Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Они пытались найти такую форму общественной жизни, которая бы отвечала чаяниям и общества и государственного аппарата. Противопоставляя коммунистический утопизм Платона реалиям политического устройства, выдающиеся деятели эпохи возрождения предложили идею о создании такого государства, которое бы не было полицейским, а, скорее дружественно-указательным. Название такого государства - правовое. Идеи правового государства нашли свое воплощение еще в Конституции США, в нашей же стране эти идеи не получили должного внимания к себе в период СССР, однако сейчас эта тема довольно популярна как среди юристов и правоведов, так и среди политологов.
Принцип республиканизма.
Республиканская форма
Принцип гласности (публичности). В каждом правовом государстве гласность возможна и необходима. Кант считал, что без гласности не может существовать никакая справедливость, следовательно и никакое право.
Принцип справедливости. Возможен только в правовом государстве, где все равны, независимо от занимаемой должности и происхождения.
Принцип федерализма. Данный принцип должен лежать в основе будущего содружества государств.
Кант считал, что только республика соответствует праву людей. Установить ее трудно, но нелегко и сохранить, так как люди обладают эгоистическими наклонностями. Но проблему государства он считал разрешимой.
Правовая теория
Канта тесно связана с этикой.
Право и мораль у него имеют
один источник — критический разум
человека, и единую цель — подтверждение
всеобщей свободы. Данное учение оказало
сильное влияние на развитие теории
правового государства в
Центральное место в теории Канта занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Он подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.7 Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом8. В дальнейшем идея правового государства получила развитие в трудах Р. Иеринга и нашла официальное выражение в Конституции Веймарской республики 1919 года. Но удивительный факт: страна, ученые которой разработали теорию правового государства, после ее реализации постепенно эволюционировала в фашистское государство. И даже после установления фашизма юристы провозглашали нацистское государство правовым государством.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс развивали идею о разграничении гражданского общества и государства. Они показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса.
Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Маркс выразил идею правового государства, которая заключается в том, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный.
В России данная идея нашла отражение в трудах таких известных ученых, как П.И. Новгородцев, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и другие.9
В итоге же можно сказать, что мыслители и ученые данного периода обратились непосредственно к человеку, к его личности. Также их интересует суть государства, что послужило началом создания государства, на каких условиях оно было создано, какие функции имело, взаимоотношения государства и общества. До конца XIX века в Западной Европе политиками общество и государство отождествлялись, но постепенно они приходят к мысли, что общество по отношению к государству самостоятельно, хотя и находятся в тесной взаимосвязи, так как без государства гражданское общество существовать не может, а государство без развитого общества не может быть демократическим.
1.2. Предпосылки и условия формирования правового государства
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
Правовая государственность
объективно предполагает
Теории верховенства закона, "господства права" отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.
Только связанность правом
характеризует государство как
правовое, но достигнуть этого
в абсолютной степени
Для формирования правового
государства должны быть
1. Обеспечение
2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.
3. Совершенствование
4. Укрепление судебной системы, введение суда присяжных.
5. Выработка у граждан навыков
сознательного участия в
6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.
7. Утверждение принципа
8. Развитие системы
9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.
Существуют и определенные усл
а) Достижение высокого
б) Создание внутренне
в) Строгое исполнение
г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.
1.3. Основы и признаки правового государства
По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превращается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демократическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.
При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.
Развитая правовая система
государства еще не
Правовое государство — это
государство, ограниченное в
Государство, поставленное
Принципиально важными
- Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.
- Социальная основа правового государства предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.
- Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.
- Политическая основа правового государства наиболее полно
проявляется в его
суверенитете. Правовое государство является
суверенным, иными словами, оно концентрирует
в себе суверенитет народа и наций, населяющих
определенную страну.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что целью
Под принципами следует понимать обусловленные его природой обобщенные требования к организации и функционированию публичной власти.10
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.
Современные подходы к
1. Демократизация общества;
2. Верховенство закона;
3. Правовая защищенность человека;
4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строительства.
Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.
Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:
- признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
- реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: "Не человек существует для государства, а государство существует для человека";
- демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;
- верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. "Закон строг, но это закон";
- внешний и внутренний суверенитет государства;
- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);
- народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;
- сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;