Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы велика как никогда раньше, ведь именно проведение государством грамотной социальной политики отражается на благополучии и благосостоянии народа – единственного источника власти в современном демократическом государстве.

Содержание работы

Введение
Сущность социально-экономической политики государства
Система социально-экономической политики
Основные направления социально-экономической политики государства
Социальная защищенность граждан
Анализ социально-экономической политики Казахстана
Социальное страхование
Социальная защита в Казахстане
Оценка социально-экономического развития Казахстана
Пути улучшения социальной системы Казахстана
Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Тгу.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Следующим правовым актом стала первая Конституция РК, принятая 28 января 1993 года. Так, статьей 24 этого Закона страны было определено, что каждый гражданин республики имеет право на образование, которое обеспечивается бесплатным средним, среднеспециальным, высшим образованием в государственных учебных учреждениях. Закон РК «О высшем образовании», принятый в 1993 году, в соответствии с Конституцией 1993 г. и Законом «Об образовании», определяет принципы государственной политики в области высшего образования. Этот Закон, развивая конституционные положения об основных направлениях развития высшего образования, конкретизировал ее цели: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, приобретении высокой квалификации в избранной области, а также организацию и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов, научно - педагогических кадров высшей квалификации для преподавательской работы в вузах на основе полной перестройки всей работы высшей школы.

Правовые основы образовательного процесса свое дальнейшее развитие получили в новой Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г. Так, статьей 30 этой Конституции, гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных учреждениях. Получение среднего образования является обязательным для всех. Каждый гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном учреждении. Решительные шаги были сделаны к возрождению казахского языка, развитию казахских школ, созданию национальных образовательных систем, к многоукладности, открытости образования, к дифференциации, деполитизации и демилитаризации учебных заведений.

 

Таблица 5 – Численность общеобразовательных школ

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Республика Казахстан

8221

8157

8055

7958

7859

7811

Акмолинская

716

710

697

684

667

654

Актюбинская

491

488

483

483

476

472

Алматинская

754

755

755

753

759

756

Атырауская

199

200

202

200

200

202

Западно-Казахстанская

482

475

466

454

440

435

Жамбылская

472

476

472

471

474

472

Карагандинская

624

615

606

593

590

590

Костанайская

697

681

654

639

615

612

Кызылординская

291

291

290

291

292

293

Мангистауская

117

121

123

122

121

128

Южно-Казахстанская

1025

1026

1031

1031

1032

1031

Павлодарская

474

466

456

447

436

431

Северо-Казахстанская

728

707

684

665

645

633

Восточно-Казахстанская

840

834

821

809

792

776

г. Астана

67

69

74

77

81

84

г. Алматы

244

243

241

239

239

242

 

В то же время сложные условия переходного периода, социально - экономические перемены породили ряд негативных факторов и в области образования. Принятые Конституция РК (1993 г.), Законы «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР» и другие законодательные акты вступили в противоречие с действующим законодательством республики в области образования. К концу 90-х годов, изменившиеся реалии в жизни казахстанского общества выявили несоответствие нормативно - правовой базы образования ее дальнейшему развитию.

Новые образовательные и информационные технологии, стандарты обучения и воспитания молодежи потребовали целесообразность принятия единого Закона «Об образовании», которые был принят 7 июня 1999 г. Парламентом РК. Он рассматривал несколько вопросов:

- в рамках уровня дошкольного воспитания и обучения предусматривается обязательная предшкольная подготовка 5 (6)-летних детей;

- законодательно закреплено то, что окончившие 9-й класс будут иметь право поступать в колледж, что значительно сократит количество безработных среди подростков и расширит их возможности в получении образования;

- сокращение нормативного срока обучения в вузе для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по однородной специальности, аналогичные льготы предусматриваются и для обучающихся в магистратуре;

- по новому законопроекту в систему образования страны включаются также негосударственный сектор образования, международные и иностранные учреждения образования и их филиалы;

- принципиально решаются вопросы информатизации, интеграции образования, науки и производства, а также внедрения в учебный процесс триязычия (казахский, русский, иностранный языки).

- законодательно закреплено право специалистов на бесплатное - один раз в пять лет, повышение квалификации в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с новым Законом обучение и организация учебно-воспитательной работы должна строиться по образовательным программам и по следующим направлениям:

- воспитание казахстанского патриотизма, осуществляемое через познание национальных, этнокультурных традиций и обычаев, через обучение родному языку, привитие уважения к историческому прошлому своего народа;

- правовое образование, формирующее высокую правовую культуру и правовое сознание;

- гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного образования;

- воспитание экономического, экологического, нравственного, художественно - эстетического мышления.

В Послании народу Казахстана Президент задал новую ступень в реформировании системы образования. Это приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам, развитие практики обучения в режиме он-лайн и создание в стране учебного телевидения, введение в учебные планы дополнительные часы по естественным наукам, привлечение в школы зарубежных преподавателей английского языка, внедрение аттестации учебных заведений на международном уровне.

3  Пути улучшения социальной системы Казахстана

 

 

3.1 Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана     

 

Социальная защита населения является неотъемлемой функцией любого ориентированного государства. Система социальной защиты поддерживает социальную стабильность в обществе, способствует сохранению его устойчивости в периоды ускоренного развития или трансформации от одной системы к другой. Вместе с тем как западные, так и восточные страны, включая индустриально развитые, имеют разные системы государственного социального обеспечения. что обусловлено существующими национальными традициями, а также и спецификой развития самих систем. Так, расходы на государственное социальное обеспечение в одних странах составляют менее 15 % ВВП, а в других более 30 %. Объем социального обеспечения в решающей степени зависит от эффективности экономики страны. В экономически слабых странах система социальной защиты в состоянии обеспечить лишь относительно низкий уровень социальных гарантий. С ростом экономики становится возможным расширить и систему государственного социального обеспечения в трех направлениях: расширение сферы социального обеспечения; расширение состава социально защищенных групп; увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира можно разбить на три группы: скандинавская, немецкая и английская.

Скандинавская система, существующая в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, придерживается принципов: все проживающие в стране имеют право на социальное обеспечение; все работающие имеют право на льготы, зависящие от заработка. Государство в качестве своей главной политической задачи выдвигает полную занятость и берет на себя за это ответственность.

Основным принцип системы Бисмарка является предоставление возможности членам общества заработать средства, необходимые для обеспечения достойной жизни в настоящем и благополучия в будущем. Государства, относящиеся к этой системе (Германия, Франция, Греция), главной политической задачей ставят защиту доходов при возложении ответственности за возможность иметь работу на работника.

Система Бевериджа, распространенная в Англии и Ирландии, исходит из принципов: каждый гражданин должен быть охвачен социальным страховым пособием или социальной помощью в критических случаях (болезнь, пенсионный возраст, смерть, роды и т.д.). Главной задачей, за которую несет ответственность государство, является защита минимальных доходов.

Если рассматривать трансформацию систем социального обеспечения в странах СНГ, то можно сказать, что они движутся от Скандинавской системы к системе Бевериджа.

В нашей республике в системе социальной защиты можно выделить систему мер по государственному социальному страхованию и систему адресной социальной поддержки социально уязвимых слоев населения.

Пенсионное обеспечение занимает особое место в государственной системе социальной защиты населения.

До 1 января 1998 года действовала система пенсионного обеспечения, реализуемая по правилам распределительной системы, основанной на строго централизованной плановой экономике с полной государственной собственностью. В такой форме она не способна далее существовать, в связи с чем начато реформирование системы пенсионного обеспечения в республике.

В настоящее время в республике пенсионным обеспечением охвачено более 2,7 млн. пенсионеров, в т.ч. свыше 420 тыс. инвалидов.

Пенсионная система, основанная на солидарности поколений, в новых экономических условиях потеряла свою эффективность, так как предполагает финансирование ее как в настоящее время, так и в перспективе за счет субсидий из средств бюджета государства.

Недостатки существующей системы привели к хроническим задержкам пенсионных выплат. Возникающие трудности в пенсионном обеспечении вызвали необходимость проведения реальных мер по радикальному изменению действующей пенсионной системы. В июне месяце 1997 г. принят новый Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", с 1 января 1998 года он полностью вступил в силу.

Закон в первую очередь предусматривает реализацию одной из задач государства — сохранить достигнутые права состоявшимся пенсионерам и имеющим не менее 6-ти месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться из Государственного центра по выплате пенсий.

Второе — это переход к системам накопления пенсионных сбережений. В этих целях созданы Государственный накопительный пенсионный фонд и Негосударственные накопительные пенсионные фонды, в которые будут отчисляться обязательные страховые взносы от доходов каждого работающего гражданина республики. Эти накопления им при достижении пенсионного возраста будут выплачиваться в виде пенсии.

Третье — в новой системе законодательно обеспечивается добровольное дополнительное пенсионное обеспечение.

Новая пенсионная система предполагает, что при выходе на пенсию плательщик пенсионных взносов может накопить средства для своего пенсионного обеспечения в размерах, значительно превышающих сумму страховых взносов.

В 1998 году начала действовать в республике новая система пенсионного обеспечения. С этого времени начинается  персонифицированный учет страховых взносов и уровень пенсии в перспективе будет напрямую зависеть от вкладов работников через пенсионные накопления. Но лишь к 2030 году количество лиц, получающих пенсию из Государственного Центра по выплате пенсий, значительно уменьшится.

Система социальной защиты населения предполагает защиту населения в случае потери трудоспособности на период болезни. Для финансирования этой программы формируется Фонд социального страхования за счет начислений на заработную плату. Отчисления производит работодатель в размере 1,5 % от фонда заработной платы. Фонд дефицитен, и вся система государственного социального страхования на случай потери трудоспособности на период болезни нуждается в коренном реформировании. Значительная часть медицинских услуг финансируется за счет Фонда обязательного медицинского страхования, отчисления в него делаются работодателем в размере 3 % от фонда заработной платы.

Одним из видов социальной защиты является государственное социальное страхование от безработицы.

Ситуация на рынке труда характеризуется падением спроса на рабочую силу, дальнейшим высвобождением работников, перерастанием скрытой безработицы в явную.

Система социальной защиты трудоспособных граждан, потерявших работу, также нуждается в совершенствовании. Уже разработан новый закон о занятости населения, где сделана попытка привести все в соответствие с изменившимся базисом.

Сегодня социальные проблемы в обществе, связанные со сложным положением экономики и ухудшением вследствие этого материального положения, как основной массы работающих, так и неработающих граждан усугубляются наличием многих социальных законов, предоставляющих многочисленные льготы различным категориям граждан. Значительная часть льгот, связанная с пенсионным обеспечением, отменена.

За годы суверенитета было принято немало социальных законов. Кроме того, в республике много ведомственных льгот для полных сил и здоровья трудоспособных людей, т.е. по-советски розданы различного рода льготы взамен достойной оплаты труда. Остатки давления прошлого менталитета, сформированного социалистическим государством на основе патернализма и всеобщности задач, мешают осознать в полной мере необходимость отказа от этих, во многом искусственно порожденных льгот, финансирование которых обеспечить в ближайшем будущем республика не в состоянии.

Информация о работе Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана