Механизм реализации функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации функций, реализуемых государственным аппаратом.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного аппарата, его признаки, структуру и принципы функционирования;
- дать характеристику основным государственным органам в механизме государства;
- рассмотреть феномен бюрократии и побочного эффекта бюрократизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика функций государства…………………………………………...4
1.1. Понятие функций государства, формы и методы их осуществления……………………4
1.2. Способы и средства выполнения государством своих функций………………………...9
2. Организация и деятельность механизма реализации
функций государства…………………………………………………………………………14
2.1. Законодательные, исполнительные и судебные органы
государственной власти и механизм осуществления ими
государственных функций……………………………………………………………………14
2.2. Особенности осуществления функций
государства правоохранительными органами………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….........................26
Список использованной литературы…………………………………………………….....29

Файлы: 1 файл

Механизм реализации функций гос КУРС.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

В любом случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

В-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- о большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства

Организация и  деятельность таких государственных  органов детально и всесторонне  регламентируются в законодательном  порядке, в том числе путем  установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется  в относительном разнообразии выполняемых  социальных функций, содержание которых  предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам9.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов:

- устранение  нарушений предписаний Конституции  РФ;

- справедливое  разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов;

- выявление  и устранение нарушений закона  с помощью средств прокурорского  реагирования;

- раскрытие  преступлений и изобличение лиц,  виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

- предоставление  всем, кому это необходимо, квалифицированной  юридической помощи, особенно тем  лицам, которые привлекаются к  уголовной ответственности. 

Достижение  этих результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

Существенным  является и то, что все названные  функции (направления) взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Среди  них важное место занимают первые две - конституционный контроль и правосудие.

Правоохранительные  органы РФ - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.

К правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:

- они осуществляют  свою деятельность только на  основании закона и в соответствии  с законом, а в некоторых  случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

 

- правоохранительную  деятельность могут осуществлять  только лица, состоящие на службе  в правоохранительных органах,  имеющие специальную, чаще всего  юридическую, подготовку. Присвоение  другими лицами права осуществлять  правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

- начало их  деятельности в каждом случае  должно иметь повод - сообщение  о совершении преступления или  иного правонарушения либо необходимость  предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

- в процессе  своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;

- решения правоохранительных  органов во всех случаях являются  мерами юридического воздействия,  основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

- законные и  обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

- все связанные  с преступлениями и иными правонарушениями  решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

К государственным  правоохранительным органам относятся:

- суд;

- прокуратура;

- органы юстиции;

- органы внутренних  дел;

- органы предварительного расследования;

- таможенные  органы;

 

- служба по  контролю за наркотическими средствами  и психотропными веществами;

- органы обеспечения  безопасности.

К негосударственным  органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Принято считать, что основными задачи правоохранительных органов являются:

- охрана личности, ее прав и свобод;

- охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

- охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество и граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных  организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Достижение  перечисленных задач возможно при  реализации следующих функций:

- конституционного  контроля;

- отправления  правосудия;

- прокурорского  надзора;

- расследования  преступлений;

- оперативно-розыскной10;

- обеспечения  безопасности;

- исполнения  судебных решений;

- охраны общественного  порядка;

- оказания юридической  помощи и защиты по уголовным  делам;

- предупреждения  преступлений и иных правонарушений.

Чаще всего  предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение.

- Суды общей юрисдикции

- Арбитражные суды

- Конституционный суд России

- Прокуратура России11

- Следственный  комитет России12

- Министерство внутренних дел13

- Федеральная служба безопасности14

- Служба внешней разведки15

- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

- Федеральная таможенная служба

- Федеральная налоговая служба

- Органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные агентства).

В качестве примера, рассмотрим основные направления деятельности органов ФСБ РФ.

Основные направления  деятельности органов ФСБ РФ включают контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность.

Контрразведывательная деятельность – деятельность органов  Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для  осуществления органами ФСБ контрразведывательной  деятельности являются:

- наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

- необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

- необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

- необходимость обеспечения собственной безопасности.

Перечень оснований  для осуществления контрразведывательной  деятельности является исчерпывающим  и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Борьба с  преступностью в соответствии с  законодательством включает оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы Федеральной  службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами федеральных органов государственной  власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная  деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней  разведки РФ в целях получения  информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Порядок и условия  взаимодействия органов Федеральной службы безопасности и органов внешней разведки РФ устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.

Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также  порядок исполнения негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ РФ.

Сведения об организации, о тактике, методах  и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную  тайну. 
Заключение

 

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: Функции  государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления  и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной  курсовой работе не является конечной для Российского государства.

Функции государства представляют собой объективно необходимые, обязательные направления его деятельности по управлению делами общества, выражающие его сущность и социальное назначение, детерминированные целями, задачами государства и потребностями общественного развития.

 Для адекватного  понимания деятельности государства  по реализации его функций  целесообразно введение понятия  «механизм реализации функций  государства», представляющего собой  рассматриваемые в единстве совокупность  компетентных органов, форм и  методов их деятельности, опосредованный правом процесс управленческого воздействия на различные сферы общественной жизни в целях практической реализации функций государства. Основными элементами данного механизма являются: управляющая система (государство в лице его органов); правовые нормы, образующие в свою очередь своеобразный юридический механизм, с помощью которого обеспечивается содержательность воздействия в управлении обществом; управленческий процесс; методы и формы деятельности; правовые принципы, процедуры, целевое предназначение.

 Применительно  к органу государства юридическим  выражением его деятельности  по реализации функций государства  является его компетенция. Компетенция  органов внутренних дел представляет  собой нормативно закрепленную  систему властных полномочий (прав и обязанностей) в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, социального обслуживания населения.

Информация о работе Механизм реализации функций государства