Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Они пытались найти такую форму общественной жизни, которая бы отвечала чаяниям и общества и государственного аппарата. Противопоставляя коммунистический утопизм Платона реалиям политического устройства, выдающиеся деятели эпохи возрождения предложили идею о создании такого государства, которое бы не было полицейским, а, скорее дружественно-указательным. Название такого государства - правовое. Идеи правового государства нашли свое воплощение еще в Конституции США, в нашей же стране эти идеи не получили должного внимания к себе в период СССР, однако сейчас эта тема довольно популярна как среди юристов и правоведов, так и среди политологов.
- взаимная ответственность государства и личности;
- связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;
- разделение властей в организации государственного управления;
- высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;
- наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;
- недопущение монополизма в политике и экономике;
- единство прав и обязанностей граждан;
- наличие развитого гражданского общества.
Правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.
С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.
Суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.
С суверенитетом связан и такой признак правового государства, как господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом.
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.
В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституционный суд.
Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено ".
Обязательность закона для
государственной власти
- юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;
- политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
- политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.
На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.11
В отличие от унитарного
государства, в федеративном на
Наряду с тремя традиционными
ветвями государственной власти
(законодательной,
Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность - этот признак правового государства является конституционным принципом, "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".12 Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.
К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др. Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство – системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В этой связи можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.13
Глава 2. Основные характеристики правового государства
Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность гражданина. Здесь каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность принимаемых решений, знает свои права и обязанности, четко определенные законом. В своей законченной форме такая постановка вопроса нашла воплощение в политической демократии и ее важнейших институтах, построенных на принципах политического и идеологического плюрализма, парламентаризма, выборности должностных лиц и т.д. Эти принципы находят отражение в праве, которое призвано закрепить основы гражданского общества. Нормы права должны прежде всего фиксировать возможность разрешения взаимных претензий и обязанностей, вытекающих из конфликтных, спонтанно формирующихся отношений. Естественно, что государство правомочно регулировать, контролировать и при необходимости корректировать эти отношения лишь в известных пределах. Основное различие норм права от норм обычая и морали состоит в том, что действенность первых обеспечивается силой государства, а вторых - обществом. В правовом государстве только законно избранное правительство правомочно применять силу в качестве инструмента принуждения. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи.14
2.1. Правовое государство и гражданское общество
Правовое государство, как можно вывести из вышеизложенного, это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. То есть, люди, граждане – общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и гражданского общества. Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.15 Под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных.16 По Гегелю, фундаментальному теоретику идеи гражданского общества и правового государства (в его буржуазном видении), "гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право". Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, к числу которых традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, школа, церковь, бизнес и т.д. Через эти институты граждане самостоятельно решают большинство вопросов, связанных с их повседневной жизнедеятельностью, без прямого участия государства, его органов и должностных лиц. И чем демократичнее государство, тем меньше у граждан должно быть потребности в обращении к государству за решением своих проблем. То есть гражданское общество работает как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне. Чрезвычайная важность существования развитых институтов гражданского общества обусловлена тем, что они представляют собой социальную основу правового государства, без которой последнее существовать не может. Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий продвижения России по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского общества. Гражданское общество в широком смысле и сам термин "гражданское общество" появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Гражданское общество обеспечивает права человека.17 Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается так же и в том, что они формируются одновременно.18 Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:
- гражданское общество
существует наряду с
- гражданское общество
представляет собой систему,
- гражданское общество
есть сообщество свободных
- с развитием гражданского
общества и становлением
- взаимодействие гражданского
общества и правового
Таким образом, понятие "гражданское общество" характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.19
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая свобода,
многообразие форм
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед
законом и правосудием,
5) правовое государство,
основанное на принципе
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства
в частную жизнь граждан, их
взаимные обязанности и
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.
2.2. Права и свободы человека в системе ценностей
Правовое государство - это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.20 В правовом государстве провозглашается неотчуждаемый характер прав человека. Человек объявляется высшей ценностью.21
Верховенство закона подразумевает
не столько приоритет закона как
разновидности нормативно-правового акта
в отношении подзаконных
актов, сколько широкий аспект прав и свобод,
закрепленных за членами
общества действующим законодательством.
В правовом государстве любое
ущемление прав человека недопустимо.
Более того, правовое государство
обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать
их. В этой связи принципиальное значение
приобретает проблема правового равенства
в различных сферах жизни общества и государства.
Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.22
Перечень прав и свобод
человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных
актах. Это прежде всего
Всеобщая декларация прав человека, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г., Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, Международный
пакт о гражданских и политических правах,
принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи
ООН 16 декабря 1966г.
Перечень прав и свобод, провозглашенных
в указанных актах закреплен и
гарантирован в конституциях правовых
государств. Особое значение в
них придается юридической защищенности
личности, которая немыслима без презумпции
невиновности. Презумпция же невиновности
означает, что
подлинно демократическое государство
признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью
граждан в совершении того или иного преступления,
следует решать только в судебном порядке.
Более
того, при рассмотрении уголовных дел,
по которым может быть вынесен
смертный приговор, гражданин вправе требовать,
чтобы его судил суд присяжных.23 Всеобщая
декларация прав и свобод человека, принятая
ООН в 1948 году
состоит из 30 статей. В ней провозглашается,
что "все люди рождаются
свободными и равными по своему достоинству
и правам. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать
в отношении друг друга в духе
братства". В числе международных документов
о правах человека также следует указать
Международный пакт о гражданских и политических
правах, Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах.
В закреплении основ правового положения
человека и гражданина в РФ
большое значение имеет Декларация прав
и свобод человека и гражданина,
принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября
1991г. Декларация
закрепляет новое важное положение: общепризнанные
международные нормы, относящиеся к правам
человека, имеют преимущества перед законами
Российской Федерации и непосредственно
порождают права и обязанности граждан
Российской Федерации.
Права и свободы человека
и гражданина также закреплены в Конституции
Российской Федерации, принятой всенародным
голосованием 12 декабря
1993г. Статья 2 гласит: "Человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и
гражданина является обязанностью государства".По мнению А. Венгерова,
«в духовной сфере, в правосознании, в
мировосприятии прямое действие Конституции
выполняет роль "мотора", преобразователя.24 Государственные и судебные органы,