Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:24, курсовая работа
Актуальность темы велика как никогда раньше, ведь именно проведение государством грамотной социальной политики отражается на благополучии и благосостоянии народа – единственного источника власти в современном демократическом государстве.
Введение
Сущность социально-экономической политики государства
Система социально-экономической политики
Основные направления социально-экономической политики государства
Социальная защищенность граждан
Анализ социально-экономической политики Казахстана
Социальное страхование
Социальная защита в Казахстане
Оценка социально-экономического развития Казахстана
Пути улучшения социальной системы Казахстана
Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана
Заключение
Список использованной литературы
Государство было не в состоянии в полном объеме выполнить обязательства по рассматриваемым социальным выплатам гражданам и к 1999 году перед получателями пособий сложились огромные суммы задолженности. В этих условиях стала очевидной необходимость проведения реформ в области социальной защиты населения, не имеющего достаточных средств для существования. Одним из приоритетных направлений в новой социальной политике стала борьба с бедностью. Бедность в середине 90-х представляет не только как показатель уровня жизни народа, но и отражает общее самочувствие всего общества. Так, на конец 1996 года почти 34,6 процента казахстанцев не могли себе позволить объем минимальной потребительской корзины и удовлетворение основных человеческих потребностей.
В целях решения данной проблемы Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные правила оказания адресной социальной помощи на 1999 г. Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Так, в Государственной программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 гг. с учетом регионального различия уровня бедности предусматривается выделение из государственного бюджета средств на социальное обеспечение населению в размере 0,8 процента ВВП в 2000 г., 1 процент - в 2001 г., и столько же - в 2002 г. Размер социальной помощи зависит от глубины бедности - чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.
В целях смягчения безработицы в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку. Из Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года.
Рисунок 2 – Численность получателей и среднемесячный размер назначенных государственных социальных пособий
Казахстанский бизнес уже прочно стоит на ногах, начинает осознавать свою социальную ответственность и выстраивать свою деятельность в соответствие с ней. Пример в этом подают наши национальные компании и крупные инвесторы, выделяя средства на благотворительность, проекты в образовании, здравоохранении, спорте и культуре, оказывая реальную поддержку социально незащищенным гражданам. Для бизнеса - среды такая практика должна стать нормой так, как это происходит в развитых странах.
2.3 Оценка социально-экономического развития Казахстана
Здравоохранение
С введением Указов Президента, имеющих силу Закона «О медицинском страховании граждан (ОСМ) в РК», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК» от 16 июня 1995 года и Постановления Правительства РК от 16 ноября 1995 года «Об утверждении положения и порядке оказания платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения», ситуация радикально изменилась. Основной целью принятых нормативно-правовых актов являлось проведение общегосударственных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, снятия негативных факторов, вызванных внешней средой (экологические, техногенные и др.), формирования здорового образа жизни, предупреждение и снижение основных заболеваний, реформирование системы здравоохранения на основе новых, экономически прогрессивных отношений и улучшения показателей здоровья населения.
В соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О медицинском страховании граждан» ОМС является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам Казахстана доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов. Страховые платежи - взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются: для неработающего населения - за счет средств бюджета в соответствии с удельным весом расходов финансирования из расчета на одного жителя; для работодателя - в процентах по отношению к фонду оплаты труда и относится к расходам, вычитаемым из совокупного годового дохода юридических и физических лиц. Размер платежей , порядок и срок их оплаты устанавливались Правительством республики. Каждому застрахованному выдавался единого образца по республике страховой полис обязательного медицинского страхования отделениями фонда.
Основой для дальнейшего законодательного обеспечения деятельности системы здравоохранения стал Закон РК «Об охране здоровья народа РК» от 19 мая 1997 года. В соответствии со статьей 4 Закона принципами государственной политики в области охраны здоровья граждан определялись следующие приоритеты:
- обеспечение государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области охраны здоровья;
- доступности, преемственности бесплатности в рамках гарантированной
ответственности за их реализацию;
- социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;
- социальной справедливости и равенства в получении медицинской помощи в рамках гарантированного объема медицинской помощи;
- развития здравоохранения в соответствии с потребностями населения и создания равных условий для организаций, независимо от форм собственности;
- ответственности центральных исполнительных органов, а также местных представительных и исполнительных органов, работодателей, должностных лиц за создание условий, обеспечивающих укрепление и охрану здоровья граждан;
- ответственности медицинских и фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, за вред, причиненный здоровью граждан;
- ответственности граждан в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих лиц.
Таблица 3 – Численность врачей всех специальностей
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Республика Казахстан | 54758 | 55509 | 57514 | 59375 | 58945 | 60656 |
Акмолинская | 2206 | 2234 | 2334 | 2299 | 2204 | 2177 |
Актюбинская | 3213 | 3275 | 3274 | 3404 | 3380 | 3425 |
Алматинская | 3329 | 3374 | 3954 | 4015 | 3327 | 3577 |
Атырауская | 1445 | 1422 | 1492 | 1539 | 1509 | 1541 |
Восточно-Казахстанская | 5493 | 5551 | 5625 | 5788 | 5753 | 5739 |
Жамбылская | 2526 | 2514 | 2558 | 2907 | 2642 | 2682 |
Западно-Казахстанская | 2019 | 1968 | 2018 | 2026 | 1837 | 1931 |
Карагандинская | 5862 | 6013 | 6173 | 6074 | 6150 | 6304 |
Костанайская | 2225 | 2216 | 2295 | 2277 | 2208 | 2245 |
Кызылординская | 1970 | 1967 | 2177 | 2289 | 2069 | 2169 |
Мангистауская | 1210 | 1189 | 1432 | 1447 | 1586 | 1637 |
Павлодарская | 2859 | 2945 | 2870 | 2826 | 2860 | 2903 |
Северо-Казахстанская | 1613 | 1600 | 1545 | 1596 | 1624 | 1650 |
Южно-Казахстанская | 6269 | 6361 | 6450 | 6720 | 6837 | 7155 |
г. Астана | 3015 | 3287 | 3716 | 4246 | 4675 | 5109 |
г. Алматы | 9504 | 9593 | 9601 | 9922 | 10284 | 10412 |
На работодателей возлагается ответственность за экологическое благополучие, обеспечение здоровых условий труда, быта и отдыха граждан; соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, содержание производственных помещений и территорий; информирование населения о вредных факторов производства; ущерб, причиненный здоровью граждан и др.
Законом определена организация охраны здоровья граждан, государственная система здравоохранения, полномочия юридических и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, порядок и выдача лицензий, а также меры по обеспечению экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения.
По существу настоящий Закон определил правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан а РК, регламентировал участие государственных органов, физических и юридических лиц в реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и стал основой для разработки дальнейших нормативно-правовых актов в области здравоохранения. В последующие годы в соответствии с этим Законом была подготовлена государственная программа «Здоровье народа», которая включает в себя подпрограммы по туберкулезу, профилактике СПИДа, иммунопрофилактике, охране материнства и детства, первичной медико-санитарной помощи, здоровому образу жизни. Также подготовлена Государственная программа развития медицинской и фармацевтической промышленности.
Таблица 4 – Численность больничных коек
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Республика Казахстан | 116637 | 117563 | 119033 | 119552 | 120840 | 121246 |
Акмолинская | 7137 | 7092 | 7445 | 7362 | 7335 | 7042 |
Актюбинская | 5565 | 5590 | 5454 | 5330 | 5540 | 5534 |
Алматинская | 8493 | 8661 | 8570 | 8673 | 7456 | 7634 |
Атырауская | 3598 | 3504 | 3535 | 3603 | 3685 | 3689 |
Восточно-Казахстанская | 11293 | 11347 | 12125 | 12153 | 13249 | 12668 |
Жамбылская | 6391 | 6401 | 6540 | 6660 | 6730 | 6828 |
Западно-Казахстанская | 4870 | 4910 | 4962 | 4992 | 4992 | 4992 |
Карагандинская | 13363 | 13525 | 13534 | 13559 | 13533 | 13281 |
Костанайская | 6740 | 6953 | 7139 | 7156 | 7113 | 7248 |
Кызылординская | 5930 | 6090 | 6055 | 6052 | 5810 | 5745 |
Мангистауская | 3230 | 2725 | 2730 | 2800 | 3165 | 3440 |
Павлодарская | 6573 | 6781 | 6576 | 6670 | 6570 | 6531 |
Северо-Казахстанская | 5503 | 5493 | 5531 | 5681 | 5648 | 5540 |
Южно-Казахстанская | 13376 | 13720 | 13676 | 13383 | 14089 | 13494 |
г. Астана | 3616 | 3743 | 4121 | 4141 | 5169 | 5379 |
г. Алматы | 10959 | 11028 | 11040 | 11337 | 10756 | 12201 |
В Послании народу Казахстана Президент выделил основные задачи в области здравоохранения, которые следует реализовать:
- добиться результативности и повышения качества медицинских услуг путем пересмотра механизмов управления, финансирования, координации и контроля в сфере здравоохранения. Следует также внедрить систему отчетности медицинских учреждений, открытую для общества, и систему внутреннего контроля и внешнего аудита.
- подготовить программы для повышения средней продолжительности жизни, снижения показателей детской и материнской смертности, уровня заболеваемости туберкулезом и темпов роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом;
- начальная медицинская подготовка должна стать обязательной частью всех школьных и университетских учебных планов. В этой связи также нужно повысить уровень знаний и информированности населения по вопросам здорового образа жизни;
- в ближайшие три года надо построить с использованием механизма государственно-частного партнерства 100 больниц в регионах Казахстана;
- должны быть созданы стимулы для развития конкурентного рынка медицинских услуг и услуг медицинского страхования, доступных населению.
Образование
Одним из первых нормативно - правовых актов стал Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, заложивший правовую основу происходящих условий в системе образования республики. В Законе были сформулированы основные задачи образования, главной из которых является создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Основными принципами государственной политики в области образования согласно статьи 3 были определены:
- равенство прав всех граждан РК на получение образования;
- бесплатность образовательных услуг в пределах государственных стандартов образования;
- разнообразие учреждений образования по видам собственности, направлениям деятельности, формам воспитания и обучения;
- непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней;
- научный характер, правовая и экологическая направленность;
- опережающее развитие образования;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- независимость образования от политического и идеологического воздействия, препятствующего получению объективных знаний.
Государство, как определено Законом «Об образовании», проявляет заботу о своих гражданах, всячески содействуя на всех ступенях непрерывного образования: семейного воспитания, дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольном воспитании и обучении, при получении профессионального - технического, среднеспециального, высшего, послевузовского (аспирантура, докторантура), дополнительного образования.
Информация о работе Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана