Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма (аппарата) государства, его принципов организации и деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как понятие и назначение механизма (аппарата) государства, принципы его организации и деятельности, понятие и виды органов государства, а так же место органов внутренних дел в аппарате государства.
Принцип демократизма в общей форме закреплен в части 1 ст. 3 Конституции Республики Беларусь и гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».
Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.
Государственный аппарат в СССР долгое время функционировал в полусекретных условиях. Служебные документы, различные статистические данные были практически недоступны для населения, к тому же многое из известной информации сознательно искажалось. В 90-х гг. принцип гласности начал в большей или меньшей степени получать реальное воплощение в деятельности органов государства, в частности сокращены перечни сведений, относимых к государственной и служебной тайнам, во многих органах образованы специальные структурные подразделения, отвечающие за связь со средствами массовой информации (пресс-центры, пресс–службы).11
4. Принцип законности. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства» (ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь).9
5. Принцип национального равноправия. Доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще – не только о расовом или национальном, но и о равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований. В ст. 39 Конституции Республики Беларусь говорится: «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах».
6. Принцип централизма. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» – по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.
7. Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность – это деятельность достаточно сложная и специфическая, что обусловлено современным уровнем развития человеческого общества, многообразием и сложностью общественных отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране настоящий принцип долгое время недооценивался. Для того чтобы быть назначенным на любую должность в государственном аппарате, требовалось наличие прежде всего определенных морально–политических качеств (в большинстве случаев необходимо было состоять в рядах КПСС), и только потом уже – сугубо профессиональных.10
8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. И единоначальный и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие четкой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определенной политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.
9. Принцип разделения властей. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Его теоретическое обоснование связано, прежде всего, с учеными Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, а практическое осуществление - с периодом буржуазных революций.
Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), ее распределение по различным органам, с тем чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную.10
Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента: распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью, а так же сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви власти будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.
Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов. Известен и является достаточно распространенным принципиально иной взгляд на рассматриваемую концепцию, в соответствии с которым разделение властей есть не что иное, как простое разделение труда. Существуют и иные модификации теории разделения властей. Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют следующим: суды действуют также на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы - это тоже органы исполнительной власти. Говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований.
Наиболее распространенные современные варианты – добавление к указанным трем властям четвертой власти.
Так, в конституциях различных государств можно встретить упоминание о контрольной или о контрольно–надзорной власти, или же о соответствующих органах, не входящих в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти. В старой редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г. в разделе VI «Государственный контроль и надзор» речь шла о Конституционном Суде, Прокуратуре и Контрольной палате Республики Беларусь. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь Прокуратура и Комитет государственного контроля Республики Беларусь также не являются составной частью ни одной из классических ветвей власти.11
Там, где существует должность Президента, наделенного значительными полномочиями и именуемого Главой государства (но не главой исполнительной власти), таким образом, не входящего в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.
В федеративных государствах иногда дополнительно различают власть федерации, представленную всеми ее органами (здесь, прежде всего, имеются в виду особые полномочия федеральных органов в целом в отношении органов субъектов федерации как самостоятельных государств), и
власть каждого из субъектов федерации. В свое время еще Дж. Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную власть, однако последняя в его трактовке выглядела иначе: «...сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести, все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства», федеративная власть «включает в себя руководство внешней безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб»11
Более совершенной представляется формулировка принципа разделения властей в Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» (ст. 6 Конституции Республики Беларусь).9
Чтобы механизм государства действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека.
Построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе принципов будет способствовать стабилизации и развитию общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране, повышению благосостояния народа.
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА
Анализ государства с
позиций его механизма
Первейшим элементом, своего
рода "кирпичиком" всего "здания"
механизма государства