Механизм реализации функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Вопросы механизма реализации функций государства имеют непосредственное практическое значение для любого современного государства. Это связано с тем, в первую очередь, что от того каким образом будут решены проблемы организации такого механизма во многом зависит его эффективность, эффективность государства в целом. Последнее же означает нередко и то, отражает ли государство интересы большинства своего населения или же оно не способно в должной мере осуществлять качественное управление происходящими в данном обществе процессами, не способно, иными словами, качественно выполнять возложенные на него задачи и функции. О проблемах такой организации механизма реализации функций государства будет сказано в следующих разделах данной работы.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие механизма осуществления функций государства _____4-8
Глава 2.Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства_________________________________________ 9-15
Глава 3.Орган государства: понятие, признаки, виды______________ 16-20
Глава 4.Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России_____________________21-22
Заключение___________________________________________________23-24
Список использованной литературы________________________________25

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов  в зависимости от того, что они  представляют собой - коллективное образование  или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.

По такому критерию, как юридический  источник их легитимности, органы государства  подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации  для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной  и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации);

б) органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке для непосредственного  обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства  РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ). Государственные органы, относящиеся  к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать  первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой  ветви власти относятся, государственные  органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов  Федерации. При этом, согласно данному  критерию, суды, прокуратура, вооруженные  силы всегда относятся к федеральным  органам.

По действию во времени государственные  органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных  органов Российской Федерации и  ее субъектов, согласно Конституции  и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов  Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных  органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма  государства.

Исследование различных видов  государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных  выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России.

 
Подводя итоги рассмотренной теме, хотелось бы остановиться на тех конкретных сложностях, которые возникают на современном этапе построения российской государственности при организации  механизма осуществления функций  российского государства. Естественно, что подробный анализ всех проблем  в рамках настоящей работы не представляется возможным. Поэтому кратко остановимся  на основных.

Когда говорят о проблемах аппарата российского государства, то неизменно  начинают с его чрезмерной бюрократизации. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный  интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, местный или ведомственный –  в групповой или личный, т. е. государственные  задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские – в государственные.

Пожалуй самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее саморазрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата – верный признак бюрократической «болезни».

На современном этапе развития предпринимаются широкие меры по дебюрократизации государственного аппарата, о чем свидетельствуют, в частности, последние структурные преобразования в структуре Правительства Российской Федерации, а также более ранние изменения в системе государственной  службы РФ.

Бюрократизация порождает и  иные проблемы государственного аппарата, такие как взяточничество, несоблюдение основных принципов деятельности государственных органов – принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и др.

Кроме того одной из существенных трудностей в организации механизма  осуществления функций государства  является рациональность его построения. В частности, это касается согласования структуры механизма с существующими  функциями.

Так, например, в сфере управления экономикой необходимость наиболее рациональной структуры механизма  управления напрямую связана с вопросом экономического благополучия государства  и населения и т. д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
Механизм государства, как система  органов и учреждений, посредством  которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций  государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления  государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными  особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в  мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач  любой конституции. Весь огромный разветвленный  горизонтально и вертикально  механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни  общества.

Этот вопрос особенно актуален для  России в настоящее время, когда  идет интенсивное государственное  строительство, многое возникает вновь  или кардинально обновляется. Здесь  для нас может быть очень полезен  мировой опыт старых демократий, нестареющие  труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции  СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное  самоуправление, права человека, гражданское  общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной  власти. При этом за каждым органом  закрепляются определенный круг задач  государственной власти, соответствующих  его компетенции. Одностороннее  ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Правовое государство, выступающее  важнейшей составной частью гражданского общества, основы которого декларируются  Конституцией РФ 1993 года, является целью  и перспективой развития Российской государственности. Правовое государство  предполагает взаимную ответственность  государственной власти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенность граждан от любого произвола государственных органов, приоритет прав и свобод личности, равенство перед законом и  абсолютное подчинение закону всех без  исключения членов общества. Из этого  вытекает множество задач по совершенствованию  механизма государства, особенно возрастает роль институтов конституционного контроля за законностью. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как  в плане законотворчества, так  и в плане юридических гарантий законности.

Необходимым условием становления  и формирования правового государства  является также наличие единого  правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов  федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Алексеев С.С. Государство и  право. М., 1997.

3. Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации. Учебник  -М.: Норма, 1998.

4. Венгеров А.Б. Теория государства  и права: Учебник для юридических  вузов. -М.:Новый Юрист, 1998.

5. Комаров С.А. Общая теория  государства и права в схемах  и определениях. -М.: Юрайт, 1998.

6. Комментарий к Конституции  Российской Федерации. М.: Изд-во  БЕК, 1999.

7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория  государства и права. М., Изд-во  «Спарк» 2000.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория  государства и права – Курс  лекций. М., Изд-во «Юристъ». 2001.

9. Право и политика современной  России. М.: Былина, 1996.

10. Румянцев О.Г. Основы конституционного  строя России. М., Изд-во «Юристъ». 1994.

11. Теория государства и права.  Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997.

12. Теория права и государства.  Учебник /Под ред. проф. В.В.  Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997.

13. Чиркин. Основы государственной  власти. - М.: Юристъ, 1996.

14. Черданцев А.Ф. Теория государства  и права. М., Изд-во «Юрайт» 2001.


Информация о работе Механизм реализации функций государства