Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
Тема 9. Государство и право Византии
1. Средневековое государство в Византии.
2. Право Византии.
Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий). Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 году.
В своем развитии Византийское государство прошло три этапа.
Первый этап (IV – VII вв.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.
Второй этап
– с конца VII до конца XII вв. – был
периодом формирования феодальных порядков.
В это время государство приобр
На третьем
этапе (XII – XV вв.) происходит углубление
политического кризиса византий
Общественный строй. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Господствующий класс в IV – VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы Константинополя.
Свободные крестьяне-землевладельцы жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Широко использовались в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. Крестьяне также уплачивали поземельную подать и несли разного рода имущественные и личные повинности в пользу государства.
Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и «приписных». Они
арендовали
землю у крупных
На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение резко отличалось от положения различных категорий свободных.
В конце VI – первой половине VII вв. в ходе острейшего политического и социального кризиса общественный строй Византии претерпел серьезные изменения. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде.
Только в X в.
возобладала тенденция к
На втором этапе господствующий класс состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Наследственная вассально- синьориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только в XI – XII в. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. И на втором этапе сохранились многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. По-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Податные крестьяне, сидевшие на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.
С XI – XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Они были прикреплены к земле вплоть до XIII – XIV вв. Низшее положение, как и ранее, занимали рабы.
В X – XI вв. их положение
несколько улучшается. Они получают
право заключать церковный
В XI – XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.
Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе его стоял император, наследник власти римских царей. Он обладал полнотой всей законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Император назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей, командующим армией и флотом.
Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин.
Во-первых, наличием многих крупных городских центров – наследников римской эпохи – и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями. Во-вторых, особой остротой классовой борьбы.
В-третьих, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.
Власть Византийского императора, однако, не была произвольной. Он избирался
сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в решении этого вопроса
постепенно падала.
Важным фактором политической жизни государства было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – «голубые» и «зеленые» – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV – VI вв. роль димов в политической жизни была весьма значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.
Другим фактором,
сдерживающим самовластие императоров,
являлось наличие особого государственно
С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго
определило пути развития византийской государственности. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.
В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.
Единственной крупной политической силой в Византийском государстве оставалась православная (греческая) церковь. В общественно-политической жизни возросла роль
главы церкви, константинопольского патриарха. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешивались в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «постановление на царство», стало с VII в. венчание императора патриархом в храме Святой Софии. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.
По мере развития феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые сеньориально-вассальные отношения. Начиная с X в. самодержавец нередко вынужден был заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными – динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.
Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата как центрального, так и местного. В его основе лежала строгая иерархия. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). В X в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов.
Центральное управление империи сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора.
Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата.
Местное управление. Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными.
Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.
В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая , фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.
2. Право Византии
Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило одну из сильных сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуры других народов средневекового мира оно может сравниваться с византийской архитектурой и искусством.
Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г.). Тем самым в Византии практически утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.
В IV – VI вв. в Византии складываются
самостоятельные юридические
В этом своде в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Указанные тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и «вульгаризации» римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого грековосточного) права.
Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отображение в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.