Механизм правового регулирования и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа научных и учебных источников, а также практики современной правотворческой деятельности на предмет выявления сути механизма правового регулирования и его элементов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие «механизм правового регулирования».
2. Провести анализ элементов механизма правового регулирования.
3. Рассмотреть механизм правового регулирования с позиций психологического и социального механизмов действия права.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие механизма правового регулирования 6
2 Элементы механизма правового регулирования 10
3 Механизм правового регулирования: психологические и социальные аспекты проблемы 16
Заключение 22

Файлы: 1 файл

Фисенко ТГП курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Потребность в различных юридических  средствах, действующих в механизме  правового регулирования, определяется разным характером движения интересов  субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих  на этом пути.

 

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. принципы административного права;
  2. административно-правовые нормы;
  3. акты официального толкования административно-правовых норм;
  4. акты применения административно-правовых норм;
  5. административно-правовые отношения

Для дифференциации элементов механизма правового регулирования от иных правовых явлений, важно обратить внимание на их следующие свойства:

1. Институционность. К элементам МПР относятся средства, т.е. то, что отражает субстанциональную, статическую сторону правовой системы. Поэтому правовые явления-процессы (например, правотворчество и применение права) при всей их важности в правовом регулировании входят в МПР не непосредственно, а в виде актов, технико-юридических средств и т.д.5

2. Конкретная функциональность, т.е. к элементам МПР относятся правовые явления, которые реально функционируют. Следовательно общие, глобальные правовые явления (например законность, правосознание), выступают не в виде элементов МПР, а в виде общего фона как факторы, присоединяющиеся к тому или иному элементу в процессе его функционирования.

  • стадия формирования и действия юридических норм; она характеризуется тем, что введенные в правовую систему нормы общим образом регламентируют, направляют поведение участников общественных отношений, устанавливают для них тот или иной правовой режим;
  • стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений);
  • стадия реализации прав и обязанностей; характеризуется тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в правах и обязанностях, воплощаются в жизнь, становятся реальностью;
  • стадия применения права (или факультативная стадия); характеризуется тем, что компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивидуальный акт

В соответствии с указанными стадиями правового регулирования выделяют четыре основных элемента механизма правового регулирования:

юридические нормы;

правоотношения;

акты реализации прав и обязанностей;

индивидуальные предписания применения права.

Юридические нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством и охраняются его принудительной силой.

Нормы права содержатся в нормативно-правовых актах, с их помощью осуществляется регулирование общественных отношений. Они определяют круг субъектов, на которых распространяется их действие; права и обязанности участников правоотношений, а также устанавливают юридическую ответственность за нарушение указанных правил

Юридические факты — предусмотренные  нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Норма права является изначальным элементом механизма правового регулирования, она определяет его основу, т.е. направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

В юридической науке и практике правовые нормы считаются нормативной  основой механизма правового  регулирования, поскольку в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.

Реализация предписаний правовых норм осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

Правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами права. При этом не каждое общественное отношение является правовым, а только то, которое имеет государственную значимость (например, экономические, политические, социальные отношения). Правоотношение включает в себя права и обязанности его участников, устанавливает меру возможного и должного их поведения.

Правоотношения представляют собой важнейший и необходимый  элемент реальной жизни права. Именно в виде правоотношений общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение. Правоотношение определяет персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений.

При попадании в сферу  конкретного правового влияния  возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод  общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

Акты реализации прав и обязанностей представляют собой непосредственное поведение субъектов правоотношений по реализации их субъективных прав и юридических обязанностей.

Акты реализации права  — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

При невозможности самостоятельной  реализации субъектами права принадлежащих  им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

Акты применения права представляют собой индивидуально-правовые акты компетентных органов, которые выносятся ими в результате разрешения конкретного дела.

Акты применения права суть индивидуализированные  властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

Необходимо отметить, что только правоприменительный орган может  обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном и результатом ее действия.

Такой вид правоприменения  называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

В качестве факультативных элементов механизма правового регулирования обычно выделяют правосознание, толкование права и др.

Это объясняется тем, что  четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования.

Глубокое понимание действительного  смысла правовой нормы, знание официальных  разъяснений содержания действующего законодательства существенно повышают качество правового регулирования общественной жизни. Очевидно, что чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Подсистемы  механизма правового регулирования

Выделение главных элементов МПР позволяет не только очертить специфические функции на каждой стадии процесса правового регулирования, но и возможность сгруппировать различные правовые явления, связав их с тем или иным из основных элементов; определить им свою «экологическую нишу».

Каждый основной элемент МПР вместе с примыкающими к нему факультативными элементами представляет собой подсистему, в пределах которой правовые явления функционируют в единстве и во взаимосвязи. Через подсистемы в МПР вовлекаются и те правовые явления, которые находятся за пределами правового регулирования. Очевидно, что при таком подходе понятие механизма правового регулирования становится еще более методологически значимым, емким, позволяющим получить картину всей правовой действительности.

На стадии формирования и общего действия юридических норм дополняющую подсистему образуют нормативные юридические акты (акты правотворческой процедуры, интерпретационные акты, систематизация, юридическая техника и др.).

На стадии возникновения прав и обязанностей такую подсистему образуют юридические факты, правосубъектность.

На стадии реализации прав и обязанностей такую подсистему составляют обеспечительные правоприменительные акты.

Существование подсистем в структуре  МПР позволяет распределить все  средства правового воздействия  по ячейкам целостной системы, что служит основанием для научно обоснованного распределения научного материала, установления последовательности при его систематическом изложении.

3 Механизм правового регулирования: психологические и социальные аспекты проблемы

 

 

Механизм правового регулирования (далее – МПР) как раз и есть система правовых средств, позволяющая  наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические  инструменты не смогут обеспечить это  в полной мере. Отсюда вытекает объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. Кроме того, правовое регулирование в процессе осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов МПР вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

С точки зрения функционирования правового  регулирования (юридический механизм действия права) - это процесс, имеющий  определенные стадии, а с точки  зрения структуры - это элементарный состав каждого из его аспектов.

Элементами социального аспекта  являются различные экономические  и социально-политические факторы, обусловливающие реализацию правовых норм, в частности, состояние судебной, административной и общеуправленческой практики, государственной дисциплины. Он включает в себя прежде всего следующие вопросы: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально-полезной цели; формирование правом социально-полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Инструментальная, специально-юридическая  характеристика МПР является наиболее значимой, так как в этом случае в единстве рассматривается вся  система правовых средств, призванных обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Среди других подходов к механизму правового регулирования, имеющих конструктивное значение, следует выделить психологический и социальный механизмы действия права.

 

Психологический аспект МПР характеризует происходящее в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей - участников общественных отношений. Прежде всего здесь речь идет о побудительных мотивах поведения. Этот аспект состоит из таких элементов, как правосознание населения и профессиональное сознание юристов и всех вообще правоприменителей. Он включает в себя личностные характеристики граждан, предполагающие устойчивое положительное отношение к праву и закону, неподкупность, обострение чувства справедливости, гражданское, а нередко и личное мужество.

Запреты в психологическом аспекте  способствуют достижению при помощи юридических средств формирования содержательных мотивов поведения участников общественных отношений и обеспечение их действия.

Юридическое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений, призвано дать простор, стимулировать экономические  и иные социальные процессы (претворение  в жизнь принципа "разрешено  все, что не запрещено"); свобода  выбора занятием различными видами коммерческой деятельности (кроме производства оружия, лекарств, алкоголя...).

             Понятие "механизм" в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.

              С рассматриваемых позиций заслуживает внимания группа вопросов о социальном механизме действия права.. В.П. Казимирчук (автор этой идеи) относит к такого рода вопросам следующие: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль..

Информация о работе Механизм правового регулирования и его элементы