Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма (аппарата) государства, его принципов организации и деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как понятие и назначение механизма (аппарата) государства, принципы его организации и деятельности, понятие и виды органов государства, а так же место органов внутренних дел в аппарате государства.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.80 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Существует такое определение  государства, как политико-территориальная  суверенная организация управления обществом, состоящая из особого  аппарата, обеспечивающего посредством  правовых предписаний первоначальные интересы господствующих классов, а  по мере сглаживания классовых противоречий осуществляет на правовой основе все  более широкие общесоциальные функции. Социальная сущность все того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда понятно, что сущностью государства является его роль, назначения в обществе. Поэтому здесь немаловажное значение приобретает понятие самого аппарата государства.

В начале 90-х годов ХХ века Республика Беларусь вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства и развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились и приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент государства, Парламент, Правительство, суды. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Актуальность данной темы курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный  государственный механизм (аппарат) в Республике Беларусь проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно  осознание обществом места и  роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий, а с выдвижением общегосударственной цели – создания правового государства, – этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание ученых и практиков.

Целью курсовой работы является  исследование механизма (аппарата)

государства, его принципов  организации и деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как понятие и  назначение механизма (аппарата) государства, принципы его организации и деятельности, понятие и виды органов государства, а так же место органов внутренних дел в аппарате государства.

Объектом исследования выступает  место органов внутренних дел  в аппарате государства.

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА

 

Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного аппарата или механизма государства. Понятия  «механизм государства» и «аппарат государства» часто отождествляются.

Одни ученые полагают, что термин «механизм» лишь оттесняет целостность аппарата, его нацеленность на деятельность, на достижение известного результата, другие считают, что под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие государственного механизма включаются также «материальные придатки» государственного аппарата, например, вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения, используя которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Существует и такая  позиция, в соответствии с которой  под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства  — те же органы, но в динамике. Характеризуя аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.11

В данном аспекте, при рассмотрении таких вопросов необходимо исходить из того, что аппарат государства – это реальная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть. Он является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальный каркас, из которого оно состоит. Аппарат государства представляет собой целостную, иерархическую систему государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Общими характерными признаками механизма государства является:

  1. Механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением — законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений;
  2. В качестве первичных элементов механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг другу. Обособление отдельных элементов механизма и превращение их в доминирующую силу влечет за собой кризис политической власти, который нередко испытывают государства;
  3. Наделяет каждый государственный орган властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он действует и как орган государства в целом;
  4. Для обеспечения властных велений государственные органы при необходимости имеют возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.); Призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан, поэтому сфера властных полномочий государственных органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью. 5

Говоря о том, каким  образом государственный аппарат  осуществляет управление обществом, необходимо отталкиваться от того, что сначала  происходит регуляция наиболее важных общественных отношений при помощи права, т.е. издаются нормативные акты, в которых содержатся нормы права. Все государственные органы и учреждения, их должностные лица, граждане и общественные объединения должны подчиняться нормам права, реализовывать их в своем правомерном поведении. Необходим также контроль за тем, чтобы эти правила не нарушались. В этой связи выделяют три основные формы деятельности государственных органов:

– правотворческая, которая направлена на разработку и издание нормативных правовых актов;

– правоисполнительная, как форма властной деятельности органов государства по реализации норм права;

– правоохранительная, т.е. форма правовой деятельности государства, обеспечивающая реализацию правовых норм.

Осуществляя функции государства, государственные органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний  государственной власти, так и  методы, предусматривающие применение средств правового воздействия, – вплоть до принуждения.

Таким образом, с помощью  механизма государства практически  осуществляется государственная власть, и выполняются задачи и функции государства.

Необходимо отметить и  тот факт, что между функциями  государства и его аппаратом  существует прямая и неразрывная  связь. Это обусловлено тем, что  аппарат государства создается  для выполнения его функций, причем последним принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены перестраивать свою деятельность с учетом изменений в его функциях. Так, например, если в государстве  берут верх функции, вытекающие из социальных или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы аппарата государства, как органы и учреждения насилия, принуждения. И, наоборот, в социальном государстве, где первостепенное значение имеет всемерная защита прав и свобод человека, деятельность всех органов государства, в том числе карательных, направлена, прежде всего, на реализацию этой функции.

ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АППАРАТА ГОСУДАРСТВА.

 

Механизм государства как система государственных органов, учреждений и организаций, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, в различные эпохи развития общества имел свои особенности и различную структуру. Это объясняется различными причинами, среди которых, социально–экономические и политические, национальный состав населения и территориальные размеры государства, геополитическое положение и климатические условия.

На ранних стадиях государственно – организованного общества державный механизм слабо развит, а его органы структурно не дифференцированы с учетом их компетенции. Недостаточное развитие государственного механизма при рабовладельческой и феодальной формациях связано с тем, что в них вся полнота власти находилась, как правило, у монарха – именно этот государственный орган был основным. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе входящего в компетенцию иных государственных органов. От него зависело также создание или упразднение того или другого государственного органа.5

Таким образом, вплоть до начального этапа развития буржуазного государства  основу его механизма составляли силовые ведомства, а также ведомства  финансов и иностранных дел.

Единый и целостный  механизм современного государства  сложен, имеет множество органов  и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы, которые находятся  в сложных отношениях субординации и координации. Так, одну подсистему механизма образуют высшие органы государства, подразделяемые на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Они, как правило, находятся в поле зрения населения страны, средств массовой информации, в отношении их формируется общественное мнение. Другую подсистему составляют органы правопорядка – суд, прокуратура, полиция, силовые структуры (армия, органы государственной безопасности, разведка и др.). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методом государственного принуждения.

Следовательно, при осуществлении  своих непосредственных властных функций  государственные органы находятся  в тесной взаимосвязи и соподчиненности. К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры.

Продвигаясь по пути социального  прогресса, человеческое общество создавало  такие механизмы государства, которые  в целом обеспечивали его наиболее эффективное функционирование. Вследствие изменений, происходивших в общественной жизни, возникали новые и отмирали устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества, что и засвидетельствовала всемирная история государства и права.

Структура механизма государства  – живой организм, изменчивый и разнообразный. Однако при любых изменениях главное содержание деятельности механизма государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни. Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые средства их реализации. Кардинальные изменения, происходящие в социально – экономической, политической и других сферах общественной жизни, требуют постоянного внесения существенных поправок в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства. В современных условиях к ним относятся.

В настоящее время в  современных конституционных государствах деятельность государственных органов строится на принципах гуманизма, демократизма, гласности, законности, национального равноправия, централизма, научного подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений, разделения властей. Рассмотрим содержание каждого принципа11.

  1. Принцип гуманизма. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. В переводе с латыни homo – это человек, humanus – человеческий, человечный. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на два момента. Во–первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое (например, построение коммунистического общества). Во –вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.

Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов – права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность.  Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного поведения. Государственность существует уже около пяти тысячелетий, в то время как принцип гуманизма начал последовательно проводиться в жизнь только после победы буржуазных революций. Сейчас это один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата, он закреплен в конституциях многих современных государств. В ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»9

  1. Принцип демократизма. В переводе с греческого «демократия» означает «народовластие». Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод.

Различают непосредственную и представительную демократию: непосредственная демократия предполагает участие каждого в принятии политических решений (ст. 35, 37, 38, 40 Конституции Республики Беларусь закреплены формы непосредственной демократии: голосование на выборах, на референдуме, участие в демонстрациях, собраниях, митингах, шествиях, пикетированиях, право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (так называемое право петиций), представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства.

Информация о работе Механизм государства