Механизмы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. Понятие механизма государства ……………………………………….4
2. Структура механизма государства …………………………………….8
З. Механизм Российского государства ………………………………….13
4. Место и роль ОВД в государственном аппарате……………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Механизм государства.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Для вступления федерального закона в силу требуется его одобрение Советом Федерации, что служит серьезным барьером на пути плохо продуманных законов, принятых Государственной думой.

К исключительной компетенции Совета Федерации относится прежде всего отрешение Президента от должности. На основании выдвинутого Государственной думой обвинения Президента в совершении тяжкого государственного преступления Совет Федерации принимает окончательное решение по этому вопросу. Совет Федерации также назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов10.

Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного либо чрезвычайного положения и решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Поскольку осуществление руководства внешней политикой отнесено к полномочиям Президента РФ, то и вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ Совет Федерации может рассматривать как по своей инициативе, так и по представлению Президента.

Совет Федерации также  назначает выборы Президента РФ по истечении срока

полномочий, а также  в случаях отставки, неспособности  по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента РФ либо отрешения  от должности.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ возглавляет  исполнительную власть и обеспечивает ее эффективное действие. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Ст. 114 Конституции РФ выделяет шесть основных направлений деятельности Правительства РФ.

1. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, вносит его на рассмотрение Государственной думы и обеспечивает исполнение. Федеральный бюджет представляет собой совокупность расходов и доходов Российской Федерации за год и является важнейшим инструментом политики государства.

2. Правительство РФ  проводит единую финансовую, кредитную  и денежную политику. Основные  задачи, решаемые Правительством  в настоящее время, сводятся  к сокращению дефицита федерального  бюджета, укреплению его доходной  части, предотвращению неконтролируемого роста расходов бюджета.

3. Важную роль играет  Правительство в области культуры, Науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения и экологии. Оно обеспечивает проведение  единой государственной политики  во всех названных сферах путем  их финансирования, а также принятия действенных мер по организации эффективной деятельности органов управления культурой, наукой, образованием, медициной.

4. Правительство осуществляет  управление федеральной собственностью, к которой относятся здания, сооружения, предприятия, составляющие основу национального богатства страны, объекты оборонного производства, железные дороги, средства связи и другие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства страны. Правительство решает вопросы создания и ликвидации относящихся к федеральной собственности предприятий, назначает представителей государства на предприятиях, создаваемых с участием государства и иных лиц и др.

5. В числе основных  мер, принимаемых Правительством  РФ в области обороны, осуществляется оснащение Вооруженных Сил РФ оружием и военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами, определение порядка воинского учета, организация контроля за экспортом оружия и военной техники, обеспечение военнослужащих и членов их семей жильем.

6. Правительство уделяет большое внимание обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Председатель Правительства  назначается Президентом РФ с  согласия Государственной думы. Председатель Правительства РФ после назначения представляет Президенту РФ свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень центральных органов федеральной исполни тельной власти, подведомственных Правительству РФ. Председатель Правительства РФ также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. В аналогичном порядке представляются и кандидатуры на должности руководителей иных федеральных органов исполнительной власти. Окончательное решение по всем предложенным кандидатурам принимает Президент РФ.

Инициатива отставки Правительства может исходить от Президента РФ, самого Правительства РФ или Государственной думы.

Правительство уходит в  отставку в полном составе. Решение об этом оно принимает на заседании Правительства большинством голосов в связи с какими-либо серьезными обстоятельствами в стране: экономическим кризисом, неспособностью Правительства обеспечить реализацию федеральных законов и др.

Органы правосудия в Российской Федерации

Конституция называет суд  единственным органом, правомочным  осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроизводства определяется и судебная система Российской Федерации. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов  назначаются Президентом РФ.

Конституция устанавливает  три обязательных требования к кандидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако федеральными законами могут устанавливаться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Суда РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической специальности не менее 15 лет.

Важнейшими гарантиями правосудия являются следующие закрепленные Конституцией принципы: 1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и федеральным законам; 2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полномочий, З) неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Последовательное проведение принципа разделения властей Конституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно независимы от законодательной и исполнительной властей11. Конституция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив принцип несменяемости судей. Этот принцип означает, во-первых, отсутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномочия судьи иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и, в-третьих, судья не подлежит без его согласия переводу на другую должность или в другой суд.

Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей  и невозможности привлечения  их к уголовной ответственности  иначе, как в порядке, определяемом федеральным законом.

 

 

 

 

4. МЕСТО И РОЛЬ ОВД В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ

 

Значение правотворческой  деятельности ОВД предопределяется тем обстоятельством, что от ее уровня и качества, в конечном итоге, зависит  совершенство правовой базы деятельности ОВД. Наличие таковой - что непременное  условие эффективной работы ОВД по выполнению возложенных на них задач по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и борьбе с преступностью.

Именно государство, с  первую очередь, заинтересовано в том, чтобы был создан эффективный  правовой режим работы ОВД. Важно отметить, что Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации уделяют значительное внимание этому направлению.

Однако очевидно и  то, что основной объем право-подготовительной работы должно решать само МВД России, в том числе, и по подготовке законодательных, президентских и правительственных актов. Этому придан статус одной из важнейших функций Министерства. На МВД России возлагаются задачи совершенствования нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел, разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью12.

Со дня провозглашения в 1990 г. государственного суверенитета МВД России принимало самое активное участие в формировании и развитии правовой основы деятельности органов внутренних дел.

За этот период принято  свыше 600 законодательных, президентских  и правительственных актов на федеральном уровне, разработанных  непосредственно министерством, заключено 60 международных соглашений межведомственного характера, издано несколько тысяч ведомственных актов. Соответствующая работа проведена и на региональном уровне.

В итоге сформированы основы новой нормативной правовой системы деятельности органов внутренних дел. Правовая база их работы по своим главным параметрам и характеристикам приближена к требованиям современного этапа развития общества и существенно отличается от ранее существовавшей союзной оснастки. Основными ее чертами являются;

- охват правовым регулированием  всех важнейших направлений 
оперативно-служебной деятельности органов внутренних пел;

- ориентированность на  повышение уровня нормативной  регламентации деятельности органов  внутренних дел, закрепление основных  параметров их функционирования  в актах высшей юридической  силы;

- наличие базовых законодательных актов, определяющих организационно-правовой статус органов внутренних дел и большинство направлений их работы;

- открытость нормативного  правового материала;

- отсутствие идеологизированных  нормативных правовых предписаний.

Правотворческая деятельность органов внутренних дел представляет собой весьма сложный и требующий специальных познаний процесс формирования и принятия правовых актов уполномоченными должностными лицами в рамках соответствующих процедур. Основные принципы и требования этой технологии на федеральном уровне урегулированы Правилами подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России13. На местах: в МВД, ГУВД. УВД субъектов Российской Федерации также приняты аналогичные документы.

Механизм правообеспечения составляют те виды юридической деятельности, в процессе и посредством которых, осуществляется поднормативное регулирование и охрана общественных отношений, обеспечивается нормальный процесс реализации правовых норм непосредственными их адресатами: организационно-распорядительная, регистрационная, удостоверительная, разрешительная, правоприменительная, контрольная, право ограничительная, правозащитная, правовосстановительная, правоисполнительная.

Основная функциональная направленность видов юридической деятельности, осуществляемой ОВД, является охранительной, несмотря на то, что она содержит и регулятивные компоненты. В связи с этим есть основания рассматривать деятельность ОВД в качестве одного из основных компонентов механизма правообеспечения.

В ст. 2 Закона РФ «О милиции» (в ред. 18.12.2006 г.)14 получили закрепление шесть важнейших задач, выполнение которых является обязательным условием функционирования механизма правообеспечения:

  1. обеспечение безопасности личности;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. выявление и раскрытие преступлений;
  4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  5. защита частой, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений с участием органов внутренних дел  могут быть действия и события, кратковременное  факты и состояния, действия правомерные и неправомерные.

Из правомерных действий главными основаниями возникновения  правоотношений являются: 1) акты органов  внутренних дел, 2) заявления и письма граждан, сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, статьи, заметки, письма, опубликованные в печати, явка с повинной15.

1. Административный акт  - это ненормативный акт органа  управления, издаваемый им в пределах  предоставленной ем компетенции.  В отличие от нормативного  акта он направлен на возникновение,  изменение или прекращение конкретного правоотношения, поэтому административный акт    называют   обычно    актом    индивидуального значения, актом применения. Административный акт - это одностороннее волеизъявление органа управления. Он всегда рассчитан на определенный случай, издается в связи с конкретными фактами. Являясь актом органа государства, наделенного властной функцией, административный акт носит характер веления, приказа, обязательного исполнения.

Административный акт  органов внутренних; дел может  быть результатом инициативы этого органа, а может быть и результатом инициативы других лиц. В связи с этим органы внутренних дел издают: I) административные акты по заявлению заинтересованного лица и 2) административные акты без заявления заинтересованного лица.

Информация о работе Механизмы государства