Механизм реализации функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Вопросы механизма реализации функций государства имеют непосредственное практическое значение для любого современного государства. Это связано с тем, в первую очередь, что от того каким образом будут решены проблемы организации такого механизма во многом зависит его эффективность, эффективность государства в целом. Последнее же означает нередко и то, отражает ли государство интересы большинства своего населения или же оно не способно в должной мере осуществлять качественное управление происходящими в данном обществе процессами, не способно, иными словами, качественно выполнять возложенные на него задачи и функции. О проблемах такой организации механизма реализации функций государства будет сказано в следующих разделах данной работы.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие механизма осуществления функций государства _____4-8
Глава 2.Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства_________________________________________ 9-15
Глава 3.Орган государства: понятие, признаки, виды______________ 16-20
Глава 4.Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России_____________________21-22
Заключение___________________________________________________23-24
Список использованной литературы________________________________25

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 43.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЧелГУ»)

  • Юридический факультет 
  • Кафедра теории и истории государства и права

     

     

     

    Механизм реализации функций государства

    Курсовая  работа

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнила студентка гр.ЮС -105

    Зарипова  Яна

     

    Научный руководитель

    Байгутлин Расул  Исмагилович

     

    Дата защиты «____»__________2013 г.

    Оценка_________________________________________________________

    (подпись  научного руководителя)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Челябинск

    2013

    Содержание.                                                                                

     

             Введение

    Глава 1.Понятие механизма осуществления функций государства _____4-8

    Глава 2.Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства_________________________________________ 9-15

    Глава 3.Орган государства: понятие, признаки, виды______________ 16-20

    Глава 4.Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России_____________________21-22

    Заключение___________________________________________________23-24

    Список использованной литературы________________________________25

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

     
    Вопросы механизма реализации функций  государства имеют непосредственное практическое значение для любого современного государства. Это связано с тем, в первую очередь, что от того каким  образом будут решены проблемы организации  такого механизма во многом зависит  его эффективность, эффективность  государства в целом. Последнее  же означает нередко и то, отражает ли государство интересы большинства  своего населения или же оно не способно в должной мере осуществлять качественное управление происходящими  в данном обществе процессами, не способно, иными словами, качественно выполнять  возложенные на него задачи и функции. О проблемах такой организации  механизма реализации функций государства  будет сказано в следующих  разделах данной работы.

    В теории государства и права  вопросы механизма реализации функций  государства освещены достаточно полно. В последние годы в связи с  качественной переорганизацией российского  государства в научной литературе появилось немало публикаций на эту  тему. Высказываются различные точки  зрения по данным проблемам и предлагаются различные варианты их разрешения. В настоящей работе будет предпринята  попытка обобщить имеющийся материал и накопленный опыт в разработке темы механизма реализации функций  государства. Будут освещены вопросы, касающиеся понятия механизма реализации функций государства, принципов  его построения, структуры вообще и конкретных элементов его структуры.

    Предполагается также сделать  некоторый акцент на механизме реализации функций современного российского  государства, осветить некоторые проблемы, связанные с эффективностью его  построения.

    Глава 1. Понятие механизма осуществления функций государства.

     
     В связи с достаточной разработанностью  данной темы, как уже отмечалось, в науке теории государства  и права не возникает особых  разногласий по вопросу о содержании  такого понятия как механизм  осуществления функций государства.  Разночтения чаще всего носят  непринципиальный характер и  возникают чаще всего в силу  того, что отдельные авторы акцентируют  внимание на одних сторонах  рассматриваемого понятия, другие  же делают больший упор на  иных аспектах проблемы. В общем  и целом же понятие механизма  осуществления функций государства  не вызывает серьезных затруднения  в процессе раскрытия его содержания. Однако хотелось бы обратить  внимание на иную проблему. В  науке для обозначения понятия,  положенного в заглавие данной  работы, используются различные  термины и словосочетания. Можно  выделить три основных: 1) механизм  осуществления функций государства; 2) механизм государства; 3) аппарат  государства. Последние два чаще  всего рассматриваются как синонимы. Однако и здесь существуют  некоторые аспекты, требующие  более детального разъяснения.  Понятие “механизм государства”  тесно связано с понятием “государственный  аппарат”. Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком  и более узком. В широком  смысле понятие государственного  аппарата как совокупности всех  государственных органов совпадает  с понятием механизма государства,  идентично ему. В более узком  смысле под государственным аппаратом  принято понимать аппарат государственного  управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-  распорядительных, управленческих  органов государства, используется  понятие “государственный аппарат”  в науке административного права.

    В теории государства и права  понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком  значении, т. е. как адекватное понятию  механизма государства.

    Что же касается соотношения таких  понятий как механизм осуществления  функций государства и механизм (аппарат) государства, то данная проблема представляется следующим образом. Видимо данные два понятия также  тождественны, однако их употребление связано с обозначением различных  сторон государственного механизма. Так, понятие механизм осуществления  функций государства используется в случаях, когда необходимо сделать  акцент именно на функциональной стороне  механизма государства, указать  на смысл и цель его существования  – исполнение определенных функций. Понятие же механизм или аппарат  государства указывает более  на структурную сторону понятия, т. е. рассматривает механизм государства  с точки зрения его элементов.

    В этой работе данные понятия будут использоваться как тождественные.

    Итак, механизм осуществления функций  государства – это целостная  иерархическая система государственных  органов и учреждений, практически  осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

    Можно выделить несколько основных признаков механизма государства.

    1.   Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

    2.   Первичными структурными частями (элементами) механизма государства являются органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

    3.   Для обеспечения государственных властных полномочий и велений аппарат имеет непосредственные рычаги принуждения, соответствующие техническому уровню каждой отдельно взятой исторической реальности.

    4.   При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции.

    Коль скоро в данной работе рассматриваются  вопросы механизма государства  с точки зрения его функциональной природы, т. е. с точки зрения осуществления  функций государства, то последний  признак аппарата государства следует  выделить особо. Между функциями  государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В  силу того, что механизм государства  и создается для выполнения его  функций, последним в этой связи  принадлежит определяющая роль.

    Функции государства, как известно, представляют собой основные направления  деятельности. В различные периоды  времени функции государства  далеко неодинаковы. Достаточно, например, сравнить функции российского государства  в древнейший период его истории, в новое время и на современном  этапе. Разница очевидна. И как  следует из анализа структуры  механизма государства, он на каждом отдельном историческом отрезке  времени полностью подчинен осуществлению  функций государства и его  структура самым непосредственным образом связана с наличием или  отсутствием тех или иных функций  у государства. Органы государства  и учреждения вынуждены приспосабливаться  к изменяющимся его функциям.

     

    Механизм современного государства  отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его  частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок  расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь.

    Структура механизма государства  включает в себя:

    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Государственный орган это основной, основополагающий элемент государственного механизма.

    Особенностью государственных  органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и  возможностями которые связаны  с силой государства, с принятием  общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, государственные агентства, государственные службы и т. д;

    2) «материальные придатки» государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

    3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями  не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

    4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями  не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (государственные унитарные предприятия, например, или федеральные казенные предприятия);

    5) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Существуют также точки зрения в науке, согласно которым в качестве элемента государственного механизма  следует рассматривать и государственных  служащих. Однако, как представляется, такой подход не является обоснованным, поскольку государственная служба осуществляется в рамках какого-либо государственного органа, являющегося, как отмечалось, основным элементом  структуры механизма осуществления  функций государства. Поэтому не имеет смысла выделять государственных  служащих в качестве элемента механизма  государства наряду с государственными органами. 

    Механизм государства и его  структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как  внутренние (культурно-исторические, уровень  экономического развития и пр.), так  и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства  с другими государствами и  т.п.) факторы. Если государство имеет  большую территорию, то и система  управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма  государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий  и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений  в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные  для «хирургического» вмешательства  и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса  на первое место должны выдвигаться  научные, воспитательно-образовательные  подразделения, учреждения культуры и  т.д.

    Глава 2. Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства.

     
    Построение и деятельность механизма  государства осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективный  характер. Их всесторонний учет, как  при образовании государственных  органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

    Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства  и которым они должны следовать  в своей деятельности. Принципы организации  и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят  закрепление в его конституции  и соответствующих законах, посвящённых  отдельным ветвям власти, отдельным  подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре  и т.д. Одни из этих принципов чётко  сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.1

    До недавнего времени основными  принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая  наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учёт и  контроль; партийное руководство  деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

    Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и  других сферах общественной жизни нашей  страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных  органов. Государственная жизнь  начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное  функционирование механизма государства.

    Рассмотрим основные принципы механизма  государства.

    1. Демократизм. «Демократия», в переводе с греческого, означает «народовластие». Содержание данного принципа составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод.

    Принцип демократизма закрепляется главным  образом в конституциях государств. Так часть 1 и 2 статьи 3 Конституции  РФ гласит: «Носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный  народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления». Часть 1 статьи Конституции Республики Беларусь гласит: «Единственным источником государственной  власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией».

    Информация о работе Механизм реализации функций государства