Механизм реализации функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации функций, реализуемых государственным аппаратом.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного аппарата, его признаки, структуру и принципы функционирования;
- дать характеристику основным государственным органам в механизме государства;
- рассмотреть феномен бюрократии и побочного эффекта бюрократизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика функций государства…………………………………………...4
1.1. Понятие функций государства, формы и методы их осуществления……………………4
1.2. Способы и средства выполнения государством своих функций………………………...9
2. Организация и деятельность механизма реализации
функций государства…………………………………………………………………………14
2.1. Законодательные, исполнительные и судебные органы
государственной власти и механизм осуществления ими
государственных функций……………………………………………………………………14
2.2. Особенности осуществления функций
государства правоохранительными органами………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….........................26
Список использованной литературы…………………………………………………….....29

Файлы: 1 файл

Механизм реализации функций гос КУРС.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

б) Неправовые (организационные) формы

Организационные формы реализации функций государства  заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности государства реализуются на основе выполнения требований законности и в границах установленного правового урегулирования,

Среди неправовых форм выделяют:

  1. Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная работа соответствующих органов связанная с организацией функционирования органов государства, которая выражается в решении тех или иных задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.
  2. Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Это может быть работа, связанная с контрольно-ревизионной деятельностью, статистикой, организаций снабжения, сбыта и т.п.
  3. Организационно-идеологическая деятельность - воспитательная работа, связанная с формированием общественного мнения, обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законов и иных нормативных актов; работа средств массовой информации и т.д.

Головистикова А.Н. отмечает что: «В настоящее время  особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальной сфере)»4.

Методами осуществления  функций государства являются:

- Стимулирование, т.е. побуждение к выполнению тех или иных действий. Стимулы могут быть моральными и материальными. Д.Н. Бахрах отмечает «С помощью закрепляемых правом стимулов осуществляется целенаправленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков» Стимулирование, побуждение к действию реализовываются воздействием на потребности и интересы людей и соответственно, на их волю и поведение5.

- Убеждение может реализовываться путем воздействия на общественное и индивидуальное сознание посредством обсуждения, объяснения, демонстрации примера, внушения и т.п.

- Принуждение, т.е. воздействие через возможность применения силы, может осуществляться путем пресечения, предупреждения, ответственности за действия или бездействие. Основные виды принуждения — дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и уголовное.

Таким образом, проанализировав все выше сказанное  можно отметить, что многие из перечисленных  форм и методов могут быть реализованы  только государством через систему органов, учреждений и должностных лиц, наделенных властными полномочиями в установленном правовом порядке, т.е. государственным аппаратом.

 

1.2. Способы  и средства выполнения государством  своих функций.

 

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и  способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Понятие государственный  аппарат принято употреблять  в двух смыслах – широком и  более узком. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляют как адекватное понятию механизма государства.

Исходя из названий понятий «аппарат» и «механизм» можно сделать вывод, что система  государственных органов воспринимается как нечто механическое, как технический  механизм «модель и образец для  конструирования и работы государственной машины». Для того чтобы разобраться так ли это, необходимо обратиться к определению понятия государства. Понятие государства на разных этапах развития общества определялось по-разному. Аристотель считал, что государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. А для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой.

Русские юристы давали следующие определения: Естественно  возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка – так определяет государство Л. Гумплович. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г.Ф. Шершеневич. Общественный союз, представляющий собою, признанное принудительное властвование над свободными людьми, так определяет государство Н.М. Коркунов. Н.Н Деев дает следующее определение государства: «Государство — социально-организационный институт, представляющий собой систему взаимодействия многообразных социальных общностей и аппарата»6, т.е. государственный аппарат это рабочий орган государства. Соответственно этим определениям можно сделать вывод, что государство это не механически-техническое образование, а социальное. «Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей».

Изучение понятия  механизма государства определяется раскрытием его характерных черт или признаков, которые помогают отличать это понятие от негосударственных  структур в политической системе общества и от отдельных государственных органов. Вот эти признаки.

Механизм (аппарат) государства — это система  государственных органов, проникнутая  единством принципов его организации  и деятельности, закрепленных в Конституции  РФ, и федеральных законах.

Система государственных  органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов  вышестоящим. Это сложная структура, отражающая то определенное место, которое  в ней занимают различные органы, их соотношение и взаимодействие.

Механизм государства  неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Так функции реализуются через государственный механизм, который в свою очередь зависит от того, какие функции выполняет государство, и соответственно именно функции государства определяют структуру, развитие, и содержание деятельности тех или иных органов государственного аппарата.

Для обеспечения  своей деятельности государственный  аппарат обладает необходимыми материальными средствами, без которых не может функционировать ни одно государство.

Все органы государственного механизма имеют определенную компетенцию, т.е. совокупность его прав и обязанностей. При этом необходимо отметить, что права государственного органа одновременно и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами.

Таким образом, можно дать следующее определение  механизму современного государства:

Механизм современного государства – это пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, обладающих определенной компетенцией, осуществляющая задачи и функции государства.

Построение  и деятельность современного Российского  государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов. Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности.

Рассмотрим  эти принципы подробнее:

- Принцип разделения властей (законодательной, исполнитель ной, судебной), который обеспечивает систему сдержек и противовесов и формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

- Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа постановления любых органов государства.

- Принцип законности, правовых начал в деятельности всех органов механизма государства в их взаимоотношениях между собой и с народом, а также с различными общественными организациями.

- Профессионализм и компетентность государственных органов, Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных профессиональных управленцев. Печальный опыт организации государственного аппарата нашей страны показал, что каждый профессионал хорош на своем месте. Хороший специалист в области промышленного или сельскохозяйственного производства, но не обладающий достаточными навыками управления способен нанести огромный вред стране, даже руководствуясь при этом наилучшими мотивами.

- Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываясь перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

- Сочетание единоначалия и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие чёткой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определённой политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

- Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Этот принцип закреплен в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», а значит и государственного аппарата.

- Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, он позволяет учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

- Принцип национального равноправия означает, что доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще – не только о расовом или национальном, но и равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т.д.

- Субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации этот принцип характерен для федеративных (союзных) государств. Он позволяет разграничить компетенцию этих органов и определяет границы самостоятельности субъектов федерации.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма, рассматриваемые  во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  и деятельность механизма реализации  функций государства.

 

2.1. Законодательные,  исполнительные и судебные органы  государственной власти  и механизм осуществления ими государственных функций.

Первичным и  наиболее важным структурным звеном государственного аппарата является государственный  орган, т.е. элемент механизма государства, который имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующий с другими элементами механизма, образующими единое целое. Как видно из определения государственный орган имеет определенные признаки:

- образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе, т.е. образование и компетенция государственного органа определяются законодателем. Компетенция государственного органа – это совокупность его государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. При этом как отмечает В.С. Несесянц: «права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера»7.

Информация о работе Механизм реализации функций государства