Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации функций, реализуемых государственным аппаратом.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного аппарата, его признаки, структуру и принципы функционирования;
- дать характеристику основным государственным органам в механизме государства;
- рассмотреть феномен бюрократии и побочного эффекта бюрократизма.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика функций государства…………………………………………...4
1.1. Понятие функций государства, формы и методы их осуществления……………………4
1.2. Способы и средства выполнения государством своих функций………………………...9
2. Организация и деятельность механизма реализации
функций государства…………………………………………………………………………14
2.1. Законодательные, исполнительные и судебные органы
государственной власти и механизм осуществления ими
государственных функций……………………………………………………………………14
2.2. Особенности осуществления функций
государства правоохранительными органами………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….........................26
Список использованной литературы…………………………………………………….....29
"Механизм
реализации функций
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика
функций государства……………………………
1.1. Понятие функций государства,
формы и методы их
1.2. Способы и средства выполнения государством своих функций………………………...9
2. Организация
и деятельность механизма
функций государства…………………………………………………
2.1. Законодательные,
государственной власти и механизм осуществления ими
государственных функций……………………………………………………………
2.2. Особенности осуществления функций
государства правоохранительными органами………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Нормативная основа работы представлена важнейшими нормативно-правовыми актами по рассматриваемой проблеме: Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ряд других.
Целью курсовой работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации функций, реализуемых государственным аппаратом.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного аппарата, его признаки, структуру и принципы функционирования;
- дать характеристику основным государственным органам в механизме государства;
- рассмотреть феномен бюрократии и побочного эффекта бюрократизма.
Структурно, курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
1. Общая характеристика функций государства.
1.1. Понятие функций государства, формы и методы их осуществления.
Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. В современной юридической теории существует несколько критериев классификации функций государства. Это обосновано и научной и практической целями1. Нельзя особо выделить тот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различными целями и отражают разные стороны функционирования государства. Рассмотрим основные критерии классификации:
- По сферам общественной жизни выделяют политическую, социальную, экономическую, духовную, экологическую.
- По принципу разделения властей: законодательную, управленческую, судебную, информационную.
- По способу осуществления: регулятивные и охранительные.
- По степени социальной важности: основные и неосновные.
- По продолжительности: постоянные и временные.
По сферам политической направленности: внутренние и внешние, которые в свою очередь также подразделяются:
- Внутренние на: поддержание существующего государственного и общественного строя, защита господствующего класса, экономические, налогообложение, финансовый контроль, социальные, духовные, политические, экологические, защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.
- Внешние на: содействие по обеспечению международного мира, защита государственной границы и территории, межгосударственное экологическое, экономическое и политическое сотрудничество.
Как видно из вышеизложенного, некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимости от конкретного применения меняется и форма их реализации. Нельзя так же сказать, что все перечисленные функции характерны для всех абсолютно государств, по мере развития каждого государства в зависимости от конкретно исторических условий некоторые из них становятся более важными по сравнению с другими. Исходя из этого, можно выделить четыре основные функции, которые выполняет любое государство:
- экономическая, т.е. развитие экономики как внутри государства, так и установление международных экономических связей;
- политическая, т.е. обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне, защита государственного суверенитета;
- социальная, т.е. обеспечение достойного уровня жизни всего населения, охрана прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей людей и т.п.;
- идеологическая, т.е. поддержка науки, культуры, образования, а так же политической, религиозной, нравственной идеологии;
В свою очередь Нерсесянц В.С. рассматривая в своей работе функциональную деятельность государства, отмечает что «…государство – это не организация для решения экономических, культурных, экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика», и далее замечает «Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей». В связи с этим он выделяет в качестве основных функций2:
- правоустановительная функция, т.е. установление всех источников и норм действующего права;
- правореализаторская функция, т.е. претворение в жизнь установленных норм права;
- правозащитная функция, т.е. установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;
- внешнегосударственная функция, т.е. осуществление внешнего суверенитета государства;
Можно отметить, что первые три функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда как четвертая отвечает за отношения государства с внешним миром.
С развитием человечества у государства могут появляться и новые функции так, например, во второй половине XX века добавилась экологическая. Деятельность человека поставила под угрозу существование жизни на земле и именно на государство возложена задача по контролю за состоянием окружающей среды.
Все функции государства реализуются в определенных формах и определенными методами. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются:
Данная классификация
способствует изучению и совершенствованию
разделения труда между разными
звеньями механизма по выполнению государством
его функций и тесно соотноситс
Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различают:
а) Правовые формы
Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридических актов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.
Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная деятельность – повседневная деятельность государства по разрешению разносторонних вопросов управления процессами в обществе властная, творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность - это государственная деятельность по контролю и надзору за соблюдением норм права и применение принудительных мер к их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. При рассмотрении контрольной и надзорной деятельности часто происходит их отождествление, тогда как эти понятия следует различать. А. Шафранов, рассуждая о разграничении контрольной и надзорной деятельности, говорит: «Пожалуй, наиболее точным определением сущности контроля является определение его в качестве функции, состоящей в выявлении отклонений фактических параметров управленческой деятельности от нормативных». Надзор же является формой контроля и здесь А. Шафранов отмечает: «Сущность надзора — проверка правильности исполнения, то есть надзор за определенной деятельностью, за определенными правоотношениями, в ходе которых происходит реализация права, как в объективном, так и в субъективном смысле. Фактически надзор осуществляется за правильностью реализации правовых норм. В случае нарушения порядка их реализации возникают охранительные правоотношения в виде реакции надзорного органа, выраженной в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Однако это происходит только при нарушении конкретных правовых норм. При осуществлении надзора не происходит оценки целесообразности существования тех или иных отношений, целесообразности реализации тех или иных субъективных прав или обязанностей»3.
Исходя из этих высказываний, можно вывести различия между контролем и надзором. В первую очередь нужно отметить, что для исполнения функции надзора создаются специальные федеральные службы, тогда как контролирующую функцию могут выполнять любые исполнительные органы, т.е. надзорные органы должны быть обособлены. Деятельность надзорного органа связана с необходимостью точного и неукоснительного исполнения норм права и не дает оценки целесообразности того или иного акта или действия. В свою очередь контролирующий орган преследует цель обеспечить не только законность, но и целесообразное государственное управление.