Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:24, курсовая работа
Актуальность темы велика как никогда раньше, ведь именно проведение государством грамотной социальной политики отражается на благополучии и благосостоянии народа – единственного источника власти в современном демократическом государстве.
Введение
Сущность социально-экономической политики государства
Система социально-экономической политики
Основные направления социально-экономической политики государства
Социальная защищенность граждан
Анализ социально-экономической политики Казахстана
Социальное страхование
Социальная защита в Казахстане
Оценка социально-экономического развития Казахстана
Пути улучшения социальной системы Казахстана
Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время в республике в соответствии с Планом действий Правительства Республики Казахстан и Плану мероприятий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1998 год проводится работа по поэтапной замене действующей системы льгот компенсационными выплатами и пересмотру законодательной базы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан. В настоящее время в работе по наведению порядка в части упорядочения в предоставлении льгот и постепенной замене натуральных льгот их денежным эквивалентом с целью создания адекватной рыночным отношениям системы социального обеспечения уже имеются результаты.
Государством продолжает оказываться помощь по традиционно устоявшимся направлениям: помощь инвалидам (протезирование, сурдотифлотехника), компенсация по экологическим законам, реабилитированным и пострадавшим на ЧАЭС, выплаты инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, финансируются переселенческие мероприятия.
В настоящее время вопросы социальной поддержки именно нуждающихся слоев населения являются одной из важных проблем.
Переход республики на рыночные отношения сделал необходимым уход от всеобщего благоденствия государственного распределителя. Если раньше традиционно важными факторами были дотации и контроль за ценами на основные виды товаров и услуг и всему населению практически полностью оплачивалась стоимость жилищно-коммуналъных услуг, значительные средства из бюджета расходовались на общественный транспорт и дотацию на производство хлебопродуктов, то теперь государство полностью ликвидировало дотации и в вопросах улучшения уровня жизни населения осуществляется переход к мерам социальной защиты населения с высокой степенью адресности. Социальная помощь оказывается только тем, кто по объективным причинам не может обеспечить себя и свою семью.
Ввиду сложившегося менталитета подавляющего большинства населения, привыкшего к тотальной поддержке со стороны государства, переход к адресной дифференцированной защите малоимущих слоев населения происходит достаточно сложно.
Для реализации основных направлений социальной политики Республики Казахстан в части адресной социальной поддержки населения разработаны нормативно-правовые документы, в которых определены конкретные пути и механизмы оказания помощи.
Первым документом, регламентирующим вопросы социальной поддержки населения, было постановление правительства по утверждению положения об оказании социальной помощи семьям, имеющим детей.
Положение было принято в 1991 году, когда в качестве компенсации в связи с ростом цен и удорожанием продуктов питания и детской одежды, семьям с несовершеннолетними детьми стали выплачиваться семейные пособия, которые выдавались на всех детей без исключения, независимо от дохода семьи. В 4 квартале 1992 года для уменьшения расходования бюджетных средств были установлены ограничения для получения единых пособий и социальную поддержку стали получать лишь те, кто действительно в ней нуждался.
В дальнейшем финансовые сложности привели к необходимости установления более жестких условий для оказания материальной поддержки семей, имеющих детей. С 1997 г. отменены пособия одиноким матерям и пособия на период розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов. Теперь пособие на детей назначается только в том случае, если среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает двукратный размер расчетного показателя, принятого для исчисления пенсий и иных социальных выплат.
Если ранее система социальной защиты населения предусматривала оказание помощи определенным группам населения, которые считались социально уязвимыми, то в настоящее время социальная поддержка именно нуждающихся малообеспеченных слоев населения является преобладающей.
В соответствии с Положением о порядке оказания социальной помощи семьям, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан, определено пять видов пособия на детей, это:
- единое пособие семьям, имеющим детей. Право на получение единого пособия имеют семьи, среднемесячный среднедушевой совокупный доход в которых не превышает двух размеров расчетного показателя, принятого для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат;
- неработающим матерям, имеющим четырех и более детей до 7 лет;
- на детей военнослужащих срочной службы;
- на детей, инфицированных вирусом приобретенного иммунодефицита человека или больных СПИДом;
- на детей-инвалидов с детства, воспитывающихся и обучающихся на дому.
Каждый из перечисленных видов пособий назначается и выплачивается независимо от получения других видов пособий, предусмотренных Положением.
Размеры пособий регламентируются Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" в процентах от расчетного показателя.
Единое пособие семьям, имеющим детей, не назначается и не выплачивается на период, когда в семье трудоспособный отец ребенка не работает, не учится по дневной форме обучения, не служит в армии и не зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости.
Хотя изменения по оказанию помощи нуждающимся делаются в части усиления ее адресности, имеются принципиальные недостатки действующей системы социальной защиты населения.
Предложения по внесению изменений в действующее положение о назначении пособий семьям, имеющим детей, внесены в правительство.
В помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, Законом "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан" предусмотрено предоставление матери ребенка-инвалида, воспитывающегося и обучающегося на дому, материального обеспечения в размере стоимости содержания детей-инвалидов в домах-интернатах. Этот размер также устанавливается Законом о республиканском бюджете.
Кроме того, Указом Президента Республики Казахстан неработающим матерям, имеющим четырех и более детей в возрасте до 7 лет, выплачивается пособие, дополнительно к пособию, которое выплачивается независимо от дохода, предусмотрены бесплатная выдача лекарств для детей в возрасте до 14 лет. Они имеют преимущества в получении земельных участков, приобретении кормов для содержания личного скота и т.п.
Однако выплачиваемое в настоящее время ежемесячное пособие многодетным матерям, имеющим четырех и более детей в возрасте до 7 лет, не оправдало себя. Для того, чтобы получить пособие, женщина должна рожать с интервалом между родами менее двух лет, при этом ухудшается здоровье матери, т.к. не соблюдается интервал между родами для восстановления здоровья. В связи с этим считаем целесообразным изменить подходы к социальной поддержке многодетных семей.
Финансирование расходов на социальную поддержку населения осуществляется в основном из местных бюджетов.
Кроме того, имеется примерное Положение о порядке организации адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам на местном (региональном) уровне. В соответствии с этим постановлением государственная поддержка социально-уязвимых слоев населения должна дополняться помощью, которую им могут оказывать местные органы исполнительной власти к пенсиям, пособиям и стипендиям, оказывается натуральная помощь, предоставляются целевые пособия на конкретные нужды семьи (приобретение одежды, домашней утвари, топлива, лекарств и др.), пособия для оплаты транспортных услуг и т.п.
Однако из-за отсутствия средств такая помощь практически не оказывается, поэтому создание Общенационального фонда по поддержке малообеспеченных граждан даст возможность оказывать реальную помощь малообеспеченным гражданам. Постановлением правительства "О мерах по созданию Общенационального фонда по поддержке малообеспеченных граждан" определены основные направления деятельности фонда:
- предоставление малообеспеченным гражданам материальных и финансовых ресурсов;
- оказание услуг (проведение работ) малообеспеченным гражданам, содействие в реализации социальных программ;
- координация и контроль за деятельностью региональных фондов по поддержке малообеспеченных граждан.
Основной задачей при реформировании системы социальной поддержки населения является повышение ее эффективности. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов стоит задача повышения эффективности действующих программ с учетом изменений в обществе и усиления адресности социальной поддержки населения. Первостепенное значение приобретает совершенствование действующей системы, поиск нетрадиционных подходов и разнообразных форм в целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, пересмотр распределения бюджетных ассигнований, поиск новых источников финансирования и возможности большего участия частного сектора.
В целях повышения эффективности системы адресной социальной поддержки населения предполагается прежде всего изменение процедуры оказания адресной социальной помощи нуждающимся без изменения критериев выбора контингента для оказания помощи, а затем переход к поэтапному доведению доходов малообеспеченных слоев населения до прожиточного минимума.
Вышеуказанные направления совершенствования адресной социальной поддержки населения предусматривают три этапа в соответствии со стратегией социального развития до 2030 года.
Для улучшения оказания социальной помощи малоимущему населению в территориальных центрах социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и в отделениях социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам будет разработан механизм привлечения средств благотворительных фондов и Международного Красного Креста.
Реформирование системы социальной защиты населения связано с необходимостью обеспечения реализации социальных программ, облегчающих положение беднейшей части населения. При этом предполагается направление имеющихся ресурсов на улучшение материального положения нуждающихся посредством усиления адресной системы социальной защиты населения в республике и более эффективного использования бюджетных средств, направляемых на социальную защиту.
Реформирование системы социальной поддержки для адресного предоставления ее наиболее нуждающимся семьям и сохранения при этом стимулов к труду требует разработки нового механизма оказания адресной социальной помощи, объединив их в один вид — доплату до черты бедности. Черта бедности должна быть установлена на уровне, обеспечивающем прожиточный минимум.
Размер пособия будет дифференцироваться в зависимости от материального положения семьи и ее размера и состава через механизм доплат до прожиточного минимума.
Исходя из этого, необходима такая система социальной помощи бедным слоям населения, которая, с одной стороны, поддерживала бы их на определенном уровне, и, с другой стороны, не снижала определенные стимулы к труду. Этого можно достичь, придав такой системе доплатной характер, т.е. обеспечить каждой семье, относящейся к категории нуждающихся, минимально допустимый уровень дохода (черту бедности), к которому стремится, но не способна самостоятельно достичь наиболее экономически уязвимая часть населения (пенсионеры и инвалиды, многодетные, неполные и опекунские семьи).
Таким образом, размер пособия мог бы дифференцироваться в зависимости от социально-экономического положения семьи и ее состава.
Учитывая обострение демографической обстановки в республике, перед нашей страной стоит задача разработки и осуществления государственной политики в области народонаселения, адекватной новой ситуации.
В 2010-2030 годы для достижения целей, поставленных в стратегическом плане развития республики на 2000-2030 годы, в вопросах численности населения в нашей республике необходимо внести изменения в систему социальной защиты населения. Необходимо изменение политики в помощи семьям с детьми в целях стимулирования рождения первых четверых детей при соблюдении интервала рождения между ними в 3 года.
Также целесообразно создание государственных и содействие в организации частных служб по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми, создание центров социальной адаптации для женщин, подростков и детей, ушедших из дома, вернувшихся из мест заключения, после принудительного лечения в наркодиспансерах, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально обусловленными заболеваниями, детей из числа беженцев, а также находящихся в колониях различного типа. В центрах будет оказываться как психологическая помощь, так и помощь в получении профессии и в поиске работы.
Необходимо открытие центров по оказанию помощи в дневном содержании престарелых членов семьи, нуждающихся в постороннем уходе, безработным на период поиска ими работы или обучения профессии.
Целью реформирования системы социальной защиты в целом и, в частности, системы социальной поддержки социально-уязвимых слоев населения является необходимость повышения эффективности последней.
Заключение
В течение почти 15 последних лет XX века казахстанское общество находилось в состоянии переходного периода. С середины 80-х годов, - в составе СССР под лозунгом перестройки, а с начала 90-х - в условиях самостоятельного развития Казахстана, в рамках курса радикальных реформ оно переживает процесс ломки сложившихся за предшествующую советскую эпоху основ идеологии, экономической, политической, социальной и духовной жизни. Эти годы оказались для Казахстана как важной исторической вехой для строительства независимого суверенного государства, так и периодом трудного и неоднозначного поиска новых форм социально - экономического и политического развития, оптимальных путей вхождения в мировое сообщество. В этот период появилась необходимость решать вопросы, связанные с предложением рабочей силы, ее квалификационными характеристиками, уровнем занятости населения, социальной защищенности, демографической ситуацией, репродуктивным поведением населения. В этих условиях проблема выработки новой социально - культурной политики государства стала одним из актуальных задач. Необходимо было достигнуть определенного уровня равновесия в общественной жизни, разрешить социальные противоречия, сохранить или восстановить баланс стратегических и тактических общественных противоречий.
Информация о работе Меры, предпринимаемые государством по улучшению социальной системы Казахстана