Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы раскрыть более подробно механизм государства, чтобы ответить на поставленные вопросы.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Понятие и назначение механизма государства
1.1.Структура государственного механизма . . . . . . . . . . . . . . . . .
Российской Федерации
2 Принципы организации и деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
механизма государства
3 Понятие и виды органов государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая механизм гос.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

5. Государственный механизм действует на профессиональной и   возмездной основе. Это означает, что каждая государственная организация   представляет собой общность (коллектив) людей, осуществляющих свои функции постоянно и получающих за свой труд заработную плату.  6. Государственные организации и государственные служащие воздействуют на поведение людей, то есть формируют и поддерживают такие общественные отношения и с использованием таких методов, какие необходимы для 
выполнения государством стоящих перед ним целей и задач.  
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет сформулировать следующее определение механизма государства. Механизм государства — это основанная на единых принципах и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов и

организаций, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В период реформ, пик которых  пришелся на 90-е гг. прошлого века, система государственного управления была объектом активных преобразований, сопровождавшихся созданием совершенно нетрадиционных для России институтов политической инфраструктуры, острыми конфликтами, а иногда и прямым противостоянием как между органами власти, так и между властью и населением. В последнее время, как в общественном сознании, так и в среде политического руководства страны, все более отчетливо проявляется мнение, что только сильное российское государство, располагающее хорошо организованным, действенным, тесно связанным с населением механизмом, в состоянии обеспечить поступательную динамику в развитии нашего общества и организовать выполнение крупных задач общественного строительства. 

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила принципиально новую для нашего государства систему высших органов государственной власти. К их числу Основной закон Российского государства (ст. 11) относит Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России и высшие судебные органы. Необходимо отметить, что российские политические институты, несмотря на известную общность с зарубежными образцами в функциях, структуре и наименованиях, действуют в совершенно особом культурно-историческом и политико-правовом контексте, накладывающем свой отпечаток на политическую динамику.

Главным, системообразующим фактором, оказывающим определяющее влияние на структуру современного государственного

механизма России, является принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ. В соответствии с ним власть делится как по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную, так и по вертикали на федеральную, субъектов Федерации и власть органов местного самоуправления. Строго говоря, сама по себе единая государственная власть не делится между государственными органами. Ее осуществление связано с разделением определенных функций и полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти органы самостоятельны в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами властных функций. Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, то есть исходя из структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды органов, образующих механизм современного Российского государства. 

Президент РФ прямо не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти, хотя функционально, безусловно, тяготеет к исполнительной власти. Он является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, формирует Администрацию Президента РФ, активно участвует в формировании других органов государственной власти и т. д. Объем полномочий Президента ограничен Конституцией, а также его конституционной ответственностью — он может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании, выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В реализации функций Президента важное значение имеет такой недавно созданный орган, как Государственный Совет Российской Федерации. Он был образован Указом Президента от I сентября 2000 г. «О Государственном Совете РФ». В его состав входят Председатель и члены — на общественных началах. Председателем Совета является Президент, членами — руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

По своему статусу Государственный  Совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов

государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающиеся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета из семи его членов. Его состав определяется Президентом, причем ротация состава осуществляется один раз в полгода. В обеспечении осуществления Президентом его полномочий на всей территории России ответственная роль принадлежит полномочным представителям  Президента в федеральных округах. Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом, ему же он и подчинен. В задачи полномочного представителя Президента в федеральном округе в настоящее время входят организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти; контроля за исполнением решений федеральных органов; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе. Властными, административными полномочиями представитель не наделен.  
В числе органов обеспечивающих выполнение Президентом РФ его функции необходимо упомянуть также Совет Безопасности — совещательный орган, действующий на основе Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» и осуществляющий подготовку решений по вопросам безопасности  личности, общества и государства. Данный орган на основании п. «ж» ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет Президент РФ. В его состав по должности входят министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, юстиции и ряд руководителей иных министерств и ведомств РФ, большинство из которых принято называть «силовыми» структурами. 

Не умаляя значения иных ветвей власти, следует признать, что  первой среди  равных, несомненно, является законодательная власть. По Конституции ей отведено особое место, поскольку ее прерогативой является разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в «тройственном союзе» государственной власти Парламент как выразитель законодательной власти выступает в роли основополагающего органа, наделенного правом влиять на каждого из них.  
Современный Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом путем принятия законов, и осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной властии высших должностных лиц государства. 

Парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание — является постоянно действующим законодательным органом государственной власти. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом и является постоянно действующей палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. Другая палата — Совет Федерации — состоит из представителей каждого субъекта РФ. Он призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния.  Помимо законотворчества, значительное место в компетенции парламента занимает деятельность, связанная с формированием высших звеньев государственного аппарата. Совет Федерации назначает выборы Президента Российской Федерации и отрешает его от должности, назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает на должность и освобождает от нее Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Система органов законодательной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и положениями, установленными Федеральным законом от 22 сентября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Органы законодательной власти субъектов РФ могут иметь различные структуру, полномочия, порядок формирования, а также названия, отражающие национальную и историческую самобытность территорий.

Исполнительная власть. Органы данной ветви российской власти выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. В переходный период их система постоянно меняется по многим параметрам. Ведется поиск наиболее эффективной модели государственного управления. 

Исполнительная власть —  это государственная власть, которая  предполагает наличие особых звеньев государственного аппарата, деятельность которых направлена на реализацию общих норм, установленных субъектами законодательной власти в целях регулирования различных сторон общественной жизни. 

Согласно Конституции (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией. Правительство России призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. 

Правительство РФ — коллегиальный  орган. В его состав входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. 

Полномочия Правительства  закреплены в Конституции РФ и  Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве  Российской Федерации». Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, социального обеспечения, экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, реализует иные полномочия. Правительство РФ руководит работой и контролирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, образуемых на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят: 1) (федеральные министерства (например, Министерство внутренних дел, МЧС и др.) — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также координирующие в случаях, определенных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в лип сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ; 

2) федеральные службы (например, Служба внешней разведки РФ, Феде-ральная служба безопасности РФ и др.) — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, Государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы;  
3) федеральные агентства. Агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции за исключением функции по контролю и надзору. Агентство возглавляет руководитель федерального агентства. Согласно ст. 77 Конституции система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и с общими принципами, установленными вышеуказанным Федеральным законом от 22 сентября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительная власть в субъектах РФ может принадлежать различным по названию органам: областным или краевым администрациям, правительствам и т. д., которые могут возглавляться различными должностными лицами (президентами республик, губернаторами, главами администраций и т. д.).

Судебная власть — еще одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникающих в обществе споров, для наказания лиц, совершающих противоправные поступки. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Современная судебная система Российской Федерации образована на основе Федерального конституционного закона «О судебной системе в РФ» от 31 декабря 1996 г. и включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся три блока судов: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ. Конституционный суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает толкование ее норм. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.  Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода организации, содержащие в своем названии слово «суд», как-то: суды чести в Вооруженных Силах, товарищеские суды, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и т. п. — в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов. 

Информация о работе Механизм государства