Механизм правового регулирования и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа научных и учебных источников, а также практики современной правотворческой деятельности на предмет выявления сути механизма правового регулирования и его элементов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие «механизм правового регулирования».
2. Провести анализ элементов механизма правового регулирования.
3. Рассмотреть механизм правового регулирования с позиций психологического и социального механизмов действия права.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие механизма правового регулирования 6
2 Элементы механизма правового регулирования 10
3 Механизм правового регулирования: психологические и социальные аспекты проблемы 16
Заключение 22

Файлы: 1 файл

Фисенко ТГП курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Как показывает практика, правовое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений и запретов, – это решающий канал воздействия права на общественную жизнь, способствующий развитию побудительных мотивов поведения, при этом таких, которые вытекают из материальных и иных определяющих процессов в жизни общества и соответствуют наиболее ценным психическим качествам личности.

Социальный  аспект .Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию.

В последующем, при более подробном  анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.

Суть дела в том, что указанная  выше проблематика касается правового  воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон или сторон, относящихся к психологическому механизму.

         Как отметил Л.С. Явич, "концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от более поздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями".

           В рамках идеи социального действия права концентрация внимания на доведении норм до всеобщего сведения, на постановке в правовых актах социально полезной цели и др. свидетельствует о том, что соответствующие вопросы затрагивают в основном область правосознания, социально-психологические аспекты функционирования права. К тому же если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия "механизм", то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами – не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой.

В то же время важно подчеркнуть  существенное методологическое и теоретико-прикладное значение изучения социального механизма  действия права. В той мере, в какой  подобное изучение соответствует профилю, месту и роли конкретно-социологических исследований в правоведении оно способно обогатить целостное, единое содержание общей теории права, а также содействовать формированию (появлению) собственной проблематики, относящейся к социологии права. Важно, однако, с необходимой строгостью определить круг вопросов, который касается социального механизма действия права, отграничив его от вопросов психологического механизма (последние в отличие от собственной социологической проблематики затрагивают не взаимодействие людей, их коллективов, а мотивы поведения личности).

Имеет существенное значение выделение  в качестве наиболее широких сторон социального механизма действия права таких, как социальная среда функционирования права, с одной стороны, а с другой – социальные последствия действия юридических норм, а также более частных характеристик, в том числе правовая информация, правовая установка и ориентация субъектов.

Рассмотрение различных аспектов МПР закономерно приводит нас вопросу повышения эффективности механизма правового регулирования. Эффективность в рассматриваемом случае определяется соотношением между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Эффективность правового регулирования зависит от многих факторов, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны; наличие совершенного законодательства; высокий уровень правовой культуры населения6.

Поэтому для повышения эффективности правового регулирования можно выделить следующие направления деятельности:

1. Совершенствование правотворчества.

Совершение правотворчества предполагает такое совершенствование существующих юридических, информационных и психологических средств, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Важно также усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.

2. Совершенствование правоприменения. Это направление повышает действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.

Акты правоприменения представляют собой элемент, который, подключаясь к нормативному регулированию, содействует процессу удовлетворения интересов. При этом правоприменение предполагает учет конкретной обстановки и своеобразия каждой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает  ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в  его работе.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права.

Несомненно, что повышение уровня правовой культуры субъектов права существенно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на обеспечение законности и правопорядка.

При этом правопорядок можно рассматривать как результат работы тысяч конкретных МПР, составляющих процесс правового регулирования.

Таким образом, интересы человека – это главный ориентир развития и совершенствования элементов конкретных МПР, повышения их эффективности. Будучи юридической технологией удовлетворения этих интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ориентированным по характеру и создавать режим благоприятствования осуществлению законных интересов личности.

 

Заключение

 

 

       Рассмотрев все основные понятия, элементы, аспекты правового регулирования я могу сделать следующий вывод. Правовое регулирование выступает как инструмент социального управления. Оно призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В этом ему помогает механизм правового регулирования общественных отношения во всех сферах. Действие права изучает общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других.

      Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов.

          Механизм правового регулирования как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов МПР вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание

         Без упорядоченной стройной системы правового регулирования с четко действующим механизмом нельзя представить современное государство и жизнь общества в нем. Ведь не только в наше время, но еще в глубокой древности правители и ученые, философы задумывались над тем, как сделать власть эффективной, посредством установления правовых норм, законодательного регулирования добиться развития и процветания государства. Правовая система и есть та оболочка, без которой жизнь общества рассыплется, превратится в анархию, хаос.

         Большое значение имеет такой аспект правового регулирования, как защита прав и свобод личности, чести и достоинства человека. Хотя соответствующие пункты внесены в конституции практически всех современных государств, на деле это выполняется далеко не всегда. В то же время создание государственного устройства, необходимого для гармоничного существования и развития общества и отдельной личности в нем, обеспечение демократических принципов функционирования власти немыслимо без соблюдения упомянутых прав и свобод. То же можно сказать и о положении с правовой, юридической грамотностью населения. Эффективное правовое регулирование без усиления правовой активности граждан весьма затруднительно.

 

Основными выводами по выполненной работе являются следующие:

1. Целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

Механизм правового регулирования представляет собой взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения.

2. Механизм правового регулирования включает следующие основные элементы, соответствующие стадиями правового регулирования:

нормы права - общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством и охраняются его принудительной силой.

правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами права;

акты реализации юридических прав и обязанностей, т.е. непосредственное поведение субъектов правоотношений по реализации их субъективных прав и юридических обязанностей.

акты применения права  - индивидуально-правовые акты компетентных органов, которые выносятся ими в результате разрешения конкретного дела.

 

В качестве факультативных элементов механизма правового регулирования обычно выделяют правосознание и толкование права.

Каждый основной элемент механизма правового регулирования вместе с примыкающими к нему факультативными элементами составляют подсистему, в пределах которой правовые явления функционируют в единстве и во взаимосвязи.

Через подсистемы в механизм правового регулирования вовлекаются и те правовые явления, которые находятся за пределами правового регулирования. Очевидно, что при таком подходе понятие механизма правового регулирования становится более методологически значимым, емким, позволяющим получить и изучать картину всей правовой действительности.

3. Среди подходов к механизму правового регулирования, имеющих конструктивное значение, можно выделить инструментальный (представленный выше специально-юридический механизм), психологический и социальный механизмы действия права, что определяет механизм правового регулирования как сложное общественное явление, требующее дальнейшего углубленного изучения.

4. Интересы человека – это главный ориентир развития и совершенствования элементов конкретных механизмов правового регулирования, повышения их эффективности. Будучи юридической технологией удовлетворения этих интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ориентированным по характеру и создавать режим благоприятствования осуществлению законных интересов личности.

 

Библиографический список

 

1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид.лит., 1966. – 187 с.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т.1. - М.: Юрид.лит. 1981. - 361 с.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т.2. - М.: Юрид.лит. 1982. - 360 с.

4. Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. - Н. Новгород: ГВШ МВД, 1993. – 594 с.

5. Витченко А.М. Механизм правового регулирования социалистических общественных отношений, его понятие и структура. — В кн.: Вопросы теории государства и права. Вып.1 – Саратов: Из-во Саратовского Гос. университета, 1968. – 217 с.

6. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. – М.: Юрид.лит, 1972. – 258 с.

7. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. – Л.: Из-во ЛГУ, 1981. – 169 с.

8. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1970. - № 10. - с. 37-44.

9. Курагин Г. Г. Механизм ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел. - М., 1976. – 52 с.

10. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2002. – 267 с.

11. Лазарев В.В. Правоположения: понятие, происхождение и роль в механизме юридического воздействия // Правоведение. 1976. - № 6. - С. 3-15.

12. Лукьянова Е.Г. Механизм процессуального регулирования и его элементы // Журнал российского права. 2001. - № 7.— С.91-95.

13. Малько А.В. Механизм правового  регулирования. Лекция //Правоведение. 1996. - № 3. – с.54-62.

14. Питерская Л.А. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.:МГИУ, 2009.– 193с.

15. Реутов С.И. Юридические факты в семейном праве: Автореф. дисс…канд. юрид. наук. - М., 1976. – 102 с.

16. Сапун В.А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории. – Владивосток: Из-во Дальневосточного университета, 1992. – 164 с.

17. Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. - М.: Юрид.лит., 1974. – 662 с.

18. Теория государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1985. - 480 с.

19. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003. - 625 с.

20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 2002. - 384 с.

21. Шабалин В. Ф. Методологические вопросы правоведения. – Саратов: Из-во Саратовского университета, 1972. – 226 с.

1 Питерская Л.А. Теория государства и права. Учебное пособие.  – М.: МГИУ, 2009. - С.73.

2 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003. - 625 с.

3 Питерская Л.А. Теория государства и права.– М :МГИУ, 2009.- С.73.

4 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т.1 - М.: Юрид.лит. 1981. - С.223.

5 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т.2 - М.: Юрид.лит. 1982. - С.24.

Информация о работе Механизм правового регулирования и его элементы