Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы раскрыть более подробно механизм государства, чтобы ответить на поставленные вопросы.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Понятие и назначение механизма государства
1.1.Структура государственного механизма . . . . . . . . . . . . . . . . .
Российской Федерации
2 Принципы организации и деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
механизма государства
3 Понятие и виды органов государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая механизм гос.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит: 39 страниц, 15 источников

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ, ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

 

Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается  в управлении. Управление обществом  есть процесс организованного воздействия  на различные стороны жизнедеятельности  человека: экономическую, социальную, культурную и иные. Его целью является создание максимально благоприятных  условий для удовлетворения потребностей отдельно взятого человека и эффективного функционирования общества в целом. Управляющее воздействие осуществляется как государственными, так и негосударственными органами политического, экономического, культурного характера, например политическими  партиями, политическими лидерами, профессиональными объединениями, творческими союзами и так  далее. Посредством правотворческой деятельности (в лице законодательных органов) государство издает властные предписания (нормы права), носящие общеобязательный характер; с помощью исполнительно-распорядительной деятельности органов управления (исполнительной власти) осуществляется реализация этих предписаний; а через правоохранительную деятельность судов, прокуратуры, милиции, спецслужб обеспечивается соблюдение правовых норм.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

1 Понятие и назначение механизма государства

7

1.1.Структура государственного  механизма   . . . . . . . . . . . . . . . . .

Российской Федерации

14

2 Принципы организации и деятельность   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

механизма государства

23

3 Понятие и виды органов государства  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32

Заключение

36

Библиографический список

38


 

ВВЕДЕНИЕ

 
         Практическая способность государства оказывать управляющее воздействие на общество и складывающиеся в нем отношения реализуется благодаря наличию у него разветвленной и функционально связанной системы специальных органов и организаций, выступающих, по сути, материальным воплощением, проводником государственной власти вовне. Для обозначения этой системы обычно используют понятие «механизм государства». Без указанного механизма невозможно осуществить компетенцию государства, так как, несмотря на несходство режима и политики различных государств, любая степень «проникновения» их в общественные отношения возможна только через функционирование специальной системы органов и должностных лиц, позволяющей организованно реализовать задачи и функции государства.

Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства. Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается в управлении.

Управление обществом есть процесс  организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности  человека: экономическую, социальную, культурную и иные. Его целью является создание максимально благоприятных  условий для удовлетворения потребностей отдельно взятого человека и эффективного функционирования общества в целом. Управляющее воздействие осуществляется как государственными, так и негосударственными органами политического, экономического, культурного характера, например политическими  партиями, политическими лидерами, профессиональными объединениями, творческими союзами и т. д.

Однако наибольшим организационным  потенциалом управленческого воздействия, способным оказать влияние практически  на все сферы общества, обладает государство благодаря наличию  системы специальных органов  учреждений и предприятий, а также  особого слоя людей,

профессионально занятых  деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Вместе взятые - органы государства, а также занятые  в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции  государства и составляют его  механизм. Благодаря ему государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.

Актуальность данной темы заключается в том, что  того, насколько разумно организована деятельность государственных органов и учреждений, насколько эффективно их взаимодействие, зависит способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы, удовлетворять насущные потребности населения. Особенностью этих органов является то, что их деятельность носит властный характер и опирается на возможность легитимного насилия. Посредством правотворческой деятельности (в лице законодательных органов) государство издает властные предписания (нормы права), носящие общеобязательный характер; с помощью исполнительно-распорядительной деятельности органов управления (исполнительной власти) осуществляется реализация этих предписаний; а через правоохранительную деятельность судов, прокуратуры, милиции, спецслужб обеспечивается соблюдение правовых норм.

Однако при ближайшем  рассмотрении не все государственные  учреждения, предприятия, организации, реализующие задачи и функции  государства, наделены властными полномочиями. Будут ли входить в механизм государства, например, государственные образовательные  учреждения (школы, техникумы, колледжи, вузы), осуществляющие культурно-образовательную  функцию, но не обладающие возможностью властного воздействия?  Или, например, в демократическом государстве  политическая власть реализуется самим  народом непосредственно на плебисцитах, референдумах, выборах. Будет ли форма  непосредственного волеизъявления народа являться составной частью механизма  государства?

В данной работе мне хотелось бы раскрыть более подробно механизм государства, чтобы ответить на поставленные вопросы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

 

В научной литературе встречаются  и иные термины, применяемые для  обозначения того же государственного явления, значение которых призвано выделить тот или иной аспект существующей системы государственной организации. Так, например, сторонники марксистского учения использовали понятие «государственная машина», подчеркивая, таким образом, способность государства к принуждению, другие авторы говорили о «структуре государства» и т. д. Особое внимание следует обратить на соотношение часто встречающихся в литературе понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Некоторые ученые (М. И. Байтин, В. И. Новоселов, В. Н. Хропанюк и др.) считают их синонимами. В то же время широко распространена и иная точка зрения, согласно которой рассматриваемые категории не следует определять как идентичные. В этом случае понятие «механизм государства» оценивается как более широкое, чем понятие «государственный аппарат» (М. И. Абдулаев, С. А. Комаров, В. В. Копейчиков и др.). 

В последнем случае механизм государства включает в себя всю систему государственных организаций, то есть организованных государством коллективов людей, обеспечивающих политическое руководство и осуществление функций Российского государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства, в зависимости от существа стоящих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и прочих, делятся на органы государства, государственные предприятия и учреждения. К первой группе государственных организаций относятся структуры, осуществляющие властную, организационно-регулятивную деятельность. Их основным назначением является осуществление государственного руководства как социальными институтами и отношениями вообще, так и подчиненными им государственными предприятиями и учреждениями (оперативное управление). Для этого органы государства наделены специальными государственно-властными полномочиями по руководству, которые находят свое выражение в их компетенции. 

Государственные предприятия  и государственные учреждения —  это такие государственные структуры, которые, находясь в сфере оперативного руководства государственных органов, практически осуществляют функции Российского государства в сфере производственной деятельности (предприятия) или деятельности, непосредственно не связанной с созданием материальных ценностей, а направленной на оказание услуг населению в сфере науки, культуры, образования и т. д. (учреждения). Например, РАО ЕЭС России или какой-либо из вузов МВД России не являются органами государства. Это государственные организации (первое — предприятие, второй — учреждение), которые под руководством государственных органов (соответствующих министерств и ведомств) непосредственно реализуют в своей деятельности (первое — в сфере материального производства, второй — в сфере образования и научной деятельности) соответствующие функции Российского государства. Особые роль и значение государственных органов, как государственных организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции государственную власть и выполняющих функции государственного руководства в обществе, обусловливают их особое место в механизме государства. Именно органы государства в своей совокупности и составляют государственный аппарат в собственном смысле слова. 

Таким образом, имеются два  хотя и связанных между собой, но различных и самостоятельных  понятия: понятие механизма государства  как совокупности всех государственных  организаций и понятие государственного аппарата, объединяющее собой одни лишь государственные органы. В то же время нельзя не заметить, что экономические и политические преобразования последних лет все более и более стирают грань между рассматриваемыми понятиями. Процессы приватизации, развития институтов гражданского общества и местного самоуправления привели к существенному уменьшению доли государственного участия в управлении производственными предприятиями и учреждениями социально-культурного назначения по сравнению с советским периодом истории. Государство стремительно освобождается от непосредственного участия в отправлении хозяйственной деятельности и все более сосредотачивается на ведении управленческой, властно-распорядительной деятельности. 

В результате охранительные, экономические, политические, социальные и иные функции и задачи выполнялись ранее и выполняются теперь не только государственными органами и организациями. Во всех этих сферах, наряду с государственными, действуют частные и общественные организации и объединения.

Исторически на ранних этапах своего развития государство практически  не вмешивалось в экономические  и духовные сферы жизни общества. Но постепенно государство усиливалось, крепло и брало под контроль всю жизнь общества. Наиболее характерно это было для абсолютных монархий. На раннекапиталистической стадии развития общества государство опять начинает вытесняться из экономической сферы. Теоретическое обоснование этот процесс получил в концепции «государство — ночной сторож», по которой государству отводилась роль охранника, сторожа, а не участника свободного рынка.

Со временем ситуация меняется и государство вновь начинает доминировать и вмешиваться во все  сферы жизни общества. В тоталитарных государствах их роль становится абсолютной. Оно охватывает своим воздействием все сферы, является монопольным  собственником и монопольным  производителем. Типичными представителями таких государств являются государства социалистического типа. В современных развитых обществах, инсинуированных в правовое и социальное государство, свободная частная инициатива и конкуренция сочетаются с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Участие в экономической деятельности для государства не является самоцелью, самодовлеющей функцией, а выступает средством для достижения социальных целей, для преодоления резких классовых различий и максимального развития творческих сил общества. 

В различных современных  государствах степень развития частной  инициативы и частной предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется национальной психологией, особенностями быта и многими другими факторами. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экономической, духовной и социальной областях, причем имеет место выраженная тенденция к расширению сфер их деятельности. Например, в традиционной для государственного внимания сфере правоохраны в настоящее время активно функционируют многочисленные негосударственные образования: частные детективные и охранные предприятия, объединения общественности по поддержанию общественного порядка и т. д. 

Понятие механизма государства  раскрывается через характерные  черты или признаки, позволяющие  отграничить его как от негосударственных  структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. К их числу следует отнести следующие.  
1. Механизм государства — это система государственных организаций, основанная на единстве принципов его формирования и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и других нормативных правовых актах. Механизм государства характеризуется сложной системой, отражающей роль, которую играют в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, предприятий и учреждений, их соотношение и взаимосвязи друг с другом и с населением. За счет структурных связей и отношений между государственными органами и иными государственными организациями достигается единство указанной системы, ее целостность и динамичность, способность выполнения широких функций, непосильных отдельным организациям. Связи и отношения носят различный характер и могут быть подразделены на правовые, этические, организационно-управленческие и иные. Заметим, что основной вид структурных связей государственной системы — это правовые связи и отношения. Нормы права регламентируют порядок образования государственных организаций, принципы их деятельности, компетенцию, основы взаимоотношений между собой и т. д. Основной закон — Конституция, образно говоря, представляет собой общую, принципиальную схему государственного механизма.  2. Значение структурных связей и отношений для механизма государства огромно. Без внутренних структурных связей и отношений государственные организации представляли бы собой неуправляемое скопление различных элементов, не согласованных между собой, что исключало бы возможность полноценного осуществления государственных функций. Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов и организаций. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных государственных структур. Функциявсегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция — это идея, вызывающая необходимость деятельности, ее на правление, в то время как государственная организация — это та объективная сила, которая воплощает данную идею и материализует ее. Государственная функция — это очень широкое направление деятельности, и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Поэтому функции государства в целом следует отличать от функций конкретных государственных организаций, обусловленных их компетенцией и спецификой деятельности. 3. Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками» (Ф. Энгельс), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Последние хотя и выполняют текущую государственную работу, но сами органами государства не являются. Их можно рассматривать как рабочий вспомогательный аппарат, который хотя и не обладает властной силой, но играет важнейшую роль в подготовке и реализации государственных решений. Так, органы науки и образования опираются на разветвленную сеть общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов, правоохранительные органы — учреждений обеспечения фактического принуждения, таких как учреждения исполнения наказания, подразделения полиции на местах и т.д. К рассмотренным «материальным придаткам» не относятся органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Они соотносятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.  4. Обязательным условием функционирования государственного механизма является соблюдение законности, предполагающей безусловное соблюдение и исполнение действующего законодательства представителями всех со ставных частей государственного механизма.  Приоритет при этом должны иметь Конституция, Федеральные Конституционные и текущие законы РФ. 

Информация о работе Механизм государства