Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Они пытались найти такую форму общественной жизни, которая бы отвечала чаяниям и общества и государственного аппарата. Противопоставляя коммунистический утопизм Платона реалиям политического устройства, выдающиеся деятели эпохи возрождения предложили идею о создании такого государства, которое бы не было полицейским, а, скорее дружественно-указательным. Название такого государства - правовое. Идеи правового государства нашли свое воплощение еще в Конституции США, в нашей же стране эти идеи не получили должного внимания к себе в период СССР, однако сейчас эта тема довольно популярна как среди юристов и правоведов, так и среди политологов.
Введение
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Они пытались найти такую форму общественной жизни, которая бы отвечала чаяниям и общества и государственного аппарата. Противопоставляя коммунистический утопизм Платона реалиям политического устройства, выдающиеся деятели эпохи возрождения предложили идею о создании такого государства, которое бы не было полицейским, а, скорее дружественно-указательным. Название такого государства - правовое. Идеи правового государства нашли свое воплощение еще в Конституции США, в нашей же стране эти идеи не получили должного внимания к себе в период СССР, однако сейчас эта тема довольно популярна как среди юристов и правоведов, так и среди политологов.
Тема данной курсовой работы довольно актуальна, т.к. в современной России наблюдается процесс демократизации общества, одной из приоритетных задач правительств является создание правового государства.
Целью работы является выявление трудностей при построении правового государства в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
-показать этапы развития правового государства в определенный исторический период;
-выявить основные проблемы становления и функционирования правового государства;
-обозначить основные
проблемы в формировании
Предмет исследования - правовое государство России. Методологическая и теоретическая основа курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам классификации и способов изложения в актах государства норм права.
Глава 1. Что такое правовое государство
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно оставалось и остается государством. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.1 Во-первых, оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общественно-политических институтов.2 А во-вторых, помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, также обще- родовыми признаками и чертами. По сравнению, например, с негосударственными организациями государство обладает публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества. Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций — составных частей политической системы общества, располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.
Обладая государственно-властными полномочиями, государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализации путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением. Применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.
Правовое государство, также как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства суверенность государственной власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственными организациями внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.
Обладая суверенитетом, правовое государство организует самое себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Некоторые государства при этом предусматривают определенные правила поведения и ответственность за их соблюдение не только в отношении отдельных граждан и их организаций, но и в отношении всего общества, народа. Названные признаки и черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств.
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.
Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеете свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.
Цель разделения властей по функциональному признаку преследует двоякость:
- исключить узурпацию, т.е. сосредоточение всей государственной власти в руках государственного органа или должностного лица.
- распределить компетенцию между ветвями государственной власти.
Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимо-контролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии. Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.
Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.3 Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.4
1.1. Становление и развитие идеи правового государства
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.
Идеологи данного периода черпали представления о государстве, праве, политике, законе и т.д. из духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них, прежде всего, выражением неприятия доктрин феодального общества. В данный период возникла система качественно новых взглядов, в основе которых стояла мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признание достоинства и автономии всякого индивида, обеспечение условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида — гражданственность, бескорыстное служение обществу. Общее благо — государство с республиканским устройством. Появляется концепция общественного договора.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.
Новые представления на государственную власть в труде «Два трактата о государственной власти» высказал Джон Локк. Данный мыслитель разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тиранов, но он не просто разделял их, а видоизменял, развивал и дополнял. В результате возникло новое учение — доктрина раннебуржуазного либерализма.
Локк, с целью определения организационного, этического и юридического основания государства, рассматривал проблему происхождения государства. Считал, что до возникновения государства люди жили в естественном состоянии: свободно распоряжались своей собственностью и личностью, каждый мог судить преступника и подвергать виновных наказанию. Отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушение естественных законов и т.д. Все это дестабилизировало размеренную жизнь. В результате, с целю обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности собственности, люди согласились образовать политическое сообщество, государство.
Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства — положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш. Л. Монтескье развил далее, вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную5. Локк возлагал большие надежды на закон и законность. Считал, что закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность. Закон — решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который гарантирует личности охрану от произвола деспотизма третьих лиц. "Там, где нет законов, там нет и свободы", - писал он в своем труде. Кроме того, Локк считал, что правомочия власти должны быть четко разделены между его разными органами. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная власть и сношения с иностранными государствами — монарху, кабинету министров. Провозглашал иерархию властей, но законодательная власть не должна быть абсолютной. С этой целью должен быть принят комплекс официальных нормативно закрепляемых мер.
Локк понимал,
что идеальной формы правления
нет. Утверждал, что суверенитет
народа выше суверенитета государства.
Считал, что вооруженное восстание
с целью возвращения
В итоге можно сказать, что учение Локка — классическое выражение раннебуржуазных революций.
Шарль — Луи Монтескье
разделение власти на законодательную,
исполнительную и судебную выделял
как основной принцип правового
государства. Он считал, что если власть
законодательная и
Идеи Локка и Монтескье
оказали заметное влияние не только
на последующие теоретические
Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Джефферсон подверг критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.
Философские основы правового государства были разработаны Иммануилом Кантом. Они вытекали из семи принципов его политической философии: свободы, равенства, верховенства права, республиканизма, гласности, справедливости и федерализма.
Принцип свободы является центральным в философии Канта. Свободу он понимал как правовое внешнее проявление, то есть возможность делать все, что угодно не нарушая чьего-либо права. Свобода в рамках правового государства не предусматривает в первую очередь свободу критики высказывать мнения о справедливости распоряжения государя по отношению к обществу.
Принцип равенства. Равенство в государстве Кант понимал как такое отношение граждан, когда каждый может обязать к чему-либо другого юридически, только в том случае, если он сам подчиняется закону, требующему, чтобы и его могли обязать таким же образом.
Принцип верховенства права. Сам Кант данный принцип не выделяет, но он вытекает из его основных идей при построении правового государства и вечного мира между государствами. Он считал, что устройство государства должно проистекать из первоначального договора, на котором должно быть основано всякое правовое законодательство.