Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:25, курсовая работа
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства ……………………………………….4
2. Структура механизма государства …………………………………….8
З. Механизм Российского государства ………………………………….13
4. Место и роль ОВД в государственном аппарате……………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….34
Следует назвать еще один принцип, имеющий основополагающее значение в деятельности государственных органов, — это принцип законности, который выступает в качестве необходимого требования к поведению и действиям должностных лиц. Наделив государственных служащих достаточно широкими полномочиями, государство предъявляет повышенные требования к их профессиональному мастерству, а также моральному облику, характеру взаимоотношений с другими лицами как в рабочее время, так и в часы отдыха7. Для иллюстрации этого положения достаточно вспомнить, что поводом для недавнего отстранения от должности министра юстиции РФ послужило нахождение лица, занимающего эту должность, в достаточно сомнительной компании в свободное от работы время.
Повышенные требования к должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, предъявляются потому, что их профессиональное мастерство и неукоснительное соблюдение правовых и даже моральных норм оказывают существенное значение на состояние дел в государстве и обществе. Вся деятельность государственных служащих должна быть направлена на решение государственных проблем, охрану и защиту интересов государства, прав и свобод граждан. Государство не всегда способно своевременно и оперативно выявить и приостановить действия государственных служащих, совершаемые в своекорыстных целях и вопреки интересам государства. Поэтому в превентивных целях оно освобождает от должности всех государственных служащих, чье поведение позволяет сомневаться в честности и порядочности их действий
В ряде государств принимаются специальные нормативно-правовые акты, закрепляющие систему правил поведения государственных служащих. Так, исполнительным приказом Президента США от 17 октября 1990 г. были введены «Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих». Этим актом, в частности, предписывается следующее: 1) исключить какие бы то ни было личные или финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению своего служебного долга, 2) не принимать подарки от лиц, добивающихся от кого-либо совершения каких-либо официальных действий либо имеющих какие-либо официальные дела; 3) действовать в рамках Конституции, правовых и этических норм и всячески избегать таких действий, которые могут быть истолкованы как их нарушение.
3. МЕХАНИЗМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Механизм Российского
Государственную власть в субъектах
РФ осуществляют образуемые ими органы
государственной власти. Субъектам
РФ предоставляется право
Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов
Принцип законности обеспечивает создание единого политико-правового режима в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, согласованность их действий, реализацию мероприятий, закрепленных нормативно-правовыми актами федеральных органов, на территории субъектов РФ с учетом их специфики и интересов населения.
Последовательное закрепление и проведение принципа разделения властей обеспечивает единство организационной основы федеральных органов государства и органов государственной власти субъектов РФ. Система сдержек и противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ, творчески применяется ими при конструировании собственной системы органов государственной власти. По мере накопления опыта оптимальный вариант системы сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специальном федеральном законе.
Демократизм деятельности механизма Российской государства выражается в праве народа участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в отправлении правосудия, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в любые государственные органы.
Принцип субординации и координации компонентов системы механизма Российского государства требует строгой государственной дисциплины, подчинения по вертикали вышестоящим органам и координации деятельности с органами, выполняющими однотипные либо общие задачи. Негативное отношение отдельных органов субъектов РФ к этому принципу, стремление выйти из-под подчинения центру по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, создает дополнительные искусственные препятствия на пути экономических, социальных и иных реформ, вносят дисгармонию в деятельность единого государственного механизма.
Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компонентов механизма Российского государства играют федеральные органы. Особое значение имеет деятельность Президента РФ как главы государства, призванного обеспечивать согласованное взаимодействие всех ветвей власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и наделенного в этих целях специальными полномочиями.
Президент Российской Федерации
Как глава государства Президент согласно ст. 80 Конституции РФ является 1) гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; 2) принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации; 3) обеспечивает согласованное действие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики; 5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни осуществлялась, в конечном счете направлена на охрану Конституции, обеспечение ее неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого правового режима, при котором ни один орган государства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.
В этих целях Президент наделяется широкими полномочиями в подборе кандидатур на ключевые государственные посты. Часть из них он назначает самостоятельно, другую часть — Государственная дума либо Совет Федерации по его предложению. Государственная дума дает согласие на назначение Президентом Председателя Правительства и по предложению Президента назначает на должность Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ также представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ.
Самостоятельно Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ, назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, формирует Совет Безопасности, Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Президента в субъектах Федерации, высшее командование Вооруженных Сил РФ, послов РФ в иностранных государствах.
Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспечении эффективной работы Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Так, Президент имеет право председательствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ, отменять действие постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В случае возникновения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации, Президент РФ использует согласительные процедуры. Конституция не называет конкретных форм этих процедур, предоставляя право определять их самому Президенту с учетом конкретных условий и сути конфликта.
Президент наделен правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина, действие актов приостанавливается до их рассмотрения компетентным судом9.
Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Президенте дипломатических представителей.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент РФ утверждает планы строительства, применения Вооруженных Сил РФ, издает указы о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.
Президент РФ правомочен решать и значительную часть вопросов, связанных с реализацией прав и свобод личности — граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, он решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий. Президент также осуществляет помилование лиц, отбывающих уголовное наказание по приговору суда.
Президент РФ избирается на основе всеобщих равных прямых выборов и при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Исполнение полномочий Президентом начинается с принятия им присяги в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного Суда РФ. Полномочия Президента ограничиваются истечением срока его пребывания в должности с момента принятия присяги вновь избранным Президентом РФ.
Конституция предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Президента по трем основаниям; 1) по инициативе самого Президента; 2) в случае стойкой нетрудоспособности; 3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента от должности.
В Конституции же определена только
процедура прекращения
Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание РФ — это представительный и законодательный орган страны. Оно осуществляет законодательную власть; принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные к компетенции представительных органов власти.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат; Государственной думы и Совета Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов, избранных населением, а Совет Федерации — из 178 членов. В эту палату входят по два представителя от каждого субъекта РФ — главы его представительного и исполнительного органов.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Совместные заседания палат согласно ст. 100 Конституции могут проводиться в трех случаях: 1) для заслушивания ежегодных посланий Президента РФ; 2) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; 3) для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Важнейшим направлением деятельности Федерального Собрания является утверждение федерального бюджета, подготавливаемого высшим федеральным органом исполнительной власти — Правительством РФ. Первоначально бюджет рассматривается и утверждается в форме федерального закона Государственной Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом
Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некоторыми только ей присущими полномочиями. Важнейшей прерогативой Государственной думы является принятие федеральных законов и утверждение федерального бюджета.
В целях обеспечения эффективной деятельности органов исполнительной власти Государственная дума имеет право на следующие действия. 1) Государственная дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. 2) Государственная дума выносит вотум недоверия Правительству, который либо принимается Президентом, либо оставляется им без последствий. Президент может не согласиться с вотумом недоверия Правительству, распустить Государственную думу и назначить новые выборы. 3) Государственная дума назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов, уполномоченного по правам человека. 4) Государственная Дума выдвигает обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности.