Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы раскрыть более подробно механизм государства, чтобы ответить на поставленные вопросы.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Понятие и назначение механизма государства
1.1.Структура государственного механизма . . . . . . . . . . . . . . . . .
Российской Федерации
2 Принципы организации и деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
механизма государства
3 Понятие и виды органов государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая механизм гос.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

С точки зрения оптимальной  организации механизма современного государства и его эффективного функционирования важное значение имеют также такие организационные принципы, как субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоличных начал, экономичность, научная обоснованность и некоторые другие. 

Принципы субординации и координации являются необходимыми предпосылками эффективного функционирования механизма государства как единой системы. Принцип субординации предполагает соподчиненность нижестоящих органов и должностных лиц государства вышестоящим, их обязанность выполнять распоряжения последних и нести перед ними ответственность за качество и своевременность их исполнения. Координация является важным организационным  условием согласованного функционирования различных звеньев механизма государств, обеспечивая их взаимодействие при решении единых общегосударственных задач. Например, эффективное осуществление государством экономических реформ или мероприятий по охране окружающей среды, защите прав личности от преступных посягательств и т. д. требует, как правило, согласованного совместного участия всех органов государственной власти — и законодательной, и исполнительной, и судебной. 

Принцип сочетания коллегиальных и единоличных начал также имеет общее значение и проявляется как в органах, действующих по преимуществу на началах коллегиальности, так и характеризующихся единоначалием. Например, Правительство РФ действует как коллегиальный орган, но вместе

с тем ряд вопросов решаются председателем Правительства единолично. С другой стороны, скажем, Прокуратура РФ представляет собой пример государственного органа, деятельность которого строится на началах единоначалия. Однако и здесь есть элементы коллегиальности. Так, в частности, в органах прокуратуры действуют коллегии, которые являются совещательными органами и на основании их решений соответствующие прокуроры издают свои приказы. Сочетание указанных начал в деятельности механизма государства повышает его эффективность. Как известно, механизм государства содержится обществом за счет средств, которые поступают от граждан и организаций в виде налогов и иных сборов в государственный бюджет. По отношению к обществу указанный механизм занимает подчиненное, служебное положение, и существование в его структуре тех или иных органов оправдано лишь в той мере, в какой реально обусловлено потребностями общества. В противном случае механизм государства превращается в своеобразного иждивенца, паразитирующего за счет общества и ничего не дающего ему взамен. Такая ситуация имеет место, например, тогда, когда создаются государственные органы или вводятся новые государственные должности без ясного понимания их функций, когда различным органам государства поручается выполнять по сути одни и те же задачи и т. п. Во всех указанных и им подобных случаях игнорируется один из важных принципов организации и деятельности механизма государства: принцип экономичности государственной службы. 

Важное значение в современных условиях приобретает и принцип научности организации и деятельности механизма государства. В условиях постоянного усложнения стоящих перед государством задач реализация положений науки становится необходимым фактором повышения эффективности его деятельности. Данный принцип включает в качестве составляющих такие требования, как научная организация управленческого труда; использование научных методов при подготовке, формулировании и

принятии соответствующих  решений; научный подход в вопросах подбора, подготовки и расстановки управленческих кадров; внедрение передовых информационных и иных технологий; использование научного потенциала в выработке оптимальной структуры государственного аппарата, определении приоритетных направлений его деятельности и т. д. Таким образом, принципы механизма государства не только раскрывают сущностную сторону его организации, но и служат определяющим ориентиром повышения эффективности его деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВА

 

Выше уже было отмечено, что среди образующих государственный механизм организаций органы государства занимают особое место. Именно они несут на себе основное бремя по реализации политики государства, определяют его сущность, характеристики социальной и политической жизни. К числу наиболее существенных черт органов государства, которые присущи только им и не являются общими признаками для иных государственных и тем более негосударственных организаций, относятся следующие: 1) государственный орган действует на четкой правовой основе. Его компетенция (цели, задачи, функции, права, обязанности, формы и методы деятельности) закрепляются исключительно в нормативно-правовом порядке. При этом наиболее общие нормы, определяющие компетенцию государственного органа, содержатся в Конституции и законах РФ. Так, правовую основу деятельности прокуратуры Российской Федерации образуют Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г., основу деятельности органов внутренних дел — Конституция РФ и Закон  «О полиции» и т. д. В свою очередь, они могут быть конкретизированы в иных нормативных актах подзаконного характера, например, положениях об определенных государственных органах или иных близких по наименованию нормативных актах;

2) государственный орган  как структура, действующая в  пределах своей 
компетенции от имени государства, наделен властными полномочиями, то есть юридически закрепленными возможностями осуществлять  государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию; 3)государственный орган имеет определенную экономическую и организационную обособленность и самостоятельность, а также возможность использовать в своей деятельности потенциал соответствующих предприятий и учреждений, называемых «вещественными придатками»; 4)каждый государственный орган сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов.

Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных  функций государства; 

5) физическим воплощением  государственного органа являются  люди, из которых состоит данный  орган, — отдельное лицо или  их группа, коллектив. «Существование  государственной власти, — писал  К. Маркс, — находит свое  выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если  от влечься от этого ее физического  воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название»[1]. Следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие. Согласно положениям Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ,

признаются настоящим  Федеральным законом государственными служащими РФ (п. 2 ст. 3); 6)государственные органы, как правило, создаются под определенные функции,   обусловленные   целями   и   задачами   государства   в конкретно исторический момент времени, и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Поэтому система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей — с изменением функций государства, изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, могут подвергнуться изменениям содержание деятельности и внутренняя структура отдельных органов; 7) все государственные органы образуют иерархически построенную систему, то есть они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут осуществлять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Рассмотренные признаки в  своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это самостоятельная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных функций  государства. Учитывая существующее разнообразие общественных отношений, находящихся в сфере внимания государства, и, как следствие, множество государственных функций, следует отметить, что органы государства также весьма многочисленны и могут быть дифференцированы между собой по различным классификационным признакам: функциям, задачам, компетенции, структуре и т. д. Чаще всего органы государства классифицируют на основе принципа разделения властей на законодательные (Федеральное Собрание РФ), исполнительные (Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ) и судебные (Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). В зависимости от порядка образования государственные органы подразделяются на выборные (Государственная Дума, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министерства). По признаку территориального объема деятельности государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим органам власти в России относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию государства. Центральные органы составляют федеральные министерства, агентства и службы, осуществляющие свою деятельность хотя и на всей территории государства, но в пределах определенных сфер общественной жизни. А местные — главы регионов РФ и иные региональные органы власти — выполняют свои функции в пределах территории какого-либо субъекта РФ.  
В зависимости от внутренней организации и способа осуществления компетенции выделяют коллегиальные органы и единоначальные. Коллегиальные органы принимают решения большинством голосов, простым или квалифицированным (Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ). Единоначальные органы имеют место там, где решение принимается единолично руководителем (Президент РФ, Прокуратура РФ и др.). В федеративном государстве, каковым и является Российская Федерация, различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные) и органы субъектов Федерации. Статья 71 Конституции РФ дает ответ на вопрос, что находится в ведении Российской Федерации, ст. 72 — что подлежит совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; все остальное, согласно ст. 73 Конституции, входит в компетенцию субъектов РФ. 

По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют  постоянно, но их состав обновляется  через установленный срок (Президент, парламент), и бессрочные органы, когда  пребывание человека на данном посту  заранее не ограничено каким-либо сроком (министерства и ведомства). 

По времени функционирования выделяют постоянные и временные  органы государства. Постоянных органов  абсолютное большинство, поскольку  госаппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих особое значение. 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, можно отметить, что  механизм государства – это иерархическая  система государственных органов, учреждений, публичных служб и  корпораций (предприятий), государственных  должностных лиц, выполняющих функции  государства в сфере  публичного управления. Механизм государства –  это единая система органов, посредством  которых государство реализует  государственную власть. Составные  части механизма государства  выделяются в зависимости от решаемых им задач и объема властных полномочий. Таким образом, механизм государства  образуют государственные органы, объединенные в государственный аппарат. Они  располагают властными полномочиями публичного характера, т.е. их веления  обязательны для остальных государственных  органов и организаций всех форм собственности.

Наиболее важной частью механизма  государства является государственный  аппарат – система взаимосвязанных  государственных органов и входящих в их состав государственных должностных  лиц. Необходимость выделения государственного аппарата в составе государства  обусловлена публичным характером государственной власти.

Сам по себе государственный  орган – это структурная единица  государственного аппарата, характеризующаяся  юридической оформленностью, властными полномочиями, организационной хозяйственной самостоятельностью, состоящая из государственных служащих и располагающая материальными средствами для осуществления своих полномочий. Для образования государственного органа необходима

правовая основа, т.е. издание  специального нормативно-правового  акта. Государственный орган действует  от имени государства и имеет  право издавать обязательные к исполнению акты и вправе применять принуждение  в случаях и объеме, предусмотренными законодательством.

В  Конституции Российской Федерации закреплены принципы деятельности органов государственной власти: 1)приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) народовластие –  так как именно народ обладает правом наделять конкретные органы властью  и соответствующими полномочиями; 3)разделения властей – все органы государственной  власти делятся на законодательные  исполнительные и судебные; 4)федерализм – единство системы государственной  власти; 5)законность – обязательное соблюдение государственными органами всех законов и иных правовых актов; 6) светскость – взаимное невмешательство церкви и государства в дела друг друга. Система государственных органов динамична, так как она сильно подвержена процессам реформирования и преобразования. Качественные изменения в динамике роста различных видов отношений, постоянная оценка эффективности деятельности тех или иных органов, иные причины побуждают руководство страны к поиску наиболее целесообразных форм организации общества, что, в частности, выражается в образовании новых и ликвидации прежних органов, изменении внутренней структуры действующих органов.

В настоящее время в  России продолжается формирование правового  государства. И немаловажную роль в  этом процессе играет  слаженная  работа   государственных органов, всего механизма государства  в целом, основная цель которых  обеспечение  стабильного развития  в стране, соблюдение прав, свобод человека и  гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
1.Андреев А. В., Карасев А. Т. Представительная власть в субъектах   Российской Федерации: общее и особенное // Правоведение. — 2003. — №1 .

2.Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. — 2006. — № 3. 

3.Барнашев А. М. Теория  разделения властей: Становление,  развитие, применение. — Томск, 1988. 

4.Барсенков А. С., Корецкий В. А. Федеральное Собрание Российской Федерации—М., 2003. 

5.Гранкин И. В. Парламент России. — М., 1 999.  
6. Гребенченко С. Ф., Давыдов В. П. Разделение власти в России// Социально-гуманитарные знания. — 2003. —№ 5 

7. Исполнительная власть в Российской Федерации. — М., 2008. 

8. Конституция РФ

9. Косолапов М. Ф. Конституционный механизм взаимодействия законо-дательной и судебной власти в Российской Федерации // Правовая политика — 2002. — № 1. 

10. Нарутто С. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. — 1 999. — № 4.  

11. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Феде-рации конституционные основы организации и деятельности. — М., 2004.  
12. Черепанов В. А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. — 2003. - №9. 

[1] Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. Т. 6. С. 287.

[2] Подробнее о судах  РФ см ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ».

[3] См.: Федеральный закон  «О внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу отдельных положений законодательного  акта Российской Федерации в  связи с осуществлением мер  по совершенствованию государственного  управления в сфере защиты  и охраны Государственной границы  РФ» от 11 февраля 2005 г. // Российская газета. — 2005.

 

 


Информация о работе Механизм государства