1154-1189 г.г.) – судебной, военной, с реорганизацией управления и финансов.
Реформы Генриха II были направлены на укрепление королевской власти и ослабление политических позиций крупных светских феодалов и церкви. Со времени нормандского завоевания власть английских феодалов-иммунистов в отношении средних и зажиточных фригольдеров, рыцарей уже была ограничена центральной властью. Королевская власть стремилась теперь ограничить еще сохранившиеся за иммунистами права в области суда и административного управления.
В области судебной большой новацией стало введение разъездных судей (вначале двух, затем десятков судей в рамках шести округов) и введение специальной процедуры расследования по земельным искам и связанными с этим правонарушениями (Большая ассиза 1166 г., Нортгемптонская ассиза 1176 г. и др.).
В компетенцию судов включались почти все уголовные преступления и подавляющее большинство гражданских споров, связанных с землей.
Судебные объезды проводились в каждом графстве один раз в семь лет. При этом разбирались все иски, подсудные короне, проводились аресты преступников и расследования злоупотреблений местных судов и чиновников. Для расследования по земельным искам и преступлениям в королевских судах Генрихом II была учреждена специальная процедура. Такие расследования должны были проводиться разъездными судьями или шерифами с помощью присяжных - двенадцати рыцарей или других полноправных граждан, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Разъездные суды превратились в эффективное средство контроля над местным управлением со стороны центральных органов, содействовали образованию в Англии единой судебной системы.
Военная реформа содействовала замене традиционной личной военной повинности выплатой «щитовых» денег, введению общего налога на движимое имущество (Ассиза о вооружении 1181 г.). Административные преобразования затронули несколько областей. В составе королевских курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (финансовое управление), ведомство канцлера, ведомство высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права), произошло обособление Суда общих тяжб от Суда королевской скамьи.
Следующее направление перемен составило утверждение шерифов главами королевской администрации в графствах, наделение их высшими судебными, военными, а также финансовыми и полицейскими полномочиями на территории графства (Кларендонская ассиза 1166 г.).
В борьбе с политической автономией церкви и усиливающейся независимостью церковного землевладения Генрих II издал в 1164 г. Кларендонские конституции (Кларендонские ассизы). По ним король признавался верховным апелляционным судьей по делам, рассмотренным церковными судами. Без его согласия ни светские феодалы, ни чиновники короля не могли быть отлучены от церкви, а замещение вакантных высших духовных должностей должно было производиться в результате выборов с согласия короля. Кларендонские конституции были призваны сыграть большую роль в укреплении королевской власти. Но под сильным давлением духовенства Генрих II отступил и отказался от ряда их положений.
Местное управление. После нормандского завоевания сохранилось деление страны на графства, сотни и общины. Главой местной королевской администрации в графствах стали шерифы. Они обладали высшей судебной, военной, финансовой и полицейской властью на территории графства. Свои судебные и административные функции шерифы осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями сотен и графств. Эти учреждения постепенно утрачивали самостоятельность и все более превращались в орудие центрального представительства и его опору на местах.
3. Сословно-представительная монархия в Англии XIII-XV вв.
К началу XIII в. в
Англии складываются объективные предпосылки
для перехода к новой форме
феодального государства –
Основными вехами борьбы с политикой королевской власти в XIII в. являются конфликт 1215 г., закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 г.г.
Великая хартия вольностей 1215 г. была принята в результате выступления баронов
при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного (1198-1216 гг.). Король Ионн Безземельный вызвал недовольство у своих подданных тем, что по своему произволу и неоднократно прибегал к различным поборам. Общий перечень его злоупотреблений к моменту подписания Хартии выглядел следующим образом: король взимал чрезмерные платежи и субсидии таким способом и под такими предлогами, которые не были ни одобрены обычаем, ни установлены законами; без судебного разбирательства король мог конфисковать поместье своего вассала; он произвольно забирал дела из баронских судов, передавал их в ведение своих судей; король ввязался в войну с Францией из-за спора по вопросам претолонаследия со своим племянником Артуром; он вошел в конфликт с папой римским.
Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремятся ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. (ст. 2-11 и др.). Так, ст. 2 Хартии ставила определенные суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ст. 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросах – взиманию «щитовых денег».
Великая Хартия отразила соотношение социально-политических сил Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс короля и баронов. Руководящая роль баронства в борьбе с королем, однако, не означала того, что оно имело прочные политические позиции. Напротив, борьба за Хартию показала их дальнейшее ослабление. Бароны вынуждены были искать союза с рыцарством и даже нефеодальными элементами. Кроме того, и это очень важно, их олигархическая программа уже не предусматривала децентрализации государства. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление некоторых прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.
Из политических институтов, предусмотренных «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался «парламентом». Однако такой «парламент» не был ни сословным, ни представительным учреждением.
Более сложным и важным по своим политическим результатам был конфликт 1258-
1267 гг. В 1258 г.
на Совете в Оксфорде
Раскол в стране оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 г. де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265 г.) В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.