Механизм правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Они пытались найти такую форму общественной жизни, которая бы отвечала чаяниям и общества и государственного аппарата. Противопоставляя коммунистический утопизм Платона реалиям политического устройства, выдающиеся деятели эпохи возрождения предложили идею о создании такого государства, которое бы не было полицейским, а, скорее дружественно-указательным. Название такого государства - правовое. Идеи правового государства нашли свое воплощение еще в Конституции США, в нашей же стране эти идеи не получили должного внимания к себе в период СССР, однако сейчас эта тема довольно популярна как среди юристов и правоведов, так и среди политологов.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!!!!!!!.docx

— 84.80 Кб (Скачать файл)

Принцип республиканизма. Республиканская форма государственного устройства самая лучшая. Кант считал, что данное устройство должно быть в каждом государстве. Республиканизм — государственный принцип отделения исполнительной власти от законодательной.

Принцип гласности (публичности). В каждом правовом государстве  гласность возможна и необходима. Кант считал, что без гласности  не может существовать никакая справедливость, следовательно и никакое право.

Принцип справедливости. Возможен только в правовом государстве, где все равны, независимо от занимаемой должности и происхождения.

Принцип федерализма. Данный принцип должен лежать в основе будущего содружества государств.

Кант считал, что только республика соответствует  праву людей. Установить ее трудно, но нелегко и сохранить, так как  люди обладают эгоистическими наклонностями. Но проблему государства он считал разрешимой.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Право и мораль у него имеют  один источник — критический разум  человека, и единую цель — подтверждение  всеобщей свободы. Данное учение оказало  сильное влияние на развитие теории правового государства в Германии, а затем и в других странах.

           Центральное место в теории Канта занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею  правового государства как практическую действительность. Он подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.7 Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом8. В дальнейшем идея правового государства получила развитие в трудах Р. Иеринга и нашла официальное выражение в Конституции Веймарской республики 1919 года. Но удивительный факт: страна, ученые которой разработали теорию правового государства, после ее реализации постепенно эволюционировала в фашистское государство. И даже после установления фашизма юристы провозглашали нацистское государство правовым государством.

Карл Маркс и Фридрих  Энгельс развивали идею о разграничении  гражданского общества и государства. Они показали, что именно гражданское  общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность  гражданского общества  есть главная  движущая сила исторического прогресса.

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного  развития. Согласно данной теории государство  и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Маркс выразил идею правового государства, которая заключается в том, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный.

В России данная идея нашла отражение в трудах таких известных ученых, как П.И. Новгородцев, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и другие.9

В итоге же можно  сказать, что мыслители и ученые данного периода обратились непосредственно к человеку, к его личности. Также их интересует суть государства, что послужило началом создания государства, на каких условиях оно было создано, какие функции имело, взаимоотношения государства и общества. До конца XIX века в Западной Европе политиками общество и государство отождествлялись, но постепенно они приходят к мысли, что общество по отношению к государству самостоятельно, хотя и находятся в тесной взаимосвязи, так как без государства гражданское общество существовать не может, а государство без развитого общества не может быть демократическим.

 

 

1.2. Предпосылки и условия формирования правового государства   

 

 

      

        Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.    

 Правовая государственность  объективно предполагает автономность  и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных  и государственных делах социальным  целям личности.    

 Теории верховенства закона, "господства права" отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.    

 Только связанность правом  характеризует государство как  правовое, но достигнуть этого  в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как и право.     

 Для формирования правового  государства должны быть необходимые предпосылки:  

1. Обеспечение удовлетворительного,  а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 "Всеобщей декларации прав человека" говорится: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи".  

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни,  свертывание командно-административных методов руководства и управления.  

3. Совершенствование законодательства  и создание единой системы контроля и надзора за его проведением  в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.   

4. Укрепление судебной системы,  введение суда присяжных.  

5. Выработка у граждан навыков  сознательного участия в управлении  государством и общественными  делами.  

6. Наличие в обществе прочного  правопорядка, законности и конституционности.   

7. Утверждение принципа плюрализма  мнений и суждений, многопартийность.   

8. Развитие системы самоуправления  народа в центре и на местах.   

9. Последовательное расширение  и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.    

 Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства:  

 а) Достижение высокого уровня  политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.   

 б) Создание внутренне единого,  непротиворечивого законодательства.   

 в) Строгое исполнение законов.  

   г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

                   

 

1.3. Основы и признаки  правового  государства

 

      

          По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превращается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демократическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.    

 При этом право играет  главенствующую роль лишь в  том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.    

 Развитая правовая система  государства еще не свидетельствует  о наличии в обществе правовой  государственности. В тоталитарных  государствах регулярно издавались  правовые акты, обеспечивалась их  жесткая реализация, однако многие  законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми  признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).    

 Правовое государство — это  государство, ограниченное в своих  действиях правом, защищающим свободу  и другие права личности и  подчиняющим власть воле суверенного  народа. Представление о правовом  государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.    

 Государство, поставленное под  контроль права, — это и  есть правовое государство,  всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов.    

 Принципиально важными предпосылками  и условиями создания и упрочения  правового государства являются  следующие элементы, составляющие  фундамент правового государства:  

- Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д. 

-    Социальная основа правового государства предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.    

-  Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.   

-  Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его 
суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.    

 Таким образом, можно сделать  вывод о том, что целью существования  современного правового государства  является создание в рамках  закона условий для оптимального  развития личности.    

  Под принципами следует понимать обусловленные его природой обобщенные требования к организации и функционированию публичной власти.10     

  Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.     

 Современные подходы к пониманию  правового государства можно свести к следующим основным принципам:

 1. Демократизация общества; 
 2. Верховенство закона;  
3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строительства.     

   Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.     

 Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:  

 - признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;   

 - реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством,  обеспечение свободного развития личности: "Не человек существует для государства, а государство существует для человека";  

 - демократизм  законотворчества,  обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;  

 - верховенство и прямое действие конституции и закона  во  всех  сферах  общественной жизни. "Закон строг, но это закон";  

  - внешний и внутренний суверенитет государства;  

  - соответствие внутреннего законодательства общепризнанным  принципам   и   нормам  международного  права (либо прямое действие международных норм);  

  - народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;  

- сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;  

Информация о работе Механизм правового государства