Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма (аппарата) государства, его принципов организации и деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как понятие и назначение механизма (аппарата) государства, принципы его организации и деятельности, понятие и виды органов государства, а так же место органов внутренних дел в аппарате государства.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.80 Кб (Скачать файл)

Принцип демократизма в общей  форме закреплен в части 1 ст. 3 Конституции Республики Беларусь и гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

  1. Принцип гласности. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, в ст. 34 Конституции Республики Беларусь записано: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав»9.

Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения  ущерба существенным интересам государства  или граждан.

Государственный аппарат в СССР долгое время функционировал в полусекретных условиях. Служебные документы, различные статистические данные были практически недоступны для населения, к тому же многое из известной информации сознательно искажалось. В 90-х гг. принцип гласности начал в большей или меньшей степени получать реальное воплощение в деятельности органов государства, в частности сокращены перечни сведений, относимых к государственной и служебной тайнам, во многих органах образованы специальные структурные подразделения, отвечающие за связь со средствами массовой информации (пресс-центры, пресс–службы).11

4. Принцип законности. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства» (ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь).9

5. Принцип национального равноправия. Доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще – не только о расовом или национальном, но и о равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований. В ст. 39 Конституции Республики Беларусь говорится: «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах».

6. Принцип централизма. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» – по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

7. Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность – это деятельность достаточно сложная и специфическая, что обусловлено современным уровнем развития человеческого общества, многообразием и сложностью общественных отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране настоящий принцип долгое время недооценивался. Для того чтобы быть назначенным на любую должность в государственном аппарате, требовалось наличие прежде всего определенных морально–политических качеств (в большинстве случаев необходимо было состоять в рядах КПСС), и только потом уже – сугубо профессиональных.10

 8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. И единоначальный и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие четкой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определенной политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

9. Принцип разделения властей. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Его теоретическое обоснование связано, прежде всего, с учеными Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, а практическое осуществление - с периодом буржуазных революций.

Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), ее распределение по различным органам, с тем чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную.10

Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента: распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью, а так же сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви власти будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.

Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов. Известен и является достаточно распространенным принципиально иной взгляд на рассматриваемую концепцию, в соответствии с которым разделение властей есть не что иное, как простое разделение труда. Существуют и иные модификации теории разделения властей. Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют следующим: суды действуют также на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы - это тоже органы исполнительной власти. Говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований.

Наиболее распространенные современные варианты – добавление к указанным трем властям четвертой власти.

Так, в конституциях различных  государств можно встретить упоминание о контрольной или о контрольно–надзорной власти, или же о соответствующих органах, не входящих в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти. В старой редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г. в разделе VI «Государственный контроль и надзор» речь шла о Конституционном Суде, Прокуратуре и Контрольной палате Республики Беларусь. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь Прокуратура и Комитет государственного контроля Республики Беларусь также не являются составной частью ни одной из классических ветвей власти.11

Там, где существует должность  Президента, наделенного значительными полномочиями и именуемого Главой государства (но не главой исполнительной власти), таким образом, не входящего в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.

В федеративных государствах иногда дополнительно различают  власть федерации, представленную всеми  ее органами (здесь, прежде всего, имеются в виду особые полномочия федеральных органов в целом в отношении органов субъектов федерации как самостоятельных государств), и

власть каждого из субъектов  федерации. В свое время еще Дж. Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную власть, однако последняя в его трактовке выглядела иначе: «...сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести, все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства», федеративная власть «включает в себя руководство внешней безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб»11 

Более совершенной представляется формулировка принципа разделения властей в Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» (ст. 6 Конституции Республики Беларусь).9

Чтобы механизм государства  действовал эффективно, следует также  учитывать требования принципов  планирования и прогнозирования, сочетания  общегосударственных и местных  интересов, всемерного учета и обеспечения  прав человека.

Построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе принципов  будет способствовать стабилизации и развитию общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране, повышению благосостояния народа.

 

 

 

ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

 

Анализ государства с  позиций его механизма позволяет  выявить место и роль каждого  элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную  структуру, иерархические связи  с иными элементами. В то же время  каждый элемент, рассматриваемый как  составляющая единого механизма, выступает  в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными  интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первейшим элементом, своего рода "кирпичиком" всего "здания" механизма государства выступает  государственный орган12. Орган государства – структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Для того чтобы пояснить данное определение, укажем основные признаки государственного органа:

  1. Это самостоятельный элемент аппарата государства и образуется в установленном законом порядке. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативного правового акта. Система государственных органов устанавливается обычно конституцией (основным законом государства).
  2. Для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимыми государственно–властными полномочиями (особым правовым статусом). Создание государственного органа и определение его властных полномочий – по существу два разных взаимосвязанных процесса. Хотя надо иметь в виду, что и после создания органа государства его полномочия могут изменяться, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти. У каждого органа государства свой предмет ведения и свой объем полномочий.
  3. В соответствии со своей компетенцией орган государства издает обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения (нормы), так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные персонально определенным гражданам, учреждениям, должностным лицам.
  4. Государственный орган имеет особую внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.), скрепленных единством целей, ради достижения которых они образованы.
  5. Орган государства располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции. Значит, государственный орган – это всегда учреждение, состоящее на содержании государства, финансируемое из бюджета государства, средства которого формируются за счет налогов.
  6. Состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой, государственным органом и государством. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и составляют их правовой статус. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
  7. Орган государства, участвуя в реализации функций государства, использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.
  8. При необходимости, ликвидируется в установленном законом порядке.5

Информация о работе Механизм государства